Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Комментарии к недельной главе.

«И пришли они в Мару… и указал ему Б-г дерево, и бросил его в воду, и стала пресной вода. Там установил Он ему закон и правосудие и испытывал его». Раши объяснил, что «закон и правосудие» — это законы (между людьми), а также заповедь о красной корове и шабат. Здесь нужно разобраться: допустим, законы между людьми и шабат заповеданы, чтобы их сразу выполняли, но закон о красной корове, который невозможно исполнить до возведения Мишкана, зачем заповедовано в Маре? И какая связь между опреснением и установлением закона и правосудия? Ответ такой. Тосафот к Бхорот, 56 возражают тому, кто говорит, что текучая вода не очищает, кроме реки Прат в дни тишрея: чем же тогда кропили тех, кто осквернен нечистотой трупа? Ведь они были далеки от реки Прат (см. там, что они на это отвечают). Но их затруднение вовсе не представляет трудности. У Рамбама в законах о красной корове в нескольких местах говорится, что если человек налил воду для освящения (Кидуш) даже за год или два до освящения, вода не утратила годности. Значит, из Мары евреи могли взять живую воду. А если возразишь, что текучая вода очищает, только если это Прат в дни тишрея — ответим, что это было постановлено из опасения, что дождевой воды будет больше, чем текучей. У Раши в нескольких местах сообщается, что Мара расположена в трех днях пути от Египта. А рав Авраѓам Ибн Эзра (Шмот, 3) к фразе «И пришли к горе Всесильного, к Хореву» говорит, что гора называется «Хорев» (засушливая), потому что дождь там не идет, так как это место всего лишь в трех днях пути от Египта, а там нет частых дождей. То же приводит Раши к словам «Не как земля Египта…» Поэтому и в Маре, расположенной в трех днях пути от Египта, не было опасений, что дождевой воды будет больше, чем текучей, поскольку дожди там не идут. Значит, евреи вполне могли взять воду из Мары, и потому именно там нужно было дать им эту заповедь. Иначе, когда они пройдут еще несколько отрезков пути и отойдут от Египта дольше трех дней, возникнут опасения, что дождевой воды будет больше. В трактате Пара (гл. 8, м. 9) говорится: «Вода обманчивая и соленая…» В Тосафот Йом Тов объясняется, что горькая вода тоже негодна для очищения. Как же тогда можно было брать воду для очищения из Мары, если она негодна? Для этого было сказано: «И указал ему Б-г дерево, и бросил его в воду, и стала пресной вода. Там установил Он ему закон и правосудие» — дал заповедь о красной корове. Иначе из Мары нельзя было бы брать воду (см. в девяти подходах у Маѓарац Розаниш, благословенна его память).


Насыщенность этого дня невероятна, и если бы еврейский народ не видел в исполнении заповедей смысл своего существования, все это просто невозможно было бы вместить в один короткий день: пост первенцев, первый день поста Эстер во время Пуримских событий, пост праведников, частичный запрет работы, уничтожение хамеца — это далеко не полный список дня 14 Нисана Читать дальше

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Подготовка к Песах в лагере

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Седер Песах в советском лагере»

Глава из книги Рава Ицхака Зильбера об удивительном проведении Пасального седера в Сталинском лагере

Кимха де-Писха — обычай помощи нуждающимся к празднику Песах

Толдот Йешурун

Обычай помощи малоимущим в Песах получил особое название — Кимха деПисха (мука на Песах). Cегодня, когда уровень жизни значительно вырос, недостаточно просто позаботиться о том, чтобы у бедняков была маца к празднику. Принято раздавать деньги, чтобы покрыть минимальные основные расходы на праздник: маца, вино, мясо и т.п.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Кицур Шульхан Арух 113. Законы кануна Песаха, поста первенцев и выпечки мацы

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Очищение посуды

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»

Иерусалим — в книгу Гиннеса

Гавриэль Блох

Предпасхальная уборка в Иерусалиме

«Мцора» («Прокаженный»)

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мцора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.