Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Учил Рова: если человек проявляет три качества — милосердие, стыдливость и добродетельность, то очевидно, что он — из потомков Авраама»Вавилонский Талмуд, Йевамот 79а

Хава прибавила что-то от себя к словам Всевышнего?

Темы: Первородный грех, Берешит, Змей, Зеев Гершензон, Постановления мудрецов, Адам, Хава

Отложить Отложено

Во второй главе книги Берешит сказано: «И повелел Господь Б-г человеку так: От всякого дерева в саду можешь есть. Но от древа познания добра и зла, не ешь от него». Жена же говорит змею: «Но от плодов дерева, которое среди сада, — сказал Б-г, — не ешьте от него, и не касайтесь его». Добавила от себя «не касайтесь его». То есть, прибавила к словам. Но ведь в иудаизме «ограда закона» — занимает центральное место в повседневном служении Б-у. Мы соблюдаем не только написанное (слова Б-га), но и «прибавленное к написанному» (постановления мудрецов). В чем же виновата жена? Как это объяснить? Л.

Отвечает рав Зеев Гершензон

Здравствуйте, уважаемая Л.,

Мишна в трактате Авот де-Раби Натан (1-я глава) объясняет, что эти слова добавил от себя Адам, а не его жена, Хава. Он хотел уберечь себя и жену не только от нарушения запрета съесть плод, за что полагалась смерть, но даже от прикосновения к дереву. И потому не передал ей буквально слова Вс-вышнего, а выдал свое дополнение «не касайтесь его» за запрет, данный Б-гом.

Далее мишна рассказывает, как Нахаш (Змей) заговорил с Хавой и как она рассказала ему о запрете Вс-вышнего прикасаться к дереву. Нахаш прикоснулся к дереву и сказал Хаве: «Видишь! Как прикоснувшийся — не умирает, так и съевший от этого дерева — не умрёт!». Так ему удалось перехитрить жену Адама, внушив, что всё, сказанное ей Адамом, — ложь.

Добавляет мишна: «Отсюда учат: пусть не добавляет человек к услышанному!».

О постановлениях мудрецов Вы задаете правильный вопрос. Его задает автор комментария на Авот де-Раби НатанБиньян Йеошуа.

Вы спрашиваете об «ограде вокруг Закона». Биньян Йеошуа объясняет, что ивритское слово סייג(сйаг), которое мы переводим как «ограждение», «отдаление» (от нарушения), может нести два значения:

  • 1. Добавление к существующему запрету — запрещено немного больше, чем было изначально, чтобы не допустить нарушения основного запрета («ограда вокруг Торы»). Это похоже на сад, вокруг которого есть изгородь — чтобы надежнее защитить его (и отвратить нарушителей). Важно, чтобы такая изгородь была. И соответственно этому принято множество постановлений мудрецов о нашем повседневном служении Б-гу, чтобы оградить нас от нарушения запретов Торы.
  • 2. «Ограждение» того, что мы произносим («ограда вокруг своих слов»). Не следует говорить больше нужного, добавлять «от себя». На языке наших мудрецов этот запрет называется баль тосиф — «не добавлять лишнего». И в этом была роковая ошибка Адама. Он сделал «ограду», чтобы не нарушить запрет Творца («ограду вокруг Торы»). Но должен был также объяснить Хаве, где сам запрет, а где «ограда» вокруг него (сделать «ограду вокруг своих слов»). Такое «отдаление от нарушения» не привело бы ни к чему дурному, Хава не поверила бы тому, в чем убеждал ее Нахаш.
  • Итак, мудрецы учат нас тому, что, строя «ограду» вокруг запрета там, где есть возможность его нарушения, — необходимо ясно дать понять, что «ограда» — не сам запрет, а существует лишь для того, чтобы уберечь нас от нарушения запрета. Иначе можно преступить баль тосиф.

    Следует помнить, что нельзя не только говорить, но и делать «лишнее», расширяя запрет. Рассказывают, что Виленский Гаон совершал обряд Авдала на исходе Песаха не на вино (как это традиционно принято), а на пиво, чтобы не нарушить запрет баль тосиф — ведь квасное запрещено только в праздник Песах, а сразу по его окончании — разрешено.

    С уважением, Зеев Гершензон

    Материалы по теме


    Еврейский народ за века изгнания пережил много бед и гонений. Еврейские погромы стали таким распространенным явлением, как и антисемитизм в целом. Мы рассмотрим всю многовековую «практику» погромов: с чего все началось, как возникали погромы, какие из них имели самые ужасные последствия. Читать дальше

    История еврейского народа 68. Эпидемии в Европе: черная смерть

    Рав Моше Ойербах,
    из цикла «История еврейского народа»

    В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.

    История еврейского народа 101. Польские евреи после трагедии 5408 (1648) года

    Рав Моше Ойербах,
    из цикла «История еврейского народа»

    В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.

    Ам Исраэль хай 46. Черта оседлости 1820-1880. Царь Александр III

    Рав Берл Вайн,
    из цикла «Ам Исраэль хай»

    Агрессивная ассимиляция начала приносить свои плоды. Всё больше и больше евреев пренебрегали традициями и высказывали сомнение в отношении заповеданного народу Израиля пути.

    13
    вопросов

    Новый год

    Этот тест прошли 270 раз

    Хорошо ли вы знаете историю этого праздника?

    История еврейского народа 94. Польские евреи до событий 5408 (1648) года

    Рав Моше Ойербах,
    из цикла «История еврейского народа»

    Название страны, «Полин», евреи поняли как сочетание двух еврейских слов — по — «здесь» и лин - «переночуй»,

    Ам Исраэль хай 3. Жуткая бойня

    Рав Берл Вайн,
    из цикла «Ам Исраэль хай»

    Богдан Хмельницкий — фигура зловещая. Стремление к свободе обернулось для евреев массовыми погромами и преследованиями.

    Ам Исраэль хай 48. Времена меняются

    Рав Берл Вайн,
    из цикла «Ам Исраэль хай»

    Лозунг «Бей жидов, спасай Россию» воплощается. Погромы на юге России негласно поддерживаются царским правительством.

    Хахам Цви

    Рав Александр Кац,
    из цикла «Еврейские мудрецы»

    ...Рассказывают, что во время казацкого восстания его отец, р. Яаков Ашкенази-Зак из Вильно, был захвачен в плен. Два еврея, которым удалось укрыться и спастись, видели, что он был убит во время расправы над пленными. Они сообщили об этом его молодой вдове, и раввинский суд, выслушав их свидетельства, разрешил ей создать новую семью. Спустя несколько лет она согласилась на помолвку, однако в ночь перед свадьбой, вызвав всеобщее потрясение, возвратился домой р. Яаков...