Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография первосвященника, благодаря словам которого у бездетной Ханы родился пророк Шмуэль.

Эли (עלי הכהן; 2772—2870 гг. /988—890 гг. до н.э./) — первосвященник Скинии в Шило и верховный судья Израиля.

Родился в 2772 году /988 г. до н.э./. Происходил из рода Итамара, младшего сына первосвященника Аарона (см.) (Седер адорот).

По свидетельству кабалистов, был новым воплощением души первосвященника Аарона (там же).

В 2830 году /930 г. до н.э./, за год до смерти Шимшона, стал первосвященником Скинии в Шило — первым из потомков Итамара. В тоже время он стал и верховным судьей Израиля (Седер адорот).

В первый же день своего первосвященства Эли увидел во дворе Скинии женщину, которая молилась настолько неистово и так горько плакала, что сначала он посчитал ее пьяной. «Доколе будешь ты пьянствовать? — укорил он ее. — Протрезвей от своего вина!» Но женщина, которую звали Хана, объяснила ему, что она изливает душу Б-гу и рыдает перед Ним от великой скорби. «Иди с миром, — благословил ее Эли, — и Б-г Израиля да исполнит твое желание, то, о чем ты у Него просила» (I Шмуэль 1:9—17, Раши и Радак).

Его благословение сбылось: через определенный срок у Ханы, которая в течение долгих лет была бездетной и просила Творца о сыне, родился младенец, названный Шмуэлем (см.) (I Шмуэль 1:20). А еще через два года Хана привела маленького Шмуэля к Эли в Скинию, сказав: «Об этом ребенке я молилась, и исполнил Б-г мою просьбу. …И я вверяю его Б-гу на все дни его жизни» (там же 1:24—28, Радак).

Так у Эли появился ученик, а затем и ближайший помощник (там же 2:11, 2:18, 2:26, 3:1). Это было для него особенно важным, поскольку его сыновья Хофни и Пинхас свернули с праведного пути и оскверняли своими поступками Имя Б-га (там же 2:12—17, 22—22—25). Пришедший к Эли пророк предсказал ему, что его сыновья умрут за свои грехи в один день (там же 2:27—36). И подобное же пророчество было передано ему через его юного ученика Шмуэля, причем Творец предупредил, что накажет потомков Эли «за его вину, ведь он знал, как его сыновья навлекают на себя проклятье, но не обуздывал их» (там же 3:11—18)

В 2870 году /890 г. до н.э./, в дни войны с филистимлянами, сыны Израиля взяли из Скинии в Шило Ковчег Завета и перенесли его к месту битвы, чтобы Всевышний поддержал их, — а с ковчегом пошли два сына Эли. В тот же день, 10-го ияра, в Шило прибежал вестник в разодранных одеждах (это был Шауль из колена Биньямина, ставший впоследствии первым царем Израиля) и сообщил, что евреи потерпели полное поражения, сыновья Эли — убиты, а Ковчег — захвачен. Услышав о судьбе Ковчега, Эли, которому в ту пору уже исполнилось 98 лет, упал с сиденья навзничь, проломил затылок и умер (там же 4:1—18, Раши; Седер адорот; Оцар Ишей аТанах, Эли).

По свидетельству знатоков тайной мудрости, Эли был наказан также и за свой грех в предыдущем воплощении, когда первосвященник Аарон участвовал в создании золотого тельца (Седер адорот).

После смерти Эли Скиния была перенесена из Шило в город Нов (Звахим 118б; Седер адорот). В течение некоторого времени его потомки еще оставались первосвященниками (I Шмуэль 14:3, Раши), но при царе Давиде (см.) первосвященство вновь возвратилось к потомкам третьего сына Аарона — Элазара (см.) (I Мелахим 2:27, 2:35; I Диврей аямим 24:3)

с разрешения издательства Швут Ами


Разрушение единства, раздоры и споры приводят к страшным бедствиям. Единство еврейского народа — это сила и необходимое условие нашего существования Читать дальше

Пост Эстер

р. Ури Калюжный

О чём горевать в пост Эстер? Вроде бы, всё закончилось хорошо...

Израильский теннисист оставляет игру перед наступлением Йом-Кипура

Переводчик Мирьям Нирман

На общенациональном уровне самое страшное — изгнание из Земли Израиля, а на индивидуальном — «карет» — отсечение от общей, «коллективной» души еврейского народа

Права и обязанности еврея

Журнал «Мир Торы»

Законы и обычаи еврейской традиции… Насколько они обязательны? Разве они подобны Уголовному Кодексу, и за их нарушение можно угодить в тюрьму? А за исполнение этих законов полагается награда? Кто следит, соблюдаются они или нет? И почему так много людей столь ревностно выполняют предписания еврейской традиции?

Дарование Торы 2. Взаимное поручительство

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья величайшего каббалиста прошлого столетия, автора комментария «Сулам» на книгу «Зогар»

На тему недельной главы. Шмот 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Дарование Торы 1. Возлюби ближнего, как самого себя

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья, посвященная сути Торы, раскрывает ее через заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Осквернение имени Всевышнего и Освящение имени Всевышнего

Раби Йосеф Герц

Недельная глава «Эмор». Комментарий главного раввина Британской империи р. Й. Герца

Жизнь как служение. Специфические черты еврейского мировоззре­ния

Рав Цви Вассерман

Понимание жизни как служения, пол­ное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальней­шие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.