Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Эльазар: цдака и милость, которую делают евреи, порождают добрых ангелов, которые защищают наш народ на небесах.»Талмуд, трактат «Бава батра», 10а

Ответ на двухэтажный штикл

04 марта 2011, 04:58

Отложить Отложено

 

Первый случай (самый известный) из прошлого штикла - угадали сразу несколько читателей.

До второго добралась только гв. Asia.

А второй этаж штикла (кушию) не решил никто.

 

Учитывая сложность поставленной задачи, несгибаемую волю к победе, а также тот факт, что гв. Asia остановилась в двух шагах от правильного ответа - нами было принято решение засчитать ей победу. Просьба к победительнице - укажите свой email. Мы его публиковать не будем, а наоборот - свяжемся с Вами в частном порядке для вручения приза.

 

Итак - внимание на экран правильный ответ:

 

Психология и педагогика различают три фактора, оказывающие влияние на формирование личности.

Назовем их условно:

1. Врожденные качества (персональные для каждой личности).

2. Унаследованные качества (обусловленные качествами биологических предков).

3. Приобретенные качества (воздействие окружения и воспитания).

Тора добавляет к ним еще один фактор - воздействие места жительства.

Это выводится из первого пасука 12-й главы первого Хумаша (Брш): "..Иди к себе (1-й фактор), из твоей земли (4-й фактор), из твоей родины (3-й фактор), из дома твоего отца (2-й фактор).

 

Это был первый случай, который напоминает (леавдиль) "теорию цвета":

1. Собственный цвет объекта - врожденные качества.

2. Влияние фона - унаследованные качества.

3. Освещение - приобретенные (от окружения, и в процессе воспитания) качества.

4. Расположение в пространстве - воздействие места жительства на качества личности.

 

Как видим, формирование личности происходит по тем же принципам, что и формирование цвета.

 

Второй случай (Брш, 25,20): " И был Ицхак сорока лет, когда он взял Ривку, дочь Бетуэля-арамейца из Падан-Арама, сестру Лавана-арамейца, себе в жены".

Говорит РАШИ (и Мальбим - чуть подробней), что все вышесказанное не несет буквальной информации (т.к. обо всех этих фактах уже было сказано раньше), а приведено исключительно для того, чтобы отметить прведность Ривки: она оставалась праведницей (Ривкой - 1-й фактор), несмотря на влияние наследственности (дочь Бетуэля - 2-й фактор), места жительства (Падан-Арам - 4-й фактор) и ближайшего окружения (сестра Лавана - 3й фактор). A для того, чтобы у нас не возникло сомнения в пагубности влияния 2-го и 3-го факторов (мало ли, а вдруг ее отец и брат были праведниками, несмотря на влияние места жительства - как Авраам) - Бетуэль и Лаван названы арамейцами (в отличие от Авраама, названного "иври").

 

И вот тут возникает кушия: после того, как Тора сообщает нам о приказе Аврааму, она отмечает праведность следующего поколения. А так как об Ицхаке (наследственность, воспитание и окружение которого были в полном порядке) такого сказать нельзя - то подчеркивается исключительность Ривки. Но почему Тора останавливается? Разве праведность Рахели и Леи не сломала факторы влияния так же, как праведность Ривки? Ведь они вышли из той же семьи, из того же окружения и из того же места, что и Ривка! Но, тем не менее - о них такого не сказано. Почему?

 

Ответ: Несмотря на то, что влияние места и наследственности в случае с Леей и Рахелью, несомненно, имело место, и они противостояли этому влиянию не меньше, чем Ривка, но при всем этом - влияние окружения на каждую из них было положительным: у Рахели рядом всегда была Лея, а у Леи - Рахель. А это уже не так сложно, как в случае с Ривкой - поэтому Тора и не отмечает исключительность их заслуги.

 

Большое спасибо всем участникам.

 

Гут шабес.

 

 

 

Теги: Штикл