Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В каком пространстве и времени существует рай?

Темы: Аризаль, Зоар, Душа, Каббала, Время, Духовность, Рай, Ковчег Завета, Материальность, Адам

Отложить Отложено

Рай существует в пространстве-времени? Или где? Больше спасибо. Ари

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте, Ари!

Спасибо за интересный вопрос.

Прежде, чем на него ответить, вкратце определимся с понятиями. Рай — это то, что в иудаизме называется «Ган-Эден», то есть что-то вроде «Сад Наслаждения».

Тора рассказывает о нем как о месте, куда был помещен Адам после сотворения (Берешит 2:8-14): «И насадил Господь Б-г сад в Эдене, с востока, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Б-г из земли всякое дерево, приятное на вид и годное в пищу, и дерево жизни среди сада, и дерево познания добра и зла. И выходит река из Эдена, для орошения сада, и оттуда разделяется и образует четыре главных реки. Имя одной — Пишон, она обтекает всю землю Хавилу, ту, где золото. И золото той земли хорошее; там хрусталь самородный и камень оникс. А имя второй реки — Гихон: она обтекает всю землю Куш. А имя третьей реки — Хидэкель, она течет на восток от Ашура; а четвертая река — это Прат».

Далее Тора рассказывает о грехе Адама и последовавшем за ним изгнании из Ган-Эдена (Берешит 3:23, 24): «И выслал его Господь Б-г из сада Эденского возделывать землю, откуда он взят. И изгнал Адама и поместил на востоке от сада Эденского керувим и с огнелезвием меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».

Из Устной Традиции нам известно, что после смерти души праведников также попадают в Ган-Эден. А что будет в Грядущем мире, то есть мире вечной жизни, когда грех Адама будет исправлен? Мнения мудрецов разделились. Рамбам[i] считает, что и это будет Ган-Эден, а Рамбан[ii] полагает, что у Грядущего мира — другая, неизвестная доселе сущность, что видно и из его названия — Грядущий мир (т. е. такой, которого ещё не было).

В каббалистической традиции различают нижний и верхний Ган-Эден. Оба они находятся в возвышенных духовных мирах: первый — в мире Брия, а второй — ступенью ниже, в мире Йецира. Именно в него был помещен Адам. (И сам Адам был полностью духовным, только после греха его душа облачилась в материальное тело, как сказано в Берешит 3:21: «И сделал Господь Б-г Адаму и его жене одежды кожаные, и облачил их»). Для сравнения, наш мир — ещё ступенью ниже, мир Асия (Действия), причем духовно мы находимся в самом низу мира Асия[iii].

Теперь вернемся к Вашему вопросу. Начнём со времени. Не вдаваясь в подробности, приведу отрывок из Вавилонского Талмуда (Санхедрин 38 б) — хронику первых часов жизни Адама, когда он ещё был в Ган-Эдене (в приблизительном переводе):

«В первый час — был собран для (сотворения) его прах земной, во второй — было создано тело, в третий — сформированы члены, в четвертый — помещена в него душа, в пятый — он встал на ноги, в шестой — он давал имена, в седьмой к нему присоединилась Хава… в десятый он согрешил, в одиннадцатый был осуждён, в двенадцатый — изгнан и ушел». То есть, как мы видим, время в Ган-Эдене существует, что и естественно для мира Йецира.

Теперь попробуем разобраться с местом. На первый взгляд, если Ган Эден, даже нижний, находится в мире Йецира, то есть в духовном мире, ни о каком «месте» речи быть не может. Тем не менее, это не совсем так. Уже в приведенных выше стихах Торы мы видим, что из Ган-Эдена вытекают четыре реки, которые находятся в нашем материальном мире.

Более того, в Вавилонском Талмуде (Тамид 34) рассказано об Александре Македонском: он подошел к входу в Ган-Эден и закричал, чтобы ему открыли. Ему, однако, было вежливо отказано. То есть, опять-таки, коммуникация Ган-Эдена с этим миром, происходящая в определенном месте, налицо.

Это всё ещё можно было бы как-то объяснить, сказать, что речь идёт о неких духовных каббалистических аспектах, но именно каббалисты не оставляют никаких сомнений в том, что у Ган-Эдена есть свое место здесь, на земле.

Так пишет Рамбан («Шаар а-Гмуль»; перевод приблизительный):

«Это основано на Торе и объяснено словами мудрецов, что Ган-Эден находится в этом мире, в одном из мест на земле, и четыре реки вытекают оттуда... и всё, что сказано о порядке творения, — всё истинно в своем непосредственном понимании...»

Об этом же говорит и книга «Шошан Эдут»[iv], подтверждая свои выводы цитатами из Книги Зоар[v]. И Аризаль пишет о том же, с дополнительными подробностями и объяснениями. Интересная деталь: и Рамбан, и Аризаль[vi] говорят, что место Ган-Эдена — на линии Экватора.

Всё это требует объяснения: как чисто духовный объект, относящийся к миру Йецира, может находиться в нашем материальном мире?

Прежде чем перейти к объяснению, приведу ещё один вопрос из этой же области: из Талмуда (Псахим 94) следует, что Ган-Эден в 60 раз больше этого мира. Нужно понять: как можно говорить о «размерах» духовного мира, да ещё сравнивать их с размерами мира материального?

Раби Йосеф-Хаим из Багдада, более известный как Бен Иш Хай[vii], отвечает на эти вопросы на основании сказанного в книге Аризаля «Эц Хаим». В частности, он говорит, что нижний и верхний Ган-Эдены предназначены для обитания возвышенных уровней души — руах и нэшама, а для более низкого уровня — нэфеш — есть свой Ган-Эден, который находится в этом мире и к которому приложимы понятия материи, т. е. можно говорить о его местоположении и размерах.

У этого Ган-Эдена есть свои земля и небо, а у его обитателей есть тела. Однако его материальность чрезвычайно утонченная и не воспринимается человеческим глазом. При этом по отношению к нашему миру грубой материи он не занимает места.

Чтобы объяснить этот феномен, Бен Иш Хай уподобляет его другой, намного более известной «аномалии». Талмуд в нескольких местах (см., например, Йома 21а) упоминает, что святой Ковчег Завета, который стоял в Святая Святых Храма, не занимал места. То есть, сумма расстояний от стенок Ковчега до стен Святая Святых равнялась расстоянию между этими стенами Святая Святых без ковчега. Это чудо объясняется тем, что в месте, где стоял ковчег, наш мир соединялся с мирами духовными, к которым понятие «место», «пространство» неприменимо.

С Ган-Эденом «происходит» что-то подобное. И вот этот Ган-Эден окружает нечто вроде двора, там вход в Ган-Эден и крувим (херувимы), и «с огнелезвием меч обращающийся», охраняющий путь к древу жизни. Именно в этот двор попал Александр Македонский.

Приведу и другое, по-моему, более простое объяснение, которое, однако, не противоречит предыдущему. Хотя Ган-Эден — возвышенный и духовный, он соприкасается с нашим материальным миром, подобно тому, как в самом человеке соединяется духовная душа с материальным телом.

При этом у каждого из трёх уровней души есть свое место соприкосновения с телом: у уровня нэфеш — в печени, у уровня руах — в сердце, у уровня нэшама — в мозгу. Так и у Ган-Эдена, несмотря на его духовность, есть место соприкосновения с этим миром.

Если продолжать эту аналогию, можно предположить, что, как душа влияет на тело, так и Ган-Эден влияет на наш мир. И, может быть, этим объясняется ощущение неземного блаженства при изучении Торы, соблюдении субботы и т. п., о таких моментах есть много рассказов еврейских праведников, а иногда и мы удостаиваемся их ощутить.

С уважением, и пожеланием хорошего года, Менахем Эпель

 

[i] Раби Моше бар-Маймон (аббревиатура Рамбам, латинская форма имени — Маймонид; 4895-4965/1135- 1204, Испания — Египет) — один из величайших еврейских законоучителей и мыслителей всех эпох.

[ii] Раби Моше бар-Нахман (Рамбан; 4954-5030 /1194-1270. Испания — Эрец-Исраэль ) — один из величайших еврейских мудрецов всех времен, глава своего поколения, выдающийся комментатор Торы и знаток сокровенной мудрости.

[iii] Всего нам известно четыре мира: Ацилут, Брия, Йецира и Асия, которые называют также, соответственно, мир Б-жественности, мир Трона, мир Ангелов и Нижний мир.

[iv] Автор — Биньямин-Зэев-Вольф бен-Шмуэль Боскович (5500-5579/1740-1818. Венгрия).

[v] Сефер А-Зоар или Зогар — «Книга Сияния», основополагающий труд по Каббале, сокровенной мудрости.

[vi] Раби Ицхак бар-Шломо Лурия Ашкенази (Ари а-Кадош, Аризаль; 5294-5332/1534-1572, Иерусалим, Египет, Цфат) — величайший праведник, чудотворец и знаток сокровенных разделов Торы.

[vii] Раби Йосеф-Хаим бар-Элияу из Вавилона (Бен Иш Хай; 5593-5669 /1833-1909) — выдающийся проповедник, законоучитель и каббалист, духовный лидер еврейских общин Востока.

 

Материалы по теме


Широко известно высказывание наших мудрецов, что сон — одна шестидесятая часть смерти. Во время сна человек не контактирует с внешним миром. Талмуд говорит, что человек видит во сне то, о чём он думал наяву. Сны зачастую — это лишь отражение событий или впечатлений, пережитых человеком за день. С другой стороны, сказано про сон, что «сон содержит шестидесятую часть пророчества». Читать дальше