Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«Вот что дадут каждый, проходящий счет — пол шекеля». Спрашивают: что это за искупление души половиной шекеля? Можно объяснить это в связи с тем, что Израиль заслужил быть в изгнании в Египте 430 лет, что равно числовому значению слова нефеш (душа). Но, согласно Пиркей де-раби Элиэзер, был только 215 лет. Это «половина шекеля», поскольку гематрия «шекель» тоже 430. А они были в Египте только пол «шекеля» — 215 лет, поэтому обязаны были принести еще столько же для выкупа своей души. Поэтому, может быть, Святой, благословен Он, в Своем милосердии заповедал им отдать половину шекеля в качестве добровольного приношения, и это засчиталось им так, словно они отбыли в изгнании число лет, равное гематрии слова «шекель», и каждый выкупил свою душу. Гаон рав Шмуэль Кардановер (в «Нахалат шивъа») писал о половине шекеля. В трактате Сота (лист 6) говорится: «Грешники, как море волнующееся — если огромное море, волнует даже малый ветер, то человек, в котором только один ревиит, тем более». Тосафот там объясняют, что в человеке есть только ревиит крови: «Рабейну Хананэль сказал, что это объем прозрачной крови — необходимой для деятельности сердца. В ней 25 селаим веса, что соответствует весу шекелей, которые человек дает за все дни своей жизни, от двадцати лет до семидесяти. Это пятьдесят половин шекеля, или 25 селаим, и это вес крови души (нефеш) в человеке». Поэтому «богатый пусть не прибавит, а бедный не убавит» — для искупления души, которая имеет одинаковый вес и у бедного, и у богатого.


В главе рассказывается, как Балак, царь моавитян, нанял злодея Билама, чтобы тот наслал на еврейский народ проклятие. Но вместо проклятия Билам, помимо свей воли, произнес большое благословение. Читать дальше

Глава «Балак». Преступник, исполнявший приказы

Рав Бенцион Зильбер

Талмуд называет Билама грешником. Причина тому — в его желании следовать исключительно приказам Творца, игнорируя Его волю. Правильное же поведение верующего человека сродни поведению сына, который заранее догадывается, что нужно его отцу.

Символика истории Билама и его ослицы

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Билам был не просто колдуном, но и квалифицированным астрологом. Он пытался изменить движение небесных сфер, но Б-г разрушил его планы.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Балак

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

На тему недельной главы. Пинхас 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина