Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«Вот что дадут каждый, проходящий счет — пол шекеля». Спрашивают: что это за искупление души половиной шекеля? Можно объяснить это в связи с тем, что Израиль заслужил быть в изгнании в Египте 430 лет, что равно числовому значению слова нефеш (душа). Но, согласно Пиркей де-раби Элиэзер, был только 215 лет. Это «половина шекеля», поскольку гематрия «шекель» тоже 430. А они были в Египте только пол «шекеля» — 215 лет, поэтому обязаны были принести еще столько же для выкупа своей души. Поэтому, может быть, Святой, благословен Он, в Своем милосердии заповедал им отдать половину шекеля в качестве добровольного приношения, и это засчиталось им так, словно они отбыли в изгнании число лет, равное гематрии слова «шекель», и каждый выкупил свою душу. Гаон рав Шмуэль Кардановер (в «Нахалат шивъа») писал о половине шекеля. В трактате Сота (лист 6) говорится: «Грешники, как море волнующееся — если огромное море, волнует даже малый ветер, то человек, в котором только один ревиит, тем более». Тосафот там объясняют, что в человеке есть только ревиит крови: «Рабейну Хананэль сказал, что это объем прозрачной крови — необходимой для деятельности сердца. В ней 25 селаим веса, что соответствует весу шекелей, которые человек дает за все дни своей жизни, от двадцати лет до семидесяти. Это пятьдесят половин шекеля, или 25 селаим, и это вес крови души (нефеш) в человеке». Поэтому «богатый пусть не прибавит, а бедный не убавит» — для искупления души, которая имеет одинаковый вес и у бедного, и у богатого.


Согласно объяснению многих еврейских мудрецов, поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. Но, как известно, иудаизм строго регламентирует, какие способы воздействия возможны, а какие строго запрещены. Читать дальше

Кицур Шульхан Арух 166. Запрет гадания, астрологии и колдовства

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваэра

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.