Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Сколько дают бедному? Столько, сколько ему не хватает. То есть, если речь идет о бедном, получающем милостыню тайно, жители города должны дать ему все недостающее.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
«Открытые разделы Торы – святы, а тайные разделы Торы – Святая Святых»

Рабби Йешая бар-Авраам а-Леви Гурвиц (Шла а-Кадош; ок. 5325-5390/ ок. 1565-1630/гг.) – один из духовных лидеров ашкеназских евреев, мыслитель и каббалист; автор книги Шней лухот а-брит («Две скрижали завета»).

Прямой потомок пророка Шмуэля, а также – выдающегося законоучителя из Прованса рабби Зерахии а-Леви (Бааль а-Маор). Потомки рабби Зерахии были изгнаны из Испании в 5252/1492/ году и нашли убежище в далёкой Богемии – в деревушке Гурвиц возле Праги (Сарэй а-Меа 1:16).

Рабби Йешая бар-Авраам а-Леви Гурвиц родился в Праге. Его отец, р. Авраам а-Леви Гурвиц, был авторитетным знатоком Торы, написавшим ряд книг, – самая известная из них, Хэсэд лэ-Авраам (Милосердие Аврааму), посвящена философским взглядам Рамбама. Когда Йешая был ещё ребёнком, семья переехала в Краков, столицу Малой (юго-западной) Польши. Изучал Тору у отца, а затем у Маарама из Люблина, бывшего в тот период раввином и главой йешивы в Кракове.

В 5357/1597/ году р. Йешая Гурвиц издал книгу отца Омек а-Браха («Сокровенный смысл благословений»), сопроводив её своими комментариями, которые свидетельствуют о его основательном знакомстве с тайнами Каббалы.

В 5360/1600/ году он впервые был приглашён занять раввинский пост – в городе Дубно на Волыни; позже он стал раввином в крупнейшем городе на Волыни – Остроге, а затем возглавил общину Познани, столицы Великой Польши.

В 5366/1606/ году его пригласили возглавить раввинский суд во Франкфурте на Майне, в одной из крупнейших еврейских общин Германии. А в 5374/1614/ году, когда евреи были изгнаны из этого города, он вернулся в Краков, город своего детства. Он стал главным раввином Кракова, затем Вены и, наконец, Праги – города, где он появился на свет.

Во всех перечисленных общинах р. Йешая Гурвиц прославился своей самоотверженной помощью неимущим. Его сын, р. Шабтай Гурвиц, вспоминал, что за столом отца не бывало менее восьмидесяти человек – ни в будни, ни в праздники, ни в шабаты» (Предисловие к его книге Вавэй Амудим).

В 5380/1620/ году р. Гурвиц принял решение переселиться в Землю Израиля.

Расставшись со своими детьми и их семьями, он вместе с женой и несколькими учениками пустился в опасный путь по Европе, охваченной пламенем Тридцатилетней войны между протестантами и католиками. Путешествие продолжалось долгие месяцы – на море их корабль подвергся нападению пиратов, и лишь неожиданно поднявшийся шквальный ветер отогнал пиратский фрегат от их судна. Сойдя на берег значительно севернее Земли Израиля, они с караваном добрались до города Алеппо (ныне Халеб), а затем до Дамаска. Здесь их встретили два посланца из Цфата, которые предложили р. Гурвицу стать раввином ашкеназской общины этого города. Он ответил уклончиво, потому что видел для себя иную цель путешествия. И вот, уже на выходе из Дамаска, им повстречался запыхавшийся посланец из Йерушалаима – он вручил р. Гурвицу письмо от совета ашкеназской общины святого города: его призывали встать во главе общины.

Р. Гурвиц вступил в Йерушалаим в конце месяца хешван 5382/1621/ года – в ту неделю, когда читается глава Ваеце, в которой сказано: «Какой трепет внушает это место! Не иначе, как здесь Святилище Б-га, и здесь – врата Небес» (Бэрейшит 28, 17). Поселившись в домике, примыкающем к ашкеназской синагоге, р. Гурвиц принял бразды правления иерусалимской общиной.

В Йерушалаиме, во «вратах Небес», он завершил работу над книгой Шнэй Лухот а-Брит («Две скрижали завета»), начатой им ещё в Европе. Эта книга, в которой указаны пути, ведущие к праведности, представляет собой сплав Алахи (законодательных предписаний), Мусара (этических наставлений) и Каббалы. Сердцевину Торы и ключи к её постижению р. Гурвиц видел именно в Каббале, утверждая: «Открытые разделы Торы – святы, а тайные разделы Торы – Святая Святых». И он считал, что, поскольку приближается время Геулы – конечного избавления, многие тайны могут приоткрываться и самые сокровенные знания уже могут становиться более доступными.

Эта книга стала одной из самых авторитетных и популярных в народе Израиля. Особенно значительное влияние она оказала на формирование и развитие хасидизма в странах Восточной Европы.

В последующих поколениях эту книгу стали сокращённо называть Шла (аббревиатура слов Шней Лухот а-Брит). И, как это часто бывает в еврейской традиции, название прославленной книги как бы заменило собой имя автора – в историю еврейской мысли р. Йешая Гурвиц вошёл под именем Шла а-Кадош.

С особенной любовью и трепетом р. Гурвиц говорит в своей книге о Земле Израиля, принявшей его, как мать принимает сына в объятия» (Шла, Шаар а-Отийот, Кдуша). По его словам, «святость Земли Израиля подобна святости Ган Эдена, и даже теперь, когда земля лежит в развалинах, она по-прежнему свята». В качестве законоучителя р. Гурвиц считал, что «заповедь Торы о заселении Земли Израиля остаётся в силе и в наши дни» (там же), – и он прибыл в Йерушалаим, чтобы самым наилучшим образом выполнять эту заповедь.

Но недаром сказали наши мудрецы, что «Земля Израиля приобретается страданиями» (Брахот 5а). Зимой 5385/1625/ года в Йерушалаим прибыл новый турецкий наместник по имени Мухаммед ибн-Фарук, который быстро проявил себя как жестокий вымогатель. По его приказу людей хватали на улицах, бросали в застенки, а затем требовали крупную сумму денег у родственников – в качестве выкупа. Жизнь в святом городе становилась всё более опасной и, в первую очередь, для евреев.

В шабат, 11-го элула 5385/1625/ года, прямо во время утренней молитвы были арестованы пятнадцать руководителей еврейской общины и среди них – шестидесятипятилетний р. Гурвиц. Две недели пленники провели в арестантской яме – за это время общине удалось собрать, заняв деньги у арабских богачей под пятьдесят процентов роста, ту баснословную сумму, которую требовал ибн-Фарук. В канун Рош а-Шана р. Гурвиц и его товарищи были освобождены, – но и после этого грабежи и преследования продолжались. Чтобы избежать нового ареста, несколько руководителей общины, оставив всё своё имущество, тайно покинули город.

Р. Гурвиц нашёл убежище в Цфате, а затем переехал в Тверию. В этот период Шла а-Кадош завершил работу над комментарием к сидуру, начатую им ещё в Йерушалаиме. Эту книгу он назвал Шаар а-Шамаим («Врата небес») – в память о дне своего прибытия в святой город, когда в синагогах читали стих их главы Ваеце.

И в последний период жизни, в Цфате и Твери, к нему как к наиболее авторитетному раввину страны по-прежнему обращались из многих общин за разрешением спорных вопросов.

Шла а-Кадош умер в Твери в 5390/1630/ году. Похоронен рядом с могилой Рамбама.

Его сын и ученик, р. Шабтай-Шефтель Гурвиц, был одним из духовных лидеров следующего поколения ашкеназских евреев.

Из книги "Еврейские мудрецы", изд. Швут Ами

Читайте:   Молитва о потомстве


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

В рамках еврейской традиции бизнес всегда подлежал регулированию и обязан был «играть» по правилам, установленным в Алахе (Еврейском законе). Читать дальше

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.

Этер-иска

Толдот Йешурун

Запрещено ссужать деньги под проценты. Как же быть бизнесменам, которые ведут деятельность в русле мировой экономики? Еврейский закон предлагает путь заключения особого договора Этер-иска

Ограничения конкуренции в бизнесе

Рав Йеуда Фруман

Сущность конфликта между кредиторами, одалживающими деньги. Люди не обязаны терпеть убытки из-за действий конкурентов.

Тора и бизнес. Этер-иска — партнерство при займе

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Запрет Торы получать проценты прекрасно уживается с современной экономикой. Две стороны могут заключить между собой договор этер-иска , который позволяет получать плоды от прибыли и защищает от нарушения заповеди.

Тора и бизнес. Заповедь давать в долг

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.

Владение акциями, или что такое «право собственности» по Торе

Рав Шимон Соскин

Современное акционерное общество представляет собой частный случай и классический пример другого, более общего понятия «новой» экономики — товарищества с ограниченной ответственностью

Ссуда под проценты

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Тора и бизнес. Конкуренция и реклама

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Можно рекламировать свои услуги, но нельзя переманивать клиентов конкурирующих фирм. Реклама имеет полное право на существование, если ее посылы правдивы и не скрывают изъяны продукции.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Соблазнение покупателей одной компании перейти в другую, ограничения конкуренции в бизнесе

Рав Йеуда Фруман

Существует ли запрет на переманивание клиентов в другую компанию? У продавцов нет априори какого-либо изначального права на деньги покупателей.

Тора и бизнес. Определение понятия запрещенного процента (рибит)

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Процент — это не только сумма, возвращаемая сверх займа. Под это понятие подпадают и излишняя вежливость, проявленная по отношению к заимодавцу, продажа ему товаров по сниженным расценкам и многое другое.

Тора и бизнес. Возврат долга

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Тора обязывать евреев помогать нуждающимся и ссужать им деньги. Получатель займа обязан взять лишь ту сумму, которую он сможет вернуть. Дающий в долг должен настоять на составлении расписки, которая будет иметь юридическую силу.