Из цикла «Очерки по недельной главе Торы», темы: Мишпатим, Недельная глава, Заповеди, Ложь, Реувен Пятигорский
Перед нами недельный раздел книги Шмот, который, в отличие от всех предыдущих, не рассказывает о событиях, что произошли с евреями при их блуждании по пустыне, а приступает непосредственно к систематическому изложению законов и положений Торы. Причем главной темой раздела Мишпатим являются законы, регулирующие отношения между людьми.
Заглавием для раздела служит его первый стих: «И вот законы, которые ты предложишь им (еврейскому народу)». С такими словами обратился Всевышний к пророку Моше. По поводу этих слов сказал раби Симха Буним из Пшисхи, известный хасидский цадик прошлого века: тем самым Тора хочет научить нас, что сперва надо предложить евреям законы, касающиеся отношений между людьми, и только затем — положения, определяющие отношения между человеком и Всевышним. Почему? Потому что: «Дерех эрец кодма ля-Тора, (правильное) отношение к людям предшествует Торе» (Ваикра Раба 9:3), — этика человеческих требований важнее всего остального.
Самое первое слово, которым открывается глава — Веэле: «И вот законы, которые…» Мудрецы заметили, что иногда новая тема начинается словом веэле, «и вот», а иногда — эле, «вот», без частицы «ве» (буква «вав», соединительный союз). Когда в начале стоит эле — нет никакой связи с тем, о чем рассказывалось раньше. Если отрывок начинается словом веэле — такая связь есть. Значит, наша глава — прямое продолжение главы предыдущей. О чем говорилось в главе Йитро? О получении евреями Торы на горе Синай, о Десяти заповедях. Подобно тому как они были получены на Синае, так и все законы, которые ныне предлагаются евреям и которые вошли в главу Мишпатим, получены на Синае. Вот что сообщает нам первая буква главы.
Спрашивает раби Ицхак Меир из Гур (ученик раби Симхи Бунима из Пшисхи, основатель движения Гурских хасидов): но ведь известно, что все заповеди Торы получены евреями на Синае! Более того, «даже то, что в будущем откроется (в Торе) вдумчивому ученику, тоже было сказано Моше на Синае» (Иерусалимский Талмуд, Пеа). Раз так, то какая новость в том, что законы нашей главы (регулирующие отношения между евреями) получены на Синае? На это отвечает сам раби Ицхак Меир из Гур: можно было бы подумать, будто законы, понятные человеческому разуму, выводятся, опираясь на доступную нам логику; чтобы мы не впали в ошибку, пришла Тора сказать, что эти законы — тоже от Всевышнего!..
В предыдущих выпусках всегда приводилось краткое содержание главы. Так было, пока Тора вела рассказы исторического характера — о первых поколениях людей на земле, о семье Авраама, его потомках, исходе современников Моше из Египта и т.д. Теперь начинаются главы с содержанием законодательного характера. Приведем самый краткий список некоторых положений главы Мишпатим. (Все они подробно разработаны в соответствующих трактатах Талмуда.)
При нанесении увечий человеку — компенсация за ущерб за счет ударившего. Если хозяин нанес увечье своему рабу-нееврею — то последний выходит на волю. Запрещено оставлять открытой яму в месте, которое принадлежит всем (например, на улице). За кражу — двойная выплата со стороны пойманного вора. Оставил без присмотра костер, так что огонь, распространившись, поджег чужое имущество, — платишь за ущерб, нанесенный огнем. Права и обязанности сторожей, хранящих чужое имущество. Чем рискует тот, кто одалживает вещь на время и бесплатно. Запрет на выдачу денег в рост (под проценты). «Не разноси ложного слуха; не давай своей руки нечестивому, чтобы свидетельствовать о неправде. Не следуй за большинством (идущим) на зло… Не криви судом… (Даже) нищему не потворствуй в его тяжбе (а суди нелицеприятно)… От неправды держись подальше…»
Последнее правило кажется совсем простым. Но заметьте, оно не требует от нас, чтобы мы «всего лишь» отказались от лжи; оно хочет, чтобы мы не принимали даже косвенного участия в том, что называется неправдой. Ибо любое участие в ней предосудительно! Даже если она — не больше, чем самообман. На эту тему Хафец-Хаим любил рассказывать такую историю. Один крестьянин хранил у себя старый потрепанный календарь еврейских месяцев, из которого всегда можно было узнать наступление очередного новомесячья, рош-ходеш. По этой причине среди соседей он слыл высокообразованным человеком или, попросту говоря, раввином. Со временем он и сам поверил в свою ученость. Но вот однажды наш «рав» оказался по делам в Вильне, где решил помолиться в синагоге Виленского Гаона. После молитвы он задержался на уроке изучавших Тору — и вдруг обнаружил, что ни слова не понимает. Так и сидел, пристыженный, с лицом человека, попавшего вместо похорон на свадьбу… Мы тоже привыкли, — заканчивал свой рассказ Хафец-Хаим, — называть друг друга равами и гаонами, забыв, что это далеко от правды. Но настанет день и окажемся мы в грядущем мире. Каков же будет наш стыд, когда мы увидим в нем великих учителей прошлого, и там продолжающих учить Тору. Поистине сказано: «От неправды держись подальше».
БлОготворительность рава Реувена Пятигорского
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?