Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография верховного судьи Израиля, человека, на котором женилась моавитянка Рут, принявшая иудаизм.

Ивцан (אבצן; умер не ранее 2793 г. /967 г. до н.э./) — верховный судья Израиля.

Происходил из колена Йеуды. Был прямым потомком вождя этого колена Нахшона, сына Аминадава (Рут 4:20-21, Таргум; I Диврей аямим 2:10-11). Жил в городе Бейт-Лехем (Шофтим 12:8).

У него было 30 сыновей и 30 дочерей (Шофтим 12:9), и все умерли при его жизни (Бава батра 91а; Ялкут Шимони, Рут 1, 601).

Был выдающимся знатоком Торы (Таргум, Рут 2:1). В 2787 году /973 г. до н.э./, уже в годы старости, стал верховным судьей Израиля (Седер адорот) — после 23 лет судейства Толы из колена Иссахара, 22 лет — Яира и 6 лет — Ифтаха из колена Менаше (см. Шофтим 10:1—5, 12:7).

Ивцан судил народ в течение семи лет (Шофтим 12:9; Седер адорот).

Его называли также Боаз (בועז) (Таргум, Рут 4:21; Бава батра 91а; Раши, Шофтим 12:8; Седер адорот). По свидетельству знатоков тайной мудрости, это имя намеком указывало на то, что он был новым воплощением души основателя своего колена, Йеуды: בו עז (бо оз) «в нем могущество», т.е душа Йеуды (Зоар 2, 104аб).

В дни праздника Песах 2793 года /967 г. до н.э./ у него умерла жена. И в тот же день из Моава в Бейт-Лехем пришла принявшая еврейство моавитянка Рут, вдова его родственника Махлона, бежавшего в годы голода из страны (Рут 1:22, Таргум; Бава батра 91а; Рут раба 3:6).

Была пора жатвы ячменя, и Рут, не имевшая своего надела, пришла подбирать колоски на поле Ивцана-Боаза. Заметив ее скромность, он сказал: «Послушай, дочь моя, не ходи подбирать на другом поле и не уходи отсюда, но оставайся здесь с моими работницами. …И когда захочешь пить, то иди к сосудам и пей оттуда же, откуда черпают слуги». А на ее вопрос «Чем я снискала милость в твоих глазах, что ты обратил на меня внимание, хотя я и чужеземка?», он ответил: «Мне много рассказали обо всем, что ты сделала для своей свекрови по смерти твоего мужа: ты оставила своих отца и мать, и свою родную землю, и пошла к народу, которого прежде не знала. Да воздаст тебе Б-г за твой поступок — …за то, что ты пришла, чтобы найти пристанище под Его крылами» (Рут 2:8—12).

Как объяснено в книге Зоар, Ивцан-Боаз увидел, что на Рут пребывает дух святости и в будущем от нее произойдут цари и правители Израиля (Зоар 2, 217б-218а).

В последующие дни он провел необходимое исследование законов Торы, чтобы убедиться, что Рут разрешена ему в жены. Он установил, что запрет «Да не войдет аммонитянин и моавитянин в общину Б-га» (Дварим 23:4) относится только к мужчинам, но не к женщинам — ведь написано «моавитянин», а не «моавитянка» (ИТ, Йевамот 8:3).

В тот же год Ивцан-Боаз, которому тогда исполнилось восемьдесят лет, взял сорокалетнюю Рут в жены (Рут 4:13; Рут раба 6:2). Сразу же после первой брачной ночи он умер (Раши, I Диврей аямим 2:10-11; Седер адорот 2787; Оцар ишей аТанах, Боаз).

Погребен в Бейт-Лехеме (Шофтим 12:10).

После его смерти у Рут родился сын, названный Овед (Рут 4:13—17). А внуком Оведа и, соответственно, правнуком Ивцана-Боаза, стал царь Давид (Рут 4:21—22).[1]


[1] Однако, по мнению, представленному в хронике Седер олам раба, Ивцан и Боаз — это две разные исторические личности, причем Боаз жил на век раньше, в период судейства Эуда, а Рут была внучкой убитого Эудом моавитского царя Эглона (Седер олам раба 12, Седер зманим 7; см. также Назир 23б).

с разрешения издательства Швут Ами


Пророк Ирмияу (Еремия) был свидетелем разрушения Первого Храма. Эту трагедию он оплакал в свитке Эйха. Пророк описывает ужасные картины гибели Иерусалима и бедствия, охватившие еврейский народ. Читать дальше