Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Говорящий: «Вот я обязан дать сэла на милостыню» — или: «Эта сэла — на милостыню» — должен отдать ее бедным немедленно. А если он не отдал сразу, хотя мог это сделать, — он нарушил запрет откладывать исполнение обета. Если же рядом с ним нет бедных, должен он отделить эту монету и отложить ее до того времени, пока не встретит бедных.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Был ли Ноах абсолютным праведником, или же относительным, по сравнению с представителями конкретного поколения?

Раздел Ноах. «И остался только Ноах и те, кто с ним в ковчеге». Мудрецы указывали на ограничивающее слово «только». Действительно, со дня его рождения имя его было Ноах. Пребывая среди «колючих кустов» — поколения злодеев и грешников — он оценивался в сравнении с ними как праведный и честный. Это соответствует мнению тех, кто толкует слова о Ноахе ему в упрек. Тогда ему было добавлено звание «непорочный праведник», но в этом была лишь его относительная важность. Пока грешники поколения жили и здравствовали, звание соответствовало Ноаху. Но когда пришла вода, и все были стерты из мира и погибли, звание «непорочный праведник» было отнято у него, поскольку собственной значимости у него не было. С тех пор он назывался просто Ноах, именем, данным ему при рождении. Об этом говорит Писание: «И стер всякое существо… и остался лишь Ноах», но великолепие звания «непорочный праведник» было отнято у него (от Рашаба-софера).

В Санѓедрин (57) сказано, что потомок Ноаха (язычник) подлежит казни без предупреждения за то, что ему следовало учить, но не учил. На первый взгляд, не подобает Судье всей земли искажать правосудие над человеком. Ответить на это нужно так. Когда видят, что ребенок в доме учения способен сам понимать, его бьют за то, что не стал утруждать свой разум, чтобы понять это самостоятельно. Это можно вывести из слов Гемары: «Что ему следовало учить». Из того, что Творец не дал им Тору, видно без сомнений, что Его мудрость оценила, что «им следовало учить», то есть что они были способны выучить. Но после дарования Торы — из-за того, что разум уменьшился — были даны общие законы, и появился новый принцип: не судить без предупреждения. Однако все это относится к законам, действующим между людьми, а в законах Небес каждого судят по его уровню — согласно тому, что мог понять своим умом. А если спросишь, почему и сегодня закон для них остается тем же в отношении семи их заповедей, ответим, что в этом состоит приговор для них за то, что не захотели принять Тору и ее законы. За это они наказаны тем, что их судят без предупреждения, поскольку они сами считают себя мудрыми и понимающими все своим умом (от гаона рава Менаше Элиэзера).


Как раз из-за того что интимная близость обладает столь высокой степенью святости и чистоты, нарушение законов, регулирующих эти отношения, приводит к максимальному «загрязнению» с очень тяжелыми последствиями. Читать дальше