Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Хава прибавила что-то от себя к словам Всевышнего?

Темы: Первородный грех, Берешит, Змей, Зеев Гершензон, Постановления мудрецов, Адам, Хава

Отложить Отложено

Во второй главе книги Берешит сказано: «И повелел Господь Б-г человеку так: От всякого дерева в саду можешь есть. Но от древа познания добра и зла, не ешь от него». Жена же говорит змею: «Но от плодов дерева, которое среди сада, — сказал Б-г, — не ешьте от него, и не касайтесь его». Добавила от себя «не касайтесь его». То есть, прибавила к словам. Но ведь в иудаизме «ограда закона» — занимает центральное место в повседневном служении Б-у. Мы соблюдаем не только написанное (слова Б-га), но и «прибавленное к написанному» (постановления мудрецов). В чем же виновата жена? Как это объяснить? Л.

Отвечает рав Зеев Гершензон

Здравствуйте, уважаемая Л.,

Мишна в трактате Авот де-Раби Натан (1-я глава) объясняет, что эти слова добавил от себя Адам, а не его жена, Хава. Он хотел уберечь себя и жену не только от нарушения запрета съесть плод, за что полагалась смерть, но даже от прикосновения к дереву. И потому не передал ей буквально слова Вс-вышнего, а выдал свое дополнение «не касайтесь его» за запрет, данный Б-гом.

Далее мишна рассказывает, как Нахаш (Змей) заговорил с Хавой и как она рассказала ему о запрете Вс-вышнего прикасаться к дереву. Нахаш прикоснулся к дереву и сказал Хаве: «Видишь! Как прикоснувшийся — не умирает, так и съевший от этого дерева — не умрёт!». Так ему удалось перехитрить жену Адама, внушив, что всё, сказанное ей Адамом, — ложь.

Добавляет мишна: «Отсюда учат: пусть не добавляет человек к услышанному!».

О постановлениях мудрецов Вы задаете правильный вопрос. Его задает автор комментария на Авот де-Раби НатанБиньян Йеошуа.

Вы спрашиваете об «ограде вокруг Закона». Биньян Йеошуа объясняет, что ивритское слово סייג(сйаг), которое мы переводим как «ограждение», «отдаление» (от нарушения), может нести два значения:

  • 1. Добавление к существующему запрету — запрещено немного больше, чем было изначально, чтобы не допустить нарушения основного запрета («ограда вокруг Торы»). Это похоже на сад, вокруг которого есть изгородь — чтобы надежнее защитить его (и отвратить нарушителей). Важно, чтобы такая изгородь была. И соответственно этому принято множество постановлений мудрецов о нашем повседневном служении Б-гу, чтобы оградить нас от нарушения запретов Торы.
  • 2. «Ограждение» того, что мы произносим («ограда вокруг своих слов»). Не следует говорить больше нужного, добавлять «от себя». На языке наших мудрецов этот запрет называется баль тосиф — «не добавлять лишнего». И в этом была роковая ошибка Адама. Он сделал «ограду», чтобы не нарушить запрет Творца («ограду вокруг Торы»). Но должен был также объяснить Хаве, где сам запрет, а где «ограда» вокруг него (сделать «ограду вокруг своих слов»). Такое «отдаление от нарушения» не привело бы ни к чему дурному, Хава не поверила бы тому, в чем убеждал ее Нахаш.
  • Итак, мудрецы учат нас тому, что, строя «ограду» вокруг запрета там, где есть возможность его нарушения, — необходимо ясно дать понять, что «ограда» — не сам запрет, а существует лишь для того, чтобы уберечь нас от нарушения запрета. Иначе можно преступить баль тосиф.

    Следует помнить, что нельзя не только говорить, но и делать «лишнее», расширяя запрет. Рассказывают, что Виленский Гаон совершал обряд Авдала на исходе Песаха не на вино (как это традиционно принято), а на пиво, чтобы не нарушить запрет баль тосиф — ведь квасное запрещено только в праздник Песах, а сразу по его окончании — разрешено.

    С уважением, Зеев Гершензон

    Материалы по теме


    В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

    Недельная глава Мецора

    Нахум Пурер,
    из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

    Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

    Избранные комментарии к недельной главе Мецора

    Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
    из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

    Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

    Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

    Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
    из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

    Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

    Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

    «Оцарот»

    В нашей главе описаны виды проказ