Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Начиная с этой главы и до конца книги Шмот, Тора описывает построение Переносного Храма. Первые слова главы: «И сказал Всевышний (пророку) Моше: Скажи сыновьям Израиля, чтобы взяли Мне приношение (возношение); от всякого человека, расположенного сердцем, возьмите Мне Мое приношение».

Самое святое, что было у народа в пустыне, было выстроено на добровольные пожертвования. Это очень важно. Обратите внимание: Всевышний вывел евреев из Египта практически без их участия, — вынес «на крыльях орла»; от них требовалось лишь одно — согласиться выйти. Море расступилось перед ними тоже само по себе — надо было только войти в него. Ман («манна небесная») падал на них в готовом виде. Скрижали завета тоже были получены Моше готовыми. Вроде, и Храм мог бы возникнуть как по мановению волшебной палочки. Но вот именно с Храмом этого не произошло. «Возьмите Мне приношение» и своими руками постройте Храм. Постройте на свои средства. Почему? Потому что нельзя все получать бесплатно. К бесплатному — и отношение бесплатное. Что касается духовного дара, то его вообще нельзя получить без затраты собственных усилий.

Еврейское слово трума означает возношение, пожертвование, — от корня со значением «поднимать», «высота». В том смысле, что раньше у того, кто жертвует, была некая вещь, он ею владел, а теперь добровольно поднимает ее, возносит. При этом статус вещи повышается, она как бы приближается к Б-гу. Даже если жертвуется не на Храм, а другим людям, например, беднякам. Даже если она посвящается на общенациональную святыню, в которой есть доля для каждого, в том числе и для того, кто эту вещь пожертвовал.

«(Пусть) возьмут для Меня Мою труму (возношение)». Почему «Мою»? Если я даю пожертвование для кого-то, разве он может сказать, еще не получив, что оно его? И почему «возьмите»? Зачем такая странная форма просьбы — «чтобы взяли Мне труму»? Надо сказать — чтобы дали Мне… Творец тем самым как бы говорит: Я не приказываю вам, сами возьмите на Храм, сколько сочтете нужным. Инициатива в ваших руках. Но если думаете, что, жертвуя, вы выделяете из своего, — то это ошибка. Все, что получают люди, они получают из рук своего Творца. Часть из того, что они получили, надо добровольно вернуть Творцу — на Храм, чтобы оставшееся «поднялось», освятилось вместе с Храмом. Лишь тогда и можно пользоваться оставшейся частью. Отдав Мне Мое, вы получите (возьмете) остальное. Поэтому и сказано: «Возьмите Мне труму».

Пример из еврейской истории. Переселившись в начале века на берега Гудзона, вчерашние жители восточноевропейских местечек, первым делом создавали купот, «кассы взаимопомощи». Так они привыкли делать дома — чтобы помочь неимущим. Теперь они ВСЕ оказались на положении неимущих. Но продолжали вносить пожертвования в общие кассы. Тоже все. И никто за помощью в те кассы не обращался. Американский еврей знал, что, давая, он получает больше. Тем самым он «освящал» свои деньги…

Последний вопрос к нашей главе: почему она идет сразу за главой Мишпатим, которая читалась на прошлой неделе? Мы знаем, что в Торе нет ничего случайного, — даже соседство двух разных тем чему-то учит. Что общего между нашей главой, посвященной плану возведения Храма, и предыдущей, занятой законами, нормирующими, главным образом, отношения между людьми? Отвечают мудрецы: согласно Торе, возношение, идущее на высокие цели, может быть принято, только если оно выделяется из имущества, праведно нажитого. Пожертвование из денег, происхождение которых не совсем безупречно, Всевышнему не нужно. (В этом разница между «освящением» денег и их «отмыванием».)

Но самое главное — в строительстве Храма участвуют все!

Про раби Исраэля Меира, известного под именем Хафец-Хаима, рассказывают, что, когда он взялся за строительство нового здания ешивы в своем городке Радин, что в Белоруссии, к нему пришел один богатый еврей и сказал: «Всевышний одарил меня большими средствами. В благодарность я хочу взять на себя все расходы на новую ешиву — от первого камня в фундаменте и до последнего крючка, на который ешиботники будут вешать свои плащи. Но только с одним условием — чтобы ешива носила мое имя».

Хафец-Хаим ответил так: «Твое желание понятно и законно. Дай Б-г, чтоб таких как ты стало больше среди евреев. Но взять твои деньги я не могу. Ешива принадлежит всему народу, в ней будут учить святую Тору, и на нее должны пожертвовать все, а не только ты один. Так нас учит стих из главы Трума: “От каждого человека, по расположению сердца, возьмите Мне труму”. От каждого! Мидраш рассказывает, что в дни получения Торы на Синае многие евреи могли из своих средств оплатить строительство всего Храма. Богатые в нашем народе были всегда. В Шульхан-Арухе написано, что, если в городе строят синагогу и среди горожан есть богач, желающий оплатить строительство из своего кармана, от него берут не больше чем от остальных. Все должны участвовать в святом деле. Никого нельзя лишать участия в том, что необходимо всем. Будь то возведение хедера, синагоги или помощь бедным».

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Подобно тому, как наше тело связано своими корнями с душой («нешама»), внутренняя мудрость тоже имеет свой корень. Этим корнем мудрости является «рацон», желание. Читать дальше