Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Как относиться к цитатам из Талмуда и Мидрашей, которые выглядят, мягко говоря, странно?

Нужно знать, что по отношению к словам Мудрецов, благословенна их память, люди делятся на три группы:

Первая - ...это те, кто верит в них по-простому и не считают, что в них есть какой-то скрытый смысл, и невозможное в глазах этих людей - нечто обязанное существовать. Они делают это потому, что не поняли мудрость и далеки от познания, в них нет того совершенства, которое бы заставило их пробудиться, и не нашли никого, кто бы пробудил их. Они считают, что Мудрецы во всех своих правильных и продуманных словах не подразумевали ничего, кроме того, что те поняли из них по своему разумению, и что все эти слова имеют только простой смысл, несмотря на то, что в некоторых высказываниях есть вещи, противоречащие здравому смыслу настолько, что если бы были рассказаны в своем простом смысле обычному человеку, а тем более мудрецу, он поразился бы и сказал: "Как может быть на свете человек, который бы думал так или верил, что это правильно, или, тем более, это понравилось бы ему".

[Эта первая группа] - это люди, бедные умом, и следует сожалеть о их глупости, поскольку они, по их мнению, почитают и превозносят мудрецов, а на самом деле они чрезвычайно унижают их, и не понимают этого. И я клянусь Б-гом, что эта группа людей уничтожает великолепие Торы и затемняет ее сияние, и делают из Торы обратное тому, что подразумевалось Творцом. Ибо Ашем сказал в Торе: "(народы) услышат все эти законы и скажут: 'только мудрый и разумный народ - это великое племя", а когда другие народы слышат то, как евреи из этой группы пересказывают слова Мудрецов, они говорят: "Только глупый и непонятливый народ - это малое племя". И в основном, эти "проповедники" занимаются тем, что объясняют и обучают простой народ тому, чего они сами не знают, и как было бы хорошо, если бы они молчали, как сказано: "Кто дал бы, чтобы вы молчали, это засчиталось бы вам как мудрость", или бы говорили, что они не понимают , что имели в виду Мудрецы в этом высказывании и как его объяснить. Но они считают, что понимают это высказывание и стараются объяснить народу то, что они поняли своим слабым разумом, и толкуют при всем народе высказывания Мудрецов из трактата Брахот и главы Хелек по-простому, слово в слово.

Вторая группа также многочисленна. Это те, кто увидели или услышали слова Мудрецов и поняли их по-простому, и подумали, что Мудрецы не подразумевали ничего, кроме простого значения слов, и считают их невеждами и осуждают их, и клевещут напрасно, и насмехаются над словами Мудрецов и считают, что они умнее их, и что Мудрецы ничего не понимали. Большинство оступающихся в этом относятся к изучающим науки, поскольку они считают себя мудрецами и большими философами, но насколько они далеки от этого в глазах тех, кто действительно является мудрецами и философами. На самом деле они еще более глупы, чем первая группа, и это - проклятая секта, поскольку они отвергают великих людей, мудрость которых несомненна. И если бы эти глупцы занимались науками достаточно, чтобы понять, как следует составлять и записывать вещи, относящиеся к теософии... они уразумели бы, являются ли наши Мудрецы, благословенна их память, мудрецами или нет, и выяснили, как следует понимать их слова.

А третья группа, и она, клянусь Б-гом, настолько малочисленна, что ее не следует называть группой, так же как нельзя назвать Солнце "видом", ведь оно только одно - это люди, которые уразумели величие Мудрецов и силу их интеллекта... и которым ясно, что может быть, а чего быть не может, и познали они, что в словах Мудрецов есть открытое и скрытое, и что невозможные вещи, которые есть в их высказываниях - это не что иное, как притчи и загадки... Ибо все слова Мудрецов - о возвышенных вещах, но они говорят о них притчами...

И если ты из третьей группы, то если увидишь высказывание Мудрецов, противоречащее здравому смыслу, остановись и поразмысли над ним, и пойми что оно - загадка и притча, и напряги весь свой ум, чтобы попытаться понять, что под ними подразумевается...

из комментария к Мишне, часть Хелек, трактат Санедрин


Воровство и грабеж входят в число самых тяжких грехов, разрушающих общество. Воровать и грабить запрещено даже для того, чтобы только расстроить, проучить или попугать ближнего, а потом сразу же вернуть ему имущество. Различные виды обмана, мошенничества и выманивания также отнесены к категориям воровства или грабежа Читать дальше

Запрет кражи

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Воровство — это не только взлом магазина под покровом ночи или путешествие в чужой карман. Под это определение подпадет также уклонение от налогов и пошлин, невыплата долгов и даже небрежность при охране чужого имущества. Всё, что вы хотели знать о воровстве.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Кдошим

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Книга заповедей. Заповеди «делай»: 231-240

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»

О похоронах, О рабах, Об ущербах

Ссуда под проценты 2

Рав Бенцион Меламед,
из цикла «Ссуда под проценты»

Тора запрещает и одалживать под проценты, и брать под проценты, то есть и ростовщик, и его клиент нарушают запрет Торы

Восьмая заповедь. Не обкрадывай себя

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

Заповедь "не укради" в нашем цивилизованном мире давно трансформировалась в другую заповедь - "не попадайся"

Ссуда под проценты 1

Рав Бенцион Меламед,
из цикла «Ссуда под проценты»

Пишет Рамбам в книге «Яд Хазака» в законах «дающего в долг и одалживающего»: «Тора запрещает и одалживать под проценты, и брать под проценты, то есть и ростовщик, и его клиент нарушают запрет Торы». (перек 4).

Тора и бизнес. Не брать закон в свои руки

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Товар, который был взят в руки, и за который были внесены деньги, считается приобретенным. Покупатель не может самолично вернуть товар продавцу и потребовать возврат уплаченной суммы.

Истоки Устного Закона. Цель раввинского законодательства.

Хаим Шиммель,
из цикла «Истоки устного закона»

"Цель гзерот - предотвратить нарушение заповедей, а цель таканот - укрепление и развитие четырёх основ: религии, семьи, национального сознания, общества"

Урок упования. Четыре вида

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»

Тора и бизнес. Взять в долг без согласия владельца

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Нельзя брать чужие вещи без согласия владельца. Такая ситуация классифицируется Торой как воровство. Если в прошлом владелец многократно давал разрешение на пользование этой вещью, ее можно взять при соблюдении нескольких условий.

Тора и бизнес. Случайная подмена предметов или одежды

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Нельзя пользоваться чужой собственностью, не имея на это специального разрешения. Если человек по ошибке взял чужую вещь, он должен прекратить ее эксплуатацию с того момента, как выяснится ошибка.

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.