Темы: Мудрецы, Воскрешение из мертвых, Реувен Куклин, Каббала, Талмуд
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день!
В одном из ответов Рава Куклина я прочла, что во время Талмуда были евреи, которые умели воскрешать мёртвых. Имеются ли в еврейских источниках записи, что какие-либо лица умели воскрешать из мертвых? Если да, то где это можно прочитать? Я думаю, что никто из людей не может воскрешать кого-то из мертвых, на каком бы высоком уровне он ни был. Это может только Б-Г.
Лена.
Мюнхен, Германия.
Уважаемая Лена!
О том, что мудрецы Талмуда могли воскрешать мёртвых, говорится в трактате Авода Зара (10 б). Там сообщается, что этим знанием владели даже «самые малые» из мудрецов. Там же рассказывается, что рабби Ханина бен Хама оживил умершего. Кроме того, в трактате Мегила (7 б) написано, что Рабба оживил рабби Зеру.
Однако Ваше утверждение, что только Всевышний может воскрешать мёртвых, — также верно. Сказано в трактате Таанит (2, 1): «Три ключа в руке Всевышнего не были переданы посреднику: ключ дождей, ключ роженицы и ключ воскрешения мёртвых».
Здесь нет противоречия, т.к. воскрешение бывает двух «видов»:
Первый вид — воскрешение человека, который умер (т.е., его сердце остановилось), но тело ещё не начало разлагаться. Оживить такого человека «легче». Можно предположить, что мудрецам Талмуда, даже «самым малым» из них, был доступен именно этот вид воскрешения.
Второй вид — воскрешение умершего, тело которого уже начало разлагаться. Это значительно «труднее», потому что недостаточно возвратить жизнь — надо ещё заново сотворить его тело (или ту часть, которая начала разлагаться). Это — то воскрешение, которое произойдёт в будущем.
Такое воскрешение, конечно же, очень удивительно.
Этому виду воскресения, которое произойдет в будущем для всех праведников, уже удивлялся римский император (как приводится в трактате Сангедрин 90а): «Вы (мудрецы) говорите, что в будущем оживут мёртвые, но ведь тело их уже превратилось в прах, а как прах может ожить?» Ответила ему его дочь (там же, б) притчей: «[Представь себе, что] в нашем городе есть два гончара, один лепит из воды, а другой из глины. Кто из них достоин хвалы?» — ответил ей [отец]: «Тот, кто лепит из воды». — Сказала ему [дочь]: «Слова твои будут ответом на твой вопрос. Если Всевышний, благословен Он, создаёт человека из воды (капли семени), неужели Он не может создать его из глины (праха)?»
Таким образом, дочь привела императору следующий аргумент: Всевышний постоянно создаёт новых людей, «производя» их из воды. Тем более Он сможет «восстановить» человека, уже существовавшего ранее, из земли.
Такое воскрешение мёртвых доступно только Всевышнему, потому что «Он, благословенно имя Его, — Источник жизни, Дающий жизнь всему живому» (цитата из книги Рамхаля Мэсилат Йешарим, часть 26).
Обратите внимание: все три «ключа» связаны с новым творением — дожди необходимы для роста растений; роженица — речь идёт о рождении человека; воскрешение мёртвых — создание человека заново после того, как его тело разложилось.
Однако важно подчеркнуть, что и «ключ» воскрешения мёртвых может быть передан в руки человека, как это было у пророков Элиягу и Элиши. Этот «Ключ» может быть передан такому человеку, который полностью «прилепился» к Всевышнему, благословен Он, как пишет Рамхаль в книге Мэсилат Йешарим (часть 26).
С уважением, Реувен Куклин
Читайте также: тема Воскрешение из мертвых
Рав Натан Агрес
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Как тело может существовать вечно?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»
Рав Реувен Куклин
Так где находится душа после смерти?
Рав Овадья Климовский
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Представления мудрецов Греции и мудрецов Запада о душе совпадают в том, что душа – это чистая и отделенная от материальности сущность, лишенная тела и образа, и что она – источник познания.
Рав Яков Шуб
Связан ли этот вопрос с будущим воскрешением мёртвых?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Сказано в Гемаре: «Он отрицает воскрешение мертвых, поэтому у него не будет удела в воскрешении мертвых, ибо Святой, благословен Он, всегда отмеряет меру за меру»
Рав Яков Шуб
Похороны — не ради живых? А ради кого?
Рав Реувен Куклин
Рав Берл Набутовский
Всем будет хорошо?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ