Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Смысл слова «хорошо», упомянутого в ходе описания творений Всевышнего

Раздел Берешит. Говорит Мидраш: «Почему во второй день не написано “что хорошо”? Сказал раби Ханина: Потому что в этот день было создано разногласие, как сказано: “И разделит между водой и водой”. Сказал рав Тивйоми: Если уж в разногласии ради становления и обустройства мира нет “хорошего”, тем более в разногласии, приводящем к беспорядку». На первый взгляд можно задать вопрос: почему в третий день дважды сказано [стр. 8] «что хорошо»? Простой ответ состоит в том, что «хорошо» второго дня было передано третьему дню, ближайшему к нему. Но если во второй день совсем не было «хорошо», ибо тогда было сотворено разногласие, откуда же в третий день будет два раза «хорошо», один из которых принадлежит второму дню? Однако очевидно, что нет среди всего существующего в мире такого предмета, бытие которого не было бы направлено к благой цели. Есть и в дурных качествах благо, но лишь тот, у кого добрые дела и хорошие качества пребывают в полном совершенстве, может ради заповеди использовать добрые дела, исходящие от дурных качеств, а другой человек не может. Поэтому третьему дню, у которого есть свое «хорошо» — в силу тех хороших вещей, что были сотворены в нем, было также отдано и «хорошо» второго дня. Третьему, но не другому дню, разрешено из разногласий и дурных качеств извлекать благо. В связи с этим мой друг известный рав гаон Цви Яаков Аппенѓейм, глава суда в Кельме, да продлятся его дни, указал мне, что говорится в трактате Смахот (глава 8): «Когда умер Шмуэль ѓаКатан, его ключ и блокнот повесили на его гроб, поскольку у него не было сына». Он сказал, что причину такого необычного действия мы поймем в связи со сказанным в трактате Брахот (28б): «Спросил рабан Гамлиэль у мудрецов: Есть ли вообще человек, способный установить благословение против отступников? Встал Шмуэль ѓаКатан и установил его». Отсюда мы видим, что среди мудрецов не было такого, кто мог бы воспользоваться дурными качествами во благо, кроме Шмуэля ѓаКатана. И потому, когда он умер, его ключ и блокнот повесили ему на гроб. Блокнот иносказательно означает его биографию, которая была там записана, а ключ открывал этот блокнот. Повесив их на гроб, тем самым они указали, чтобы теперь другие не вели себя так, как Шмуэль ѓаКатан, и не пользовались дурными человеческими качествами во благо, потому что в этом кроется большая опасность. Эти качества — очень острые снадобья, и только Шмуэль ѓаКатан, великий праведник[1], был способен на это.


[1] Он был предельно скромным, и за это прозван катанмалый. Поэтому он мог это сделать, и никто с ним не спорил. — Г.С.


В еврейской истории город Шхем часто становился местом расколов и конфликтов: здесь произошло несчастье с дочерью Яакова Диной, здесь, у Шхема, был продан в рабство Йосеф. В Шхеме же было закреплено разделение единого еврейского государства на два, Северное Израильское и Южное Иудейское царства. Конфликты вокруг Шхема (по-арабски — Наблуса) продолжаются и сегодня. Читать дальше