Из цикла «Шем тов», темы: Красная корова, Вода, Бешалах, Тума, Пустыня, Рав Шимон Мордехай Дубинский
«И пришли они в Мару… и указал ему Б-г дерево, и бросил его в воду, и стала пресной вода. Там установил Он ему закон и правосудие и испытывал его». Раши объяснил, что «закон и правосудие» — это законы (между людьми), а также заповедь о красной корове и шабат. Здесь нужно разобраться: допустим, законы между людьми и шабат заповеданы, чтобы их сразу выполняли, но закон о красной корове, который невозможно исполнить до возведения Мишкана, зачем заповедовано в Маре? И какая связь между опреснением и установлением закона и правосудия? Ответ такой. Тосафот к Бхорот, 56 возражают тому, кто говорит, что текучая вода не очищает, кроме реки Прат в дни тишрея: чем же тогда кропили тех, кто осквернен нечистотой трупа? Ведь они были далеки от реки Прат (см. там, что они на это отвечают). Но их затруднение вовсе не представляет трудности. У Рамбама в законах о красной корове в нескольких местах говорится, что если человек налил воду для освящения (Кидуш) даже за год или два до освящения, вода не утратила годности. Значит, из Мары евреи могли взять живую воду. А если возразишь, что текучая вода очищает, только если это Прат в дни тишрея — ответим, что это было постановлено из опасения, что дождевой воды будет больше, чем текучей. У Раши в нескольких местах сообщается, что Мара расположена в трех днях пути от Египта. А рав Авраѓам Ибн Эзра (Шмот, 3) к фразе «И пришли к горе Всесильного, к Хореву» говорит, что гора называется «Хорев» (засушливая), потому что дождь там не идет, так как это место всего лишь в трех днях пути от Египта, а там нет частых дождей. То же приводит Раши к словам «Не как земля Египта…» Поэтому и в Маре, расположенной в трех днях пути от Египта, не было опасений, что дождевой воды будет больше, чем текучей, поскольку дожди там не идут. Значит, евреи вполне могли взять воду из Мары, и потому именно там нужно было дать им эту заповедь. Иначе, когда они пройдут еще несколько отрезков пути и отойдут от Египта дольше трех дней, возникнут опасения, что дождевой воды будет больше. В трактате Пара (гл. 8, м. 9) говорится: «Вода обманчивая и соленая…» В Тосафот Йом Тов объясняется, что горькая вода тоже негодна для очищения. Как же тогда можно было брать воду для очищения из Мары, если она негодна? Для этого было сказано: «И указал ему Б-г дерево, и бросил его в воду, и стала пресной вода. Там установил Он ему закон и правосудие» — дал заповедь о красной корове. Иначе из Мары нельзя было бы брать воду (см. в девяти подходах у Маѓарац Розаниш, благословенна его память).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»