Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Человек может управлять небесными процессами?

Темы: Билам, Колдовство, Молитва, Хана, Ангелы

Отложить Отложено

Тора говорит, что Билам знал момент, когда нужно проклинать. Означает ли это, что человек может управлять Всевышним? Ответ, конечно, нет. Как тогда объяснить эти слова?

Отвечает рав Нахум Шатхин

Спасибо за интересный вопрос!

Можно ли управлять Небесными процессами?

Действительно, всё, что есть в мире, подчиняется установленному порядку. И, поскольку этот порядок установил Сам Творец, выход за его ограничительные рамки крайне нежелателен. Правила работы «механизмов» существуют с сотворения мира и работают в точности так, как предписано. Соответственно, при хорошем знании природы объектов материального и духовного миров можно попытаться оказать влияние на ход и развитие различных процессов. Ведь всё должно сработать безотказно!? Последнее утверждение является верным только относительно. И Вы правильно замечаете, что история с Биламом — один из ярких примеров события, на которых основывается ИЛЛЮЗИЯ возможности такого вмешательства.

Что было известно Биламу? Что каждый день есть мгновение, когда Всевышний проявляет Свой гнев. И что определить это мгновение можно по тому, как багровеет гребень петуха. Вот и сидел Билам с петухом на коленях, ожидая этого мгновения. А что сделал Всевышний? Послал ему сон, чтобы то мгновение было упущено (по другому мнению, Всевышний решил не проявлять Своего гнева в те дни).

Иными словами, подобные «опции» существуют лишь в теории. Тот же, кто верит, что мир создан и управляется лишь Одной Силой — Творцом, не станет предпринимать подобные попытки.

А вот еще несколько примеров.

Ковчег Завета как средство против военного поражения

В книге пророка Шмуэля (Шмуэль I, главы 3, 4) рассказывается о том, как Ковчег Завета оказался у филистимлян. А как он вообще попал на поле боя? Не самая лучшая часть народа решила использовать Ковчег как оборонительное средство. Потерпев поражение в первом бою, они не решились прибегнуть к единственно верному средству — раскаянию в грехах и молитве к Небесам. Зачем прибегать к столь сложным мерам, когда можно обойтись «малой кровью».

Что они сделали? Доставили Ковчег Завета на поле боя, но не для того, чтобы вызвать духовное пробуждение, а для того, чтобы поставить Всевышнего в «безвыходную» ситуацию. Они решили, что Всевышний точно постоит за Себя, а они, попутно, избавятся от проблем с филистимлянами. И что из этого вышло? Всевышний сказал: «Я Свою Славу отстою, но при этом вы получите по заслугам». Известно, чем вся эта история закончилась…

Разрушение Первого Храма

Наши мудрецы говорят, что в конце эпохи Первого Храма в Иерусалиме было много нечестивых умников, полагавших, что они смогут предотвратить победу Невуходнецара. Они хорошо разбирались в небесных каналах управления миром и думали, что смогли установить контроль над ангелом-хранителем Касдима. Что сделал Всевышний? Изменил «код доступа» к этим каналам, и всё закончилось очень печально для всего народа Израиля.

Но наиболее ярким примером нахождения «бреши» в мироздании является история пророчицы Хана.

«Война» пророчицы Ханы

В трактате Брахот (31 б) сказано, что Хана вступила в противостояние с Небесами. Что она сделала? Она поставила ультиматум Всевышнему. Какой? Хана нашла возможность «силой» получить ребенка.

Из законов о «соте» (женщине, подозреваемой в измене) следует: если жена ведет себя неблагоразумно, уединяясь с чужими мужчинами, то возможны два варианта развития событий. Муж может просто развестись с такой женой. Но, если он хочет продолжать жить с ней, она должна пройти проверку «водами соты» в Храме. Если она изменила мужу, то эта проверка приведет ее к смерти… Если же подозрения не подтвердились, выпитая ею вода приносит благословение. Какое? Если у этой женщины рождались только дочери, то начнут рождаться и сыновья. Если рождались сыновья, но низкорослые, будут рождаться высокие. А если не было детей, то она родит сына.

Сказала Хана Всевышнему: «Если Ты не пошлешь мне сына, вот что я сделаю. Пойду на рынок и стану уединяться в лавках с чужими мужчинами. На меня, понятно, падет подозрение. Но мой муж Элькана любит меня. И, чтобы избавиться от сомнения и получить возможность жить со мной и дальше, он будет вынужден устроить мне проверку водами соты. А я-то знаю, что никакого преступления я не совершала и проверка покажет мою невиновность. Это означает, что воды соты принесут мне благословение и Ты будешь вынужден послать мне сына».

Да, Хана нашла способ, действительно «вынудить» Всевышнего послать ей ребенка. Но разве так просят у Небес? Она произнесла этот ультиматум в момент глубокого страдания. Не исключено, что даже в состоянии аффекта. Однако Хана тут же раскаялась в своих словах, потому что понимала, что это неправильный путь. Да, действуя в соответствии с приведенной схемой, можно было «вынудить» Всевышнего дать ей ребенка. Но что будет дальше? Кто сказал, что Всевышний не сделает так, что ребенок станет нечестивцем или что возникнут другие неразрешимые проблемы? Потому и сказано дальше, что Хана горько заплакала, раскаиваясь в словах, произнесенных в состоянии аффекта. И ее проступок не был расценен Небесами как преступление.

С уважением, Нахум Шатхин

Материалы по теме


Роковые события в конце XIX — XX вв. привели к разрушению традиционного уклада еврейской жизни, массовому отходу от Торы и, как следствие, к стремительной ассимиляции сотен тысяч евреев. Но в наше время и в израильском обществе, и в странах диаспоры начало нарастать движение тшувы, которое быстро приобрело массовый характер. С распадом СССР тшува захватила и русскоязычных евреев. Читать дальше