Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Хава прибавила что-то от себя к словам Всевышнего?

Темы: Первородный грех, Берешит, Адам, Хава, Змей, Зеев Гершензон, Постановления мудрецов

Отложить Отложено

Во второй главе книги Берешит сказано: «И повелел Господь Б-г человеку так: От всякого дерева в саду можешь есть. Но от древа познания добра и зла, не ешь от него». Жена же говорит змею: «Но от плодов дерева, которое среди сада, — сказал Б-г, — не ешьте от него, и не касайтесь его». Добавила от себя «не касайтесь его». То есть, прибавила к словам. Но ведь в иудаизме «ограда закона» — занимает центральное место в повседневном служении Б-у. Мы соблюдаем не только написанное (слова Б-га), но и «прибавленное к написанному» (постановления мудрецов). В чем же виновата жена? Как это объяснить? Л.

Отвечает рав Зеев Гершензон

Здравствуйте, уважаемая Л.,

Мишна в трактате Авот де-Раби Натан (1-я глава) объясняет, что эти слова добавил от себя Адам, а не его жена, Хава. Он хотел уберечь себя и жену не только от нарушения запрета съесть плод, за что полагалась смерть, но даже от прикосновения к дереву. И потому не передал ей буквально слова Вс-вышнего, а выдал свое дополнение «не касайтесь его» за запрет, данный Б-гом.

Далее мишна рассказывает, как Нахаш (Змей) заговорил с Хавой и как она рассказала ему о запрете Вс-вышнего прикасаться к дереву. Нахаш прикоснулся к дереву и сказал Хаве: «Видишь! Как прикоснувшийся — не умирает, так и съевший от этого дерева — не умрёт!». Так ему удалось перехитрить жену Адама, внушив, что всё, сказанное ей Адамом, — ложь.

Добавляет мишна: «Отсюда учат: пусть не добавляет человек к услышанному!».

О постановлениях мудрецов Вы задаете правильный вопрос. Его задает автор комментария на Авот де-Раби НатанБиньян Йеошуа.

Вы спрашиваете об «ограде вокруг Закона». Биньян Йеошуа объясняет, что ивритское слово סייג(сйаг), которое мы переводим как «ограждение», «отдаление» (от нарушения), может нести два значения:

  • 1. Добавление к существующему запрету — запрещено немного больше, чем было изначально, чтобы не допустить нарушения основного запрета («ограда вокруг Торы»). Это похоже на сад, вокруг которого есть изгородь — чтобы надежнее защитить его (и отвратить нарушителей). Важно, чтобы такая изгородь была. И соответственно этому принято множество постановлений мудрецов о нашем повседневном служении Б-гу, чтобы оградить нас от нарушения запретов Торы.
  • 2. «Ограждение» того, что мы произносим («ограда вокруг своих слов»). Не следует говорить больше нужного, добавлять «от себя». На языке наших мудрецов этот запрет называется баль тосиф — «не добавлять лишнего». И в этом была роковая ошибка Адама. Он сделал «ограду», чтобы не нарушить запрет Творца («ограду вокруг Торы»). Но должен был также объяснить Хаве, где сам запрет, а где «ограда» вокруг него (сделать «ограду вокруг своих слов»). Такое «отдаление от нарушения» не привело бы ни к чему дурному, Хава не поверила бы тому, в чем убеждал ее Нахаш.
  • Итак, мудрецы учат нас тому, что, строя «ограду» вокруг запрета там, где есть возможность его нарушения, — необходимо ясно дать понять, что «ограда» — не сам запрет, а существует лишь для того, чтобы уберечь нас от нарушения запрета. Иначе можно преступить баль тосиф.

    Следует помнить, что нельзя не только говорить, но и делать «лишнее», расширяя запрет. Рассказывают, что Виленский Гаон совершал обряд Авдала на исходе Песаха не на вино (как это традиционно принято), а на пиво, чтобы не нарушить запрет баль тосиф — ведь квасное запрещено только в праздник Песах, а сразу по его окончании — разрешено.

    С уважением, Зеев Гершензон

    Материалы по теме


    Пророк Моше в своей прощальной, напутственной речи, дает народу важные указания относительно судей и судебной системы, царя и многого другого. Читать дальше

    Недельная глава Шофтим

    Рав Ицхак Зильбер,
    из цикла «Беседы о Торе»

    Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»

    Общее объяснение принципов земного и Б-жественного руководства Израилем на примере заповедей о судьях

    Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
    из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

    В Торе описывается разветвленная система руководства. Малые суды, Санхедрин и царь — это основные юридические инстанции.

    Недельная глава Шофтим

    Нахум Пурер,
    из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

    Краткие эссе на тему недельной главы

    На тему недельной главы. Шофтим

    Рав Арье Кацин,
    из цикла «На тему недельной главы»

    «Слушай, Израиль! Вы выходите ныне на сражение с врагами вашими, — обращался коэн к евреям перед боем. — Да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не трепещите пред ними».