Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Наш недельный раздел продолжает тему, начатую в предыдущем разделе, — тему возведения Переносного Храма, который должны были построить евреи после своего Исхода из Египта. Написано, что Всевышний обратился к Моше (Шмот 28:3): «Поговори со всеми, МУДРЫМИ СЕРДЦЕМ, которых Я исполнил духа мудрости» — чтобы они приступили к работе над Храмом. Другими словами, назначь на работу мудрецов-специалистов: закройщиков по пошиву одежды для священников, плотников, чеканщиков по золоту и т.д. Все понятно, кроме указания на сердце в данном контексте. Действительно, что понимается под выражением «мудрые сердцем»?

Мы, русские евреи, конечно, имеем свои представления о мудрости, уме, знаниях и способности мыслить. Мудрость для нас и есть способность к глубокому мышлению. Надо было хорошо учиться, поступать в институты, становиться серьезными специалистами — чтобы все поняли, насколько мы, евреи, незаменимы на любой работе. Русское еврейство вот уже несколько поколений ориентировано исключительно на мышление. Это наш способ выживания. Поэтому, согласитесь, было бы интересно узнать, что понимает под мудростью Тора. Итак, вопрос: что это за особый вид интеллекта — мудрость сердца?

Один из самых крупных авторитетов нашего времени, рав Хаим Шмулевич (1901—1978), отметил, что объяснение приведенного термина кроется в словах следующего недельного раздела Торы (Шмот 31:6): «В сердце каждого, кто мудр сердцем, Я вложил мудрость, и они сделают все, что Я тебе повелел».

Хахам лев — мудрый сердцем. Тот, у кого мудрость происходит от сердца. Сердечная мудрость. Не головная, не рассудочная.

Из этого стиха видно, что мудрость сердца — качество, которое зависит от самого человека. Он располагает свое сердце, готовит себя к тому, чтобы ПОЛУЧИТЬ мудрость. Просто мудрый — это тот, кто умен от природы. Мудрый сердцем — это тот, кто хочет принять в свое сердце мудрость. «В сердце каждого, мудрого сердцем, вложил Я мудрость».

Наш народ богат мудрецами. Самым великим из них считается царь Шломо (Соломон), сын царя Давида. «И дал Всевышний мудрости Шломо и много разума… И приходили от всех народов послушать мудрость Шломо». Но почему он удостоился такого великого дара? Оказывается, когда юному царю было предложено попросить у Творца все, что желает, он выбрал: «Дай Твоему рабу послушное сердце — ЛЕВ ШОМЕА… чтобы различать между добром и злом». И написано через два стиха: «Сказал ему Всевышний: За то, что попросил это и не попросил себе долгой жизни и богатства… Я сделал, как ты попросил… дал тебе сердце мудрое и понимающее, лев хахам венавон».

Шломо страстно стремился к мудрости — и получил ее. Ему не нужны были ни богатство, ни долголетие. Только мудрость! Причем, заметьте, — мудрость сердца (послушное, понимающее сердце). Он был готов принять в свое сердце ту мудрость, которая нужна Всевышнему. И получил, что просил.

Все дело в стремлении. Человек обязан стремиться к мудрости. Если он по-настоящему будет стремиться к ней — быть ему «мудрым сердцем», одним из тех, про кого написано: «В сердце каждого, мудрого сердцем, вложил Я мудрость».

Таким «сердечным» мудрецом был ученик и приемник Моше — Йеошуа бин Нун, под началом которого евреи, уже после смерти Моше, вошли в Эрец Исраэль. Тора говорит о нем: «Человек, на котором пребывает дух». Комментатор Сфорно поясняет: «Был готов принять на себя свет Небес». Готов был принять мудрость в сердце.

Итак, настоящая мудрость — это стремление к мудрости, внутренняя готовность к духовному подъему.

Насколько глубоким было стремление Йеошуа — видно из рассказа о тех сорока днях, которые Моше провел на горе Синай, где получал Тору. Сказано, что Йеошуа раскинул шатер у подножия горы и ни на секунду не спускался к народу, стан которого был разбит еще ниже, в долине. Он ждал, когда вернется его учитель, — чтобы служить ему. В чем состояла его верная служба? — В учебе! Йеошуа страстно хотел учить Тору. Он согласен был ждать сорок дней и ночей, не отходя от шатра, лишь бы не потерять ни минуты учения.

Каждый, кто просит мудрости всем сердцем, получает ее. Написано в Танахе (Теилим 81:11): «Раскрой широко свой рот — и Я наполню его». Не правда ли, несколько неожиданный образ? Комментаторы пишут (Раши и Эвен Эзра), что здесь имеется в виду молитва, обращенная к Творцу, т.е. по существу та же просьба. Всевышний говорит: попроси у Меня мудрость — и Я ее тебе дам. Но будь готов к ней. Приготовь свое сердце, поработай над собой. Ибо мудрость — не столько награда, сколько серьезное испытание. Она может поднять человека (Моше, Йеошуа, царь Шломо), она может человека задавить (фараон, отказавшийся отпустить евреев; злодей Билам).

О мудрости, способной задавить, мы с вами знакомы не понаслышке: советские евреи-интеллигенты принесли обильные жертвы молоху коммунизма. С мудростью, способной поднять, мы начинаем знакомиться только теперь.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Современный термин «харедим» взят из слов пророка Йешаяу: «Слушайте слово Вс-вышнего, трепещущие пред словом Его!» Словосочетание «харедим лидвар Ашем» («трепещущие перед словом Вс-вышнего») со временем сократилось до слова «харедим» (трепещущие). Читать дальше

Бамбуковая колыбель 14. Гиюр по Галахе

Доктор Авраам Шварцбаум,
из цикла «Бамбуковая колыбель»

Приобрести книгу « Бамбуковая колыбель » в нашем онлайн магазине Приемные родители китаянки понимают, что другого выхода, кроме как пройти ортодоксальную церемонию гиюра, у них нет

Место в автобусе

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

В общественном транспорте религиозные мужчины и женщины сидят отдельно. Такой обычай проистекает из еврейских законов скромности, запрещающих общение между чужими людьми разных полов.

Одежда

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

По материалам газеты «Истоки»

Неприятные мелочи. Назад к корням

Рав Александр Айзенштадт,
из цикла «О трудностях вхождения в религиозное общество»

Из общения со множеством «баалей тшува» я вижу, что сами эти люди и спустя 15-20 лет не готовы анализировать, в чем причина их трудностей, в то время как корень проблемы нужно искать в самом начале — в драме перевоплощения человека.