Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Йосеф не получил свою награду за стойкость, а ждал ее много лет, да еще и в тюрьме?

Темы: Боаз, Испытание, Йосеф, Награда и наказание, Мидраш, Исправление качеств, Праведники

Отложить Отложено

Шалом. У меня такой вопрос. Если награда Йосефа — за то, что он устоял перед женой Потифара, то почему он не получил свою награду сразу, а должен был ждать ее много лет, да еще и в тюрьме? Заранее спасибо за ответ.

Отвечает рав Нахум Шатхин

Почему так быстро был наказан Йосеф?

Испытание с женой Потифара

В Вашем вопросе упоминаются два разных испытания Йосефа, за которые он получил разные награды.

Сказано в трактате Санхедрин (20а), что там, где испытание Йосефа с женой Потифара достигло высшей степени сложности, только началось испытание Боаза (Мегилат Рут 3). А там, где закончилось испытание Боаза, только началось испытание Палтиэля, сына Лаиша (Шмуэль I 25:44; Шмуэль II 3:14-16).

И это понятно: ведь Йосефу было послано испытание с идолопоклонницей, а Боазу — с праведной женщиной из своего народа, которая, к тому же, была ему разрешена. А у Палтиэля было еще более сложное испытание: он был вынужден имитировать семейную жизнь с дочерью царя Шауля, подолгу проживая с ней в одном доме. Палтиэль вонзил меч между своей постелью и постелью Михаль, дочери Шауля, и запретил пересекать эту черту под угрозой смерти. Так он с честью вышел из испытания, выпавшего на его долю.

А мудрецы говорят о подвиге Палтиэля: рожденному женщиной не по силам вынести подобное испытание. И Палтиэль бы не смог этого сделать без заслуги Йосефа, который с честью вышел из своего испытания. То есть, победа Йосефа над собой в испытании с женой Потифара создала мощный духовный «задел» на будущее.

И по сей день эти заслуги помогают всему народу Израиля в тех испытаниях, где надо воздержаться от запрещенных связей. И пусть испытания Боаза и Палтиэля выглядят гораздо более сложными — им не удалось бы выйти из них с честью, не будь того «исправления» качеств, которое Йосеф совершил в этом мире. В результате к имени Йосефа было добавлена одна буква из имени Всевышнего, буква «hэй», он был назван Йеhосефом (Сота 10 б).

Это и есть награда Йосефу за испытание, выдержанное с честью.

Испытание битахона — способности уповать на Творца

А двумя дополнительными годами тюрьмы Йосеф был наказан за то, что уповал в тот момент (Берешит 40:14, 23) не на Всевышнего, а на виночерпия. Но и в этом случае Йосеф назван мудрецами эталоном упования. Так наши мудрецы объясняют слова царя Давида: «Счастлив муж, который Господа сделал опорой своей и не обратился к надменным и к склоняющимся ко лжи» (Тэилим 40:5). Сказано в мидраше:

«Счастлив муж, который Господа сделал опорой своей…» — это Йосеф; а о ком говорится в конце стиха? Кто склоняется ко лжи? Это также Йосеф, который получил дополнительные два года тюрьмы за то, что дважды напомнил виночерпию об услуге (Мидраш Рабба, Микец).

Магид из Дубно выводит из другого стиха Тэилим важный принцип, разъясняющий противоречие, о котором говорит мидраш.

Сказано: «Счастлив человек, которому Господь не вменяет вины (его) и в чьем духе нет лжи» (Тэилим 32:2). Магид из Дубно говорит, что речь в этом стихе — об особом отношении Всевышнего к Своим праведникам: за их проступки наказание следует почти мгновенно. Всевышний не ожидает, когда количество грехов и проступков «превысит критическую массу» и они (наказание за них) обрушатся на человека лавиной. А проступки праведника искупаются немедленно, и это позволяет ему жить с ощущением, что за ним не числится долгов.

В соответствии с этим принципом, два года в яме, добавленные праотцу за его просьбы к виночерпию, являются наказанием, свидетельствующим о великой праведности Йосефа.

С уважением, Нахум Шатхин

Материалы по теме


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

Начало главы Ваэра. Книга Шмот 12

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Ваэра. Я выбираю свободу

Рав Ефим Свирский