Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Слово мишпатим по-еврейски означает «законы». Мы приступаем к изучению еврейских законов, которые составляют суть Торы, суть и содержание еврейской жизни. Вернее, приступают к изучению те евреи, которые еженедельно читают соответствующую главу Торы; прочие читатели наших Выпусков приступают к ознакомлению с соответствующей недельной главой. Но будем надеяться, что когда-нибудь в будущем и они сядут учить Тору. По-настоящему.

В предыдущей главе были упомянуты Десять заповедей, полученных нашим народом на горе Синай через пророка Моше. Поскольку они имеют прямое отношение к законам, которыми полна нынешняя недельная глава, то давайте их перечислим: каждый еврей обязан верить во Всевышнего; не признавать ложных богов и не участвовать в изготовлении идолов; не клясться ложно именем Всевышнего; соблюдать Субботу; почитать родителей; не убивать; не прелюбодействовать; не участвовать в похищении людей; не лжесвидетельствовать; не домогаться при помощи принуждения того, чего не удается получить честным путем.

Многие учителя в этих правилах видят краеугольный камень, на котором стоит вся Тора. Но эти правила не самые первые в Торе, есть еще Семь законов, которые надлежит соблюдать не только евреям, но всем людям на земле. Называются они законами сыновей Ноаха (Ноя), поскольку в полном объеме были даны людям после Потопа. Вот они: каждому народу надлежит иметь справедливые суды; безусловно запрещено (кроме перечисленных выше идолопоклонства, убийства и прелюбодеяния): богохульствовать, красть и грабить, а также мучить животных. Повторяем, эти законы касаются всех, в том числе и евреев.

Трудны ли эти законы? Безусловно, нет. Они обязательны для исполнения, являя собой своего рода минимум на сдачу кандидатского экзамена для получения звания человека. Ведь «человек разумный» — он и есть «человек моральный».

Теперь несколько законов из нашей недельной главы. А вы сами определяйте, насколько они трудны для исполнения.

Если купишь раба-еврея, то максимум через шесть лет он должен выйти на свободу. Наши мудрецы говорили: приобрел раба — приобрел господина. И действительно, если в доме одна постель или последний кусок хлеба, отдай их рабу. Объявись у твоего раба еще и жена-еврейка, ее вместе с детьми кормить и содержать должен ты, хозяин. Как видим, институт рабовладения у древних евреев несколько отличался от того, что мы учили про древних греков, римлян и помещицу Салтычиху.

Если нанес другому еврею телесное повреждение — не при защите от нападения, а в ссоре, — то заплатишь и за лечение, и за простой в работе, пока тот выздоравливает. В другом месте сказано, что еще заплатишь за разорванное платье, за неизлечимое увечье и просто за оскорбление, если таковое случится, — ведь это тоже повреждение, только моральное.

Если ударил своего раба-нееврея и нанес ему тяжкое увечье, отпусти его на свободу без выкупа. (Тора подробно занимается рабами, чтобы показать, что охрана даже их прав весьма значима в ее глазах.

Социальная защита должна быть гарантирована всем.) Если принадлежащий тебе бык нанес ущерб имуществу другого еврея, то ты должен компенсировать его убыток. То же самое говорится не только о животных, которые могут бодаться, лягаться, кусаться, но и о яме, которую кто-то вырыл в месте, принадлежащем всем, и не закрыл; об огне, который может двигаться под силой ветра, направляясь от оставленного без присмотра костра в сторону чужого стога сена. За все надо расплачиваться, даже если ущерб нанесен тобой без прямого намерения.

(Из этих примеров про быка и огонь мы учим, что еврей несет ответ за любой ущерб, причиненный другому еврею посредством его имущества.) Укравший вещь, должен ее вернуть. А не вернул — заплатит вдвойне.

Как видим, кража не наказывается тюрьмой. И представьте, внутри еврейских общин никто никогда понятия не имел о таком постыдном явлении как воровство.

Вот еще несколько законов. Попробуйте найти им аналоги в известных вам современных законоположениях.

«Пришельца не притесняй и не угнетай, ибо вы сами были пришельцами в Египте… Ни вдовы, ни сироты не обижай… Если будешь ссужать деньгами того, кто обеднел, то не налагай на него процентов.

Залог верни до захода солнца».

«Не разноси ни о ком пустого слуха; не давай своей руки нечестивому, чтобы свидетельствовать о неправде. Не следуй за большинством на зло… Не отклоняй права того, кто нищ, в его тяжбе.

Сторонись неправды… Судебных подношений не принимай, ибо подношения ослепляют зрячих и извращают слова правых».

Интересные законы? А ведь они вручались нашему народу 33 столетия назад! Извините, но многие ли из современных обществ поднялись до их уровня? Кто-то спросит: какая польза от их соблюдения? Вот какая: Тора в той же главе вдруг прерывает список законов и объявляет от имени Творца: «Если сделаешь все, что Я говорю, то буду враждовать с твоими врагами и теснить твоих притеснителей». Отсюда следует, что, если мы не будем соблюдать Его законов, то нет на наших врагов управы. Ни в Израиле, ни в России, ни в Америке.


Недельная глава Ваикра («И призвал») начинает описание видов жертвоприношений. Читать дальше

Предисловие и общее содержание книги Ваикра

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В первой книге Б-жественной Торы рассказано о сотворении мира из ничего, о том, как сменяли друг друга первые поколения, и о том, как родились и жили наши святые праотцы. Рассказ о них доведен до того момента, как Яаков и его дети спустились в Египет.

О смысле жертвы шламим

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Есть целый ряд ситуаций, при которых Тора обязывает приносить мирную жертву. Такое жертвоприношение помогает укрепиться в вере.

Совершая мицву, не делай ее за чужой счет. Ваикра

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Словарь для читающих Тору на иврите. Ваикра

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

В помощь изучающим Пятикнижие