Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Есть ли какая-нибудь сгула, чтобы ребенок вырос настоящим евреем?

Темы: Потомство, Воспитание в духе Торы, Шмуэль, Заповеди, Сидур, Сгула, Молитва

Отложить Отложено

Мы с женой ожидаем первого ребенка. Это волнительный период. Очень бы хотелось, чтобы наш первенец, как и мы, соблюдал заповеди. Мы знаем, что воспитать ребёнка религиозным в наше время очень непросто. А есть ли какая-нибудь сгула (особое «чудесное» средство), чтобы ребенок вырос настоящим евреем?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос.

К сожалению, сегодня, говоря о сгуле, люди часто имеет в виду некое магическое действие, которое волшебным образом решит все проблемы без приложения каких-либо иных усилий. Если так, то вопрос не совсем по адресу — в иудаизме нет легких путей.

Для достижения серьезной цели нужно приложить усилия, но, когда результат достигнут, человек получает от него значительно больше радости и ценит его гораздо больше.

От наших учителей мы получили несравнимо более действенный метод, к которому обращаются, когда нуждаются в помощи Небес, а именно — молитву.

Особые молитвы за детей

Наши мудрецы указывают несколько мест в молитвах, когда правильно «держать в голове» (лэиткавэн) духовное и физическое благополучие детей, а также добавлять личные просьбы об этом:

— в утренних благословениях, там, где говорится об изучении Торы — «Вэ-аарэв на» («Сделай так, Господь, чтобы слова Торы Твоей стали усладой в наших устах и в устах народа Твоего, дома Израиля. И пусть все мы и наши потомки, и потомки народа Твоего, дома Израиля, познаем имя Твое и бескорыстно изучать будем Тору Твою. Благословен Ты, Господь, Обучающий Торе народ Свой, Израиль!»).

— во втором благословении перед молитвой «Шма Исраэль» — «Аава раба» («Любовью великой Ты возлюбил нас…»).

— в молитве «У-ва лэ-Цийон» («И придет к Сиону избавитель…») после молитвы Амида — «лэмаан лё нига ла-рик, вэ-лё нэлед ла-беэла» («…чтобы нам не тратить сил напрасно и не порождать (для) смятения» или «не порождать в небытие»).

— можно просить за детей и в молитве Амида, в благословении «Шма колейну» («Услышь голос наш…») или по окончании молитвы, там, где можно добавлять личные просьбы.

— понятно, что ничто не заменит искренней молитвы от всего сердца, даже если молиться своими словами и даже просто в свободное время.

Что должна включать в себе молитва

Мидраш (в «Тана дэ-вэй Элияу») рассказывает об одном коэне, у которого было десять детей. Каждый день он молился, чтобы ни один из них не согрешил и не совершил непристойных действий. Затем все они вместе с Эзрой вернулись из Вавилонского галута (изгнания), и коэн не ушел из этого мира, пока не увидел, как все его сыновья служат в Храме. А некоторые из его потомков стали первосвященниками.

Из этого мидраша можно сделать, по крайней мере, два вывода. Во-первых, этот человек молился за детей, хотя не сказано, что у него были проблемы с детьми. Т. е., даже если с детьми всё хорошо, мы всё равно должны молиться за них. Во-вторых, основой его молитвы было, чтобы дети избежали греха и непристойных действий.

К сожалению, в наше время, когда мир наполнен нечистотой больше, чем когда-либо, мы как никогда ощущаем необходимость такой молитвы. Т. е., прежде всего, нужно молиться, чтобы дети не грешили и не совершали непристойного, а уже потом просить обо всех возможных достижениях в духовном и материальном плане, которых мы желаем нашим детям.

Пророк Шмуэль «вымоленный ребенок»

Общеизвестный еврейский обычай — читать за день до начала месяца Сиван молитву о потомстве, составленную великим еврейским мудрецом Шла а-Кадош. Шестого Сивана — Шавуот — праздник дарования Торы. Поэтому самое подходящее время молиться о том, чтобы дети шли путями Торы, — в преддверии ее дарования.

Но не все знают, что за несколько дней до этого, 28 Ияра — йорцайт (годовщина смерти) пророка Шмуэля, которого наши мудрецы называют главой всех пророков. Кроме того, именно он помазал на царство первого еврейского царя Шауля, а затем и Давида.

В этой связи уместно вспомнить историю рождения пророка Шмуэля: это произошло после долгих лет постоянных материнских молитв. Его мать, Хана, обещала посвятить ребенка, который родится, Всевышнему и сдержала свое обещание. Еще в детстве Шмуэля отправили к первосвященнику Эли в переносной Храм (Мишкан) в Шило, чтобы он учился у первосвященника. Сразу после этого в Книге Шмуэля рассказано о сыновьях Эли, которые совершали непристойные действия.

Альших в своем комментарии отмечает, что такой порядок изложения не случаен. Комментатор задает естественный вопрос: как могло случиться, что сыновья Эли, выросшие в хорошей семье, у отца-первосвященника, «сошли с пути»? А Шмуэль, который с ранних лет рос без родителей и воспитывался, говоря современным языком, «в общежитии», тем не менее стал великим пророком?

Альших отвечает на этот вопрос так: Шмуэль был не простым ребенком, он был «вымоленным» ребенком. Он пришел в этом мир благодаря неистовой молитве своей матери. И позже, когда сын находился в Шило, Хана не переставала усердно молиться за него. Именно это хранило и оберегало его.

Хасидская притча

Есть хасидская притча, которая точно показывает, каковы должны быть родительские усилия… К одному ребе (хасидскому наставнику) пришли родители, у сына которых были проблемы в хейдере. Ребе посоветовал им секретную сгулу, которая точно должна помочь: ежедневно умывать лицо перед сном.

Через две недели, в течение которых родители тщательно выполняли предписание ребе, они вернулись к нему, жалуясь, что ничего не изменилось и у сына по-прежнему проблемы. Возможно, они делают что-то не так? Может быть, недостаточно умывать только лицо или только водой? Услышав это, ребе улыбнулся и сказал: «Вы действительно меня неверно поняли. Я имел в виду, что нужно умываться слезами, молясь о сыне…»

Молитвы родителей остаются с детьми на всю жизнь

Родительская молитва влияет на детей всю жизнь. Великий раби Шимон бар-Йохай неоднократно называется в Талмуде просто «бар-Йохай» — сын Йохая. Кроме того, в известной песне, которую поют в годовщину его смертиЛаг ба-Омер, он тоже назван просто бар-Йохай, что подразумевает: свое величие он получил от родителей.

Есть также известная история о раве Мойше Штернбухе, который сейчас занимает пост главы раввинского суда «Эда Харедит» в Иерусалиме. Будучи молодым аврехом, он пришел на экзамен к Гаону из Чебина, ведущему мудрецу Торы того времени в Иерусалиме. Гаон из Чебина задал сложный вопрос, и рав Штернбух без задержки блестяще ответил на него. Гаон из Чебина очень удивился и сказал: «Это не твой ответ».

Рав Штернбух смутился и стал уверять, что он никогда не слышал этого ответа, это пришло ему в голову сейчас, во время экзамена. Гаон из Чебина еще несколько раз повторил: «Это не твой ответ», совсем смутив молодого авреха, а затем пояснил: «Это не твоей ответ, это ответ твоей мамы, которая усердно молилась за тебя».

Заключение

Таким образом, мы видим: молитва родителей — самое эффективное средство оберечь детей от невзгод и помочь их духовному росту. Есть молитвы, которые составили наши мудрецы, но совершенно не обязательно, чтобы это был именно установленный текст. Ничто не заменит искренней просьбы от всего сердца, даже если человек молится своими словами.

Не обязательно выбирать определённое время для молитвы, можно просто молиться в свободное время, читать Тэилим. Главное — чтобы молитвы шла из глубины сердца, перед такой молитвой раскрываются врата Небес.

Пусть Всевышний поможет всем нам вырастить детей хорошими евреями, идущими Его путями.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ