Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тора отдаляет человека от материального, молитва приближает его к духовному»Рабби Арье-Лейб из Гур

Среди еврейских праведниц упоминаются две Ханы. Одна — мать пророка Шмуэля. А кто вторая?

Темы: Самопожертвование, Ханука, Идолопоклонство, История, Хана, Рав Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом! В книге «Чтобы понять и постичь» («31. Не являются ли законы Торы дискриминационными в отношении женщин?»), мне не понятно место, где говорится про выдающихся еврейских женщин-праведниц. Цитата: «Среди них мы находим Сару, пророческим даром превосходившую Авраама, Ривку, чье понимание истинной природы своих сыновей было глубже, чем у ее мужа Ицхака, Рахель и Лею, которые дали жизнь коленам Израилевым, женщин поколения пустыни, отказавшихся поклониться золотому тельцу и отдавших свои украшения для Мишкана, Хану — самоотверженную мать пророка Шмуэля, пророчицу Хулду, Рут, чья преданность иудаизму легла в основание династии царя Давида, ее правнука, Хану, отдавшую жизнь, чтобы не поклоняться идолам, Яэль, которая обезглавила вражеского военачальника Сисеру, и Эстер — царицу, спасшую своих сородичей-евреев от поголовного истребления». Из этого я не могу понять, о какой второй Хане, которая не поклонялась идолам, идет речь. Или это все та же Хана, мать Шмуэля? Спасибо, Виталий.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Виталий!

Думаю, там идет речь о «второй» Хане (разные предания то называют это имя, то не называют имени вообще, но, скорее всего, случай такой был один). Это Хана, жившая, согласно преданию, во времена гонений Антиоха. Вот вкратце эта история.

Хана и семь ее сыновей отказались поклониться языческому идолу и погибли, освятив имя Всевышнего. Греческие солдаты, за которыми наблюдал сам Антиох (или то был его наместник), пытались заставить детей, всех по очереди, поклониться идолу, что строжайше запрещено делать еврею. Все сыновья отказались выполнить это требование и были преданы мучительной смерти на глазах у матери. Талмуд говорит, что Хана поддерживала дух сыновей, просила их терпеливо переносить мучения и погибнуть, освятив имя Всевышнего.

Когда подошла очередь последнего, самого маленького сына, царь решил добиться своего так или иначе. Он, как бы случайно, уронил кольцо на землю и попросил мальчика поднять его. «Сделай это, — сказал он на ухо мальчику, — если не желаешь по-настоящему служить идолу. А со стороны покажется, что ты поклонился ему». Но мальчик не пожелал воспользоваться и такой уловкой, зная, что нельзя дать даже повод подумать, что он поклонился идолу. «Горе тебе, — отвечал он Антиоху. — Если ты так беспокоишься о своей чести, то как же я должен беспокоиться о чести Всевышнего!» Царь приказал убить и его.

Когда ребенка уводили, мать попросила разрешения подойти к сыну, якобы, чтобы поцеловать его. Она наклонилась и прошептала: «Сын мой, иди и скажи Аврааму, отцу своему: “Ты воздвиг один жертвенник (на котором готовился принести в жертву Ицхака), я же воздвигла семь”» (Гитин 57 б). После этого она покончила с собой, бросившись с крыши.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме

«Я принадлежу моему другу, а мой друг мне» (часть первая)

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Я принадлежу моему другу, а мой друг — мне»

Рав Ицхак Зильбер рассказывает о самопожертвовании и освящении Имени Творца. Величие еврейского народа строится из кирпичиков самопожертвования миллионов конкретных людей. Душераздирающие истории освящения Имени как ничто иное демонстрируют истинность любви евреев к Творцу.

Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции и духовности

Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции»

По материалам книг: «Седер а-дорот», «Сефер яшар», «Шельшелет а-кабала»

Рош Ашана — раскрытие замысла Творения

Рав Цви Вассерман

Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.

История еврейского народа

Рав Моше Ойербах


Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня. Читать дальше

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Пост 10 Тевета в ряду еврейских постов

Хава Куперман

Кицур Шульхан Арух 121. Законы общественного поста

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре