Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если нет правды (в словах) — нет милосердия, а значит, нет веры»Раби Нахман из Бреслава

Вдогонку Ковчега

30 апреля 2010, 15:08

Отложить Отложено

Наши уважаемые читатели подняли в прошлом посте ряд вопросов, касающихся способа переноски Ковчега.

В процессе обсуждения пришлось вашему покорному слуге попотеть и залезть с головой в глубину Ковчега вопроса. Результат: в иллюстрацию вносятся серьезные поправки.

Так что пост полностью оправдал свой тэг: для меня, по крайней мере это действительно был пробел в информации. Я бесконечно благодарен тем, кто поднял эту тему, и всем, кто принял участие в ее обсуждении. Надеюсь, что польза от этого будет для вас не менее ощутима, чем для меня. Спасибо!

Ниже - вкратце о результатах исследования, проведенного ВПС (для тех, кому интересно):

 

1. Из многих источников (Рамбам, Мидраш раба, гмара в Юма и Авода зара, Мальбим, РАБАХ, и многие другие) следует, что левиты, несущие Ковчег, шли к нему лицом: задние - спиной назад, передние - спиной вперед.

 

Кроме того, из гмары Менахот следует, что они шли внутри шестов, держась за шесты наружней рукой.

 

2. Много источников (Ирушалми, Мидрашим, РАШИ, Тосфот и многие другие) говорят о том, что во времена Мишкана было два Ковчега:

 

     а. Ковчег из дерева, который сделал Моше. Он имел те же размеры, что и второй, но на нем не было крувим, его шесты можно было вынимать из колец и хранился он в шатре Моше. В нем находились обломки первых скрижалей, разбитых после истории с тельцом. Этот ковчег шел перед ними по пустыне и сопровождал их на войну. Был спрятан на каком-то этапе (после входа в ЭИ или после постройки Храма).

 

      б. Ковчег из дерева, покрытый золотом, который сделал Бецалель. На его крышке были крувим, его шесты были сделаны так, чтобы их нельзя было вынуть из колец, он находился в Койдеш Кодошим. В нем были вторые скрижали. Этот ковчег в переходах двигался в середине стана, а во время войны оставался в Мишкане, а после - в Храме.

 

3. Гмара Менахот, исходя из размеров Ковчега, делает вывод о расположении его шестов, т.к. левиты, его несущие, должны поместиться между шестами. Следовательно, первый Ковчег несли тоже "изнутри", ведь его размеры были такими же, как и у второго.

 

4. Цафнат Паанеах говорит, что левиты шли лицом к Ковчегу по той причине, что в нем была Шхина (между крувим). Отсюда можно сделать вывод, что первый ковчег можно было нести, не поворачиваясь к нему лицом, ведь на нем не было крувим.

 

5. В том же предложении, где Рамбам упоминает о законе "неповорачивания к Ковчегу спиной", он говорит о том, что левиты должны быть предельно осторожны, чтобы шесты не двигались в кольцах, несмотря на то, что полностью вытащить их было невозможно. Отсюда можно предположить, что способ переноски Ковчега как-то связан с конструкцией шестов. А если так - то первый Ковчег несли лицом вперед, как и все остальные принадлежности (Менора, стол, жертвенник), ведь его шесты были сделаны так, же как и у них, съемными.

 

Как бы то ни было, на данном этапе я внес исправления в диспозицию левитов, вопрос ушел к раву Хаиму Каневскому шлит"а, а левиты остались ждать своей участи в таком виде:

 

 

Большое всем спасибо!

 

 

Теги: Иллюстрации, пробелы в информации