Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сжигание всех удовольствий и наслаждений тела — в мысли молящегося

Молитвенное служение: снять с себя материальность и излить душу

«И потому в час, когда встанет человек на молитву перед Создателем, снимет тело со своей души, то есть устранит все суетные мысли, приходящие от тела, которые высеклись и прилепились к его душе, чтобы не выполнялось его молитвенное служение лишь животной душой и ее высшим желанием. Для этого перед молитвой следует аннулировать и мысленно убрать от себя все телесные удовольствия и наслаждения и все связанное с телом, так что человек мысленно отвергнет тело, как будто нет его вообще, и лишь одна душа сама произносит молитву. А произнося каждое слово, которое становится силой и частью его души, прилепит к нему свою волю чрезвычайно, буквально излив в нее свою душу до конца и присоединив ее к высшему корню слов молитвы, стоящих у истоков мироздания» (Нефеш аХаим 2:14).

Здесь находит свое выражение принцип «служение есть огонь». Сжигание всех удовольствий и наслаждений тела в мысли молящегося, отвержение всего телесного, «как будто у него тела вообще нет». Излить и отдать свою душу в словах молитвы.

Многие законы молитвы мы учим из описанной в Танахе молитвы Ханы, матери пророка Шмуэля (Брахот 31). И данный великий принцип мы видим в ее совершенной молитве, как объясняет автор Нефеш аХаим: «Потому сказала Хана: “И изливала я свою душу”. А “изливала” означает “до конца”, как известно во всем Талмуде. Другими словами, не осталось у нее никакого материального желания. Ибо слово “душа” (нефеш) означает волю, как написано: “…что скажет твоя душа, и я сделаю тебе” (1-ая книга Шмуэля, гл.20). А общая воля связана с душой в общем» (2:15). Полное возложение души на жертвенник служения — это молитва.

Молитва: служение в сердце

«Любить Г-спода, Б-га вашего, и служить ему всем вашим сердцем и всей вашей душой» (Дварим 11). «Что есть служение в сердце? Следует сказать, что это молитва» (Сифри). «Молитва не является практической заповедью и поэтому она должна сопровождаться интенцией. Ведь ее суть — мысли в сердце человека, хотя без произнесения вслух она недействительна. А Писание определяет молитву как интенцию и произнесение вслух, как написано: “и служить Ему всем сердцем”. Что это за служение, которое в сердце? Это молитва. Она называется служением, поскольку в ней есть определенное действие: движение губ при молитве, но основная часть молитвы — душевный настрой» (Мабит). «А основа молитвы — в душе, как написано: “И изливала я свою душу перед Г-сподом” (там же)».

Эта суть молитвы, тот факт, что основа ее служения — в душе, находит выражение в ее названии. Вот что объясняет нам Нефеш аХаим: Смысл слов Писания «И служить Ему всей вашей душой» в том, что совершенное молитвенное служение должно быть с душой… в нескольких местах в Писании и в словах Мудрецов мы находим, что молитва называется душой. Как написано о Хане: «И изливала я свою душу перед Г-сподом» (2:14).

Легко понять: данная концепция основана на том, что молитва относится к столпу служения, к миру Трепета. А в этом мире выполнение практических законов происходит в душе и в воле человека. Тогда не удивительно, что может молитва служить замещением жертвоприношений. В месте, где мысль засчитывается за действие, самопожертвование в намерении — как принесение себя в жертву в реальности, неуместен вопрос, каким образом молитва заменяет акт жертвоприношения: «…ибо молитвенное служение для нас сегодня вместо служения жертвенного, которое полностью зависело от мысли священника, — ведь своей мыслью он мог сделать его негодным, а через святость его мысли жертва возносилась как приятное благоухание перед Всевышним» (Нефеш аХаим 2:12).


В этой главе — множество великих чудес, которые совершил Всевышний для евреев во время Исхода из Египта: и чудо с огненным столбом, который указывал народу путь в ночи, и наказание армии фараона, и великое чудо раскрытия вод Красного моря, и ман (манна) с неба. А кроме того, описываются первые стоянки евреев в пустыне, война с Амалеком и многое другое. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Бешалах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания

Шаббат Шира

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.

Соблюдать союз Авраама. Бешалах

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Ученик должен уважать и почитать учителя Торы больше, чем своих родителей. Учитель должен постоянно учиться.

Недельная глава Бешалах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.