Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«Вот что дадут каждый, проходящий счет — пол шекеля». Спрашивают: что это за искупление души половиной шекеля? Можно объяснить это в связи с тем, что Израиль заслужил быть в изгнании в Египте 430 лет, что равно числовому значению слова нефеш (душа). Но, согласно Пиркей де-раби Элиэзер, был только 215 лет. Это «половина шекеля», поскольку гематрия «шекель» тоже 430. А они были в Египте только пол «шекеля» — 215 лет, поэтому обязаны были принести еще столько же для выкупа своей души. Поэтому, может быть, Святой, благословен Он, в Своем милосердии заповедал им отдать половину шекеля в качестве добровольного приношения, и это засчиталось им так, словно они отбыли в изгнании число лет, равное гематрии слова «шекель», и каждый выкупил свою душу. Гаон рав Шмуэль Кардановер (в «Нахалат шивъа») писал о половине шекеля. В трактате Сота (лист 6) говорится: «Грешники, как море волнующееся — если огромное море, волнует даже малый ветер, то человек, в котором только один ревиит, тем более». Тосафот там объясняют, что в человеке есть только ревиит крови: «Рабейну Хананэль сказал, что это объем прозрачной крови — необходимой для деятельности сердца. В ней 25 селаим веса, что соответствует весу шекелей, которые человек дает за все дни своей жизни, от двадцати лет до семидесяти. Это пятьдесят половин шекеля, или 25 селаим, и это вес крови души (нефеш) в человеке». Поэтому «богатый пусть не прибавит, а бедный не убавит» — для искупления души, которая имеет одинаковый вес и у бедного, и у богатого.


Гора Синай — гора, на которой Б-г даровал Тору еврейскому народу. Это событие часто называют «Синайским откровением». В Торе гора также называется вторым именем — Хорев. Во время дарования Торы у горы Синай еврейский народ ощущал мощнейшее по силе и глубине раскрытие Всевышнего Читать дальше

Мидраш рассказывает. Недельная глава Итро

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Кому можно доверять? Итро

Рав Бенцион Зильбер

Недельная глава «Итро». Что такое самоотверженность?

Рав Бенцион Зильбер

«И услышал Итро… тесть Моше…» обо всем, что Б-г сделал для евреев в Египте, и об исходе евреев из Египта, и пришел в Синайскую пустыню к зятю вместе с дочерью, женой Моше,и внуками — детьми Моше. По совету Итро Моше выбирает мудрых и праведных людей из народа Израиля и назначает их руководителями над определенными группами евреев: тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками. Моше учит их законам Всевышнего, а они, в соответствии с этими законами, разбирают и решают все дела и проблемы в своих группах. На третий месяц по исходе из Египта евреи пришли к горе Синай. Моше передает народу слова Всевышнего: «Если вы будете слушаться Моего голоса и соблюдать Мой завет,.. вы будете у Меня царством священнослужителей и народом святым» (Шмот, 19:5—6). Народ отвечал, что исполнит все слова Всевышнего. Два дня евреи готовятся к принятию Торы, а на третий день Г-сподь является всему народу на горе Синай. Происходит величайшее событие в истории евреев и всего человечества — получение Торы.