Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Зачем было делать шесты Ковчега съемными, если их все равно запрещено вынимать?

Темы: Звулун, Иссахар, Ковчег Завета, Изучение Торы, Зеев Гершензон

Отложить Отложено

Добрый день! В Шмот 25:14-15 сказано: «И вложи шесты в кольца на сторонах ковчега, чтобы носить ковчег на них. В кольцах ковчега будут шесты; не должны они отниматься от него». Зачем было делать шесты съемными, если их все равно запрещено вынимать? Артем

Отвечает рав Зеев Гершензон

Здравствуйте, уважаемый Артем,

В книге «Хафец Хаим: жизнь и деятельность»[1] приводится одна из речей великого еврейского мудреца, Хафец Хаима. Как мы знаем, каждый элемент в Мишкане и в Иерусалимском Храме, кроме выполнения своей основной функции, «намекал» на важнейшие моменты в мироздании. Это относится, среди прочего, и к ковчегу, и к шестам, которые были вложены в кольца по его сторонам. Вот как объясняет это Хафец Хаим:

Из того, что сказано в недельной главе Трума[2], мы можем понять намек. Ковчег Завета, в котором хранились скрижали, должен был быть покрыт ЧИСТЫМ ЗОЛОТОМ. С другой стороны, шесты ковчега должны были быть покрыты ЗОЛОТОМ, но не «чистым золотом». Как известно, Ковчег «символизирует» тех, кто изучает Тору[3]. А шесты — тех, кто поддерживает это изучение. Различие, о котором сказано выше — между качеством золота на Ковчеге и качеством золота на шестах, — показывает: от тех, кто удостоился поддерживать изучение Торы материально, не будет требоваться такой высокий духовный уровень, как от тех, кто занимается самим этим изучением[4].

Сказано также: «В кольцах Ковчега будут шесты; не должны они отниматься от него». То есть даже тогда, когда Ковчег находится в Святая святых[5], шесты должны быть вместе с ним. Здесь содержится намек: тому, кто поддерживает изучение Торы, запрещено прекращать поддержку даже на время, и благодаря этому удостоится он быть в Грядущем мире рядом со знатоком Торы, которого поддерживал, — на духовном уровне, подобном уровню этого мудреца. Как сказано об этом в Торе (Дварим 33:18): «Радуется Звулун при выходе своем, и Иссахар в своем шатре»[6]. Наши мудрецы трактуют эти слова так: уходя из этого мира — радуется Звулун, ведь в Грядущем мире его место будет в шатре мудрецов Торы, вместе с Иссахаром!

Рассказывают о двух друзьях. Один был известным раввином, жил в Иерусалиме. Он был великим праведником и знатоком Торы. Долгие годы его материально поддерживал друг, занимавшийся бизнесом. Оба они дожили до преклонных лет, и в день, когда раввина вызвали в Небесную ешиву, умер и его друг. Настолько его душа была связана с душой мудреца, которого он поддерживал…

Можно осуществить поддержку тех, кто изучает Тору и через наш сайт, например, тут: toldot.ru/money/limud/talmud/ или тут: toldot.ru/money/hesed/.

С уважением, Зеев Гершензон


[1] «הח"ח — חייו ופעלו», с. 500.

[2] Шемот, 25:11, 13

[3] Они — вместилище Торы, и Ковчег вмещал скрижали, на которых записана Тора.

[4] По всей видимости, имеется в виду требование, предъявляемое человеку Небесами, — его спрашивают обо всем, чем он должен был заниматься в этом мире.

[5] А не переносится при помощи шестов.

[6] Речь идет о двух коленах из колен Израиля: колено Иссахара изучало Тору, а колено Звулуна занималось бизнесом, поддерживая своих братьев, изучающих Тору.

Материалы по теме


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

Начало главы Ваэра. Книга Шмот 12

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Ваэра. Я выбираю свободу

Рав Ефим Свирский