Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
О молитве Ханы

«Возьмите Мне приношение». Раши комментирует: «“Мне” — ради Имени Моего». Написано от имени рава Ѓешеля, что Раши намекал на то, что приводится в Брахот (лист 63): «Почему глава Сота о неверной жене стоит рядом с главой о приношениях и десятине? Чтобы сказать тебе: каждый, у кого есть приношение и десятина, но не отдает их коэну, в итоге будет нуждаться в коэне из-за своей жены, как сказано (Бемидбар 5): “Посвящения каждого принадлежат ему”, а рядом: “Человек, когда совратится жена его…”» Тогда Имя, написанное в святости, будет стерто над водой, которую дают пить жене. Но если муж отдаст приношение, то не попадет в такую ситуацию, когда понадобится поить жену водой, наводящей проклятие. Поэтому Раши написал, что «Мне» значит «ради Имени Моего» — из уважения к Моему Имени, чтобы оно не было стерто над водой. Подобное этому следует сказать и о словах (Шмуэль 1, 2): «И помолилась Хана над Б-гом». Слово «над» вызывает удивление — ведь подобало написать «к Б-гу». Однако в Брахот (35б) говорится, что Хана молилась так: «“Если воззришь на страдание рабыни Твоей” — если воззришь, хорошо. А если нет — пойду и скроюсь от моего мужа Элканы, и меня напоят водой, наводящей проклятие, и исполнится со мной сказанное: “И будет оплодотворена семенем”». При питье этой воды стирали Имя Б-га, написанное на свитке неверной жены. Об этом и молилась Хана, чтобы не пришлось пить ее и стирать Имя. Поэтому говорится: «И помолилась Хана над Б-гом» — чтобы Он услышал ее молитву, и чтобы его великому Имени было оказано уважение и не пришлось бы доходить до его стирания.


До 40 лет он служил пастухом и не только не изучал Тору, но и не умел читать. Но затем стал великим мудрецом, духовным лидером наставником поколения. Читать дальше

Раби Элиэзер бен Орканос

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Раби Элиэзер Агадоль – один из выдающихся мудрецов Израиля всех времен.

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

От Синая до наших дней. Эпоха Танаев

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.

«Сфират аомер» — счет омера

Рав Исроэль-Меир Лау

В чем состоит предназначение «Сфират аомер»? Что это вообще такое — омер? Что отличает период «Сфират аомер» от прочих времен года?