Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Моше должен был взглянуть «на запад и на север, и на юг, и на восток» — именно в этом порядке?

Темы: Моше, География ТаНаХа, Храм, Земля Израиля, Яаков, Авраам, Раши, Храмовая гора, Комментарии

Отложить Отложено

Шалом алейхэм, глубокоуважаемые Раббаним! В Книге Дваримглава Ваэтханан — Всевышний, да будет благословенно Его Имя, сказал Моше Рабэйну (Дварим 3:27): «Взойди на вершину Писги и взгляни глазами своими на запад и на север, и на юг, и на восток, и посмотри глазами своими, ибо ты не перейдешь этого Ярдэйна».

У нас (моей семьи) возник такой вопрос: какая тайна заключена в этом стихе Торы? Почему Всевышний, да будет благословенно Его Имя, сказал Моше Рабэйну, чтобы он взглянул на Эрэц Исраэль — именно в таком порядке, который указан в стихе (запад, север, юг, восток), а не в другом порядке, скажем — восток, запад, север, юг или как-то в другом направлении? Чему данный порядок нас учит?! Тода раба (большое спасибо)! Шалом!

Отвечает рав Давид Рахлис

Здравствуйте!

Спасибо за интересный вопрос.

Чтобы ответить на него, посмотрим, как описывается Земля Израиля в других местах Торы. Первое из этих описаний мы находим в обещании, которое Всевышний дает праотцу Аврааму — что его потомство унаследует Землю Кнаан (Берешит13:14): «…подними очи твои и посмотри с места, на котором ты теперь, к северу и к югу, и к востоку, и к западу».

Второе — это пророческий сон Яакова (Берешит 28:14), в котором ему было сказано: «и распространишься на запад и на восток, на север и на юг». Тосафот (в комментарии РИВО — раби Ицхака бен-Ашера а-Леви) и еще несколько комментаторов задают два вопроса. Во-первых, почему в этих стихах стороны света перечисляются в разном порядке? Во-вторых, существует известное правило: перечисление должно вестись справа налево. А поскольку Яаков, когда ночевал на Храмовой горе, шел на восток — в Харан, то порядок должен был быть «юг — север»?!

Рав Яаков Каменецкий, один из руководителей американского еврейства предыдущего поколения, комментируя этот стих в своей книге «Эмет ле-Яаков», задает и Ваш вопрос. Он пытается найти закономерность в этих трех перечислениях сторон света. Предлагаю вам объяснение, основанное на его комментарии.

Авраам в момент получения пророчества возвращался из Египта, шел на север. Соответственно, ему было сказано сначала посмотреть на север, куда он направлялся, затем обернуться в противоположную сторону — на юг. Два других направления названы, как и положено, справа налево.

Яаков же на самом деле пришел тогда к Храмовой горе с востока! Раши, комментируя Берешит 28:17, приводит мидраш (из Хулин 91 б). Согласно этому мидрашу, Яаков, выйдя из Беэр-Шевы, дошел до Харана, а затем уже вернулся помолиться на святом месте. Таким образом, находясь там, он смотрел на запад, и стороны света перечисляются так же, как в пророчестве Аврааму.

Что касается Моше Рабейну, то он, в отличие от Авраама и Яакова, находился за пределами Земли Израиля — на ее восточной границе. Глядя вперед — на запад, он уже видел всю Землю Израиля с запада на восток, поэтому не было необходимости упоминать восток! Поэтому после запада названы север и юг, и уже в завершение — восток.

На вопрос, который Вы задаете, отвечает также рав Залман Сороцкин в своей книге «Ознаим лэ-Тора». Приведу в завершение его объяснение. Он пишет, что перечисление сторон света в обращении к Моше не связано с двумя другими перечислениями.

Ведь выше Моше просил позволить ему увидеть три святых места (Дварим 3:25): «Дай перейду я и посмотрю на эту землю добрую, которая за Ярдэном, на эту гору прекрасную и на Леванон». Раши поясняет, что имеется в виду Храмовая гора, а «Леваноном» называется Храм.

И Всевышний отвечает на его просьбу, перечисляя эти места в том же порядке. Вначале говорит взглянуть на запад, показывая Моше Землю Израиля. «Севером» же названа Храмовая гора, как сказано в Тэилим (48:3): «Гора Цион, на краю северной (стороны)». А при словах «и на юг, и на восток», показывает Моше Храм, который должен был быть построен на юго-востоке Храмовой роры.

С уважением, Давид Рахлис

Материалы по теме

Праотец Яаков. В шатрах мудрецов

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Танах

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Письменная Тора

Рождение Яакова и Эсава. Книга Брейшит 20

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ