Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

И Ицхак полюбил Эсава כי ציד בפיו (потому что ловля в его рту), а Ривка любит Якова (Берешит, 25:28).

Разве не странно, что великий праведник полюбил великого злодея?

На первый взгляд, Ицхак полюбил Эсава, потому что тот кормил его вкусной дичью, которую приносил с охоты. Ведь он просит потом (Берешит, 27:3,4): выйди в поле и налови мне дичи — וצודה לי צידה, и приготовь мне яства, как я полюбил…чтобы благословила тебя моя душа.

Но такой взгляд представляет Ицхака, не дай Б-г так подумать, человеком, для которого главное — вкусно поесть. Однако Ицхак был аскетом, и его единственное постоянное и страстное устремление было к Творцу, к беседе с Ним. И его занятием было совершенствование души и продолжение таким образом дела отца, как написано: «Вот родословие Ицхака, сына Авраама — Авраам родил Ицхака».

Иной взгляд на те же слова כי ציד בפיו, ловля в его рту предлагает Раши, относя их не к Ицхаку, а к Эсаву, который ставил ловушку отцу обманными словами и вопросами, как поступать согласно Небесному Закону. Так ему вроде бы удалось скрыть злодеяния и убедить отца в своей праведности. Следуя этой точке зрения, можно подумать, что Ицхак был наивен, слеп в отношении сына.

Эта не вполне позитивная оценка нашего святого праотца, воплощения гвуры — мужества и суда — тоже вызывает у меня вопрос. Неужели он не мог отличить добра от зла? Тем более, что именно это, как пишут, было его основной задачей.

С другой стороны, не очень понятно, зачем первенцу обманывать отца, который итак его полюбил?

И еще один вопрос, почему для любви отца приводится причина, а для выбора матери нет?

Мне кажется, что понять выбор Ицхака можно, исходя из свойств его личности и его жизненной установки. Не какие бы то ни было действия и не любые самые хитрые или сладкие слова Эсава, а лишь решение Ицхака определяло его отношение к нему. Он «полюбил» — выбрал, приблизил его раз и навсегда. Это воля человека, сосредоточенного на Б-ге и своей душе. Почему же именно его он хотел благословить перед смертью?

Ответ, на мой взгляд, дают указание Торы о том, что Эсав первенец, и что Яков купил его первородство. Ицхак руководствовался справедливостью: если Б-г захотел, чтобы Эсав родился первым, значит, именно его избрал как главное продолжение линии Авраама и Ицхака, поэтому он должен дать браху Эсаву.

Намек на это, по-моему, можно усмотреть в словах: כי — потому что ציד בפיו (104+98=202) — это число записывается буквами רב, рав, старший. Почему Ицхак выбрал Эсава? Ответ: רב כי, потому что он старший! Можно спросить, почему мне пришло в голову, что слово רב указывает на Эсава и что оно значит «старший»? Но именно этим словом называет его Тора в пророчестве Б-га о близнецах в утробе, данном Ривке: ורב יעבד צעיר — и старший будет служить младшему!

Быть может, эти слова определяют Ицхака и его мотивацию еще тоньше и подробнее. Ведь 104 и 98 записываются буквами קד, кад — поклон и צח, цахчистый. Цах отражает чистоту души Ицхака — святой жертвы, которой он стал после возношения на жертвенник, приняв с «поклоном», совершенным смирением волю отца зарезать его и сжечь как жертву ола, когда Авраам сказал ему, что такова воля Б-га. И трижды повторяет Тора, что до и после акейды шли они вместе, яхдав.

И, наверное, с тем же чистым смирением и внутренним поклоном Ицхак принял, что путь деда и отца должен продолжать Эсав — независимо от того, каким он уродился, хорош он или плох, раз это воля Творца.

Подобным образом, Б-г говорит царю Хизкии: ты обязан жениться, и не имеет значения, что ты пророчески предвидишь, что твой сын будет злодеем — это не твоя забота, ты должен выполнить свою заповедь, иначе умрешь!

Итак, в выражении ки цайд бефив можно увидеть ряд уровней или аспектов понимания:

Комментарий Раши говорит не об Ицхаке, а дает характеристику Эсава.

Гематрия ציד בפיו — רב указывает, что определяло выбор Ицхака.

А едой, ציד Ицхак, вероятно, позволял Эсаву сделать доброе дело, в частности, склониться перед отцом — уважить отца. Чтобы дать ему заслуги в этом и в том мире, в первую очередь долголетие (как сказано в Торе), на которое Эсав не рассчитывал, по его словам «вот, я собираюсь умирать» (Берешит, 25:32).

Плюс к этому, чувство благодарности за вкусную еду могло придать душе Ицхака дополнительную силу для благословения.

Почему же в вышеприведенной фразе не названа причина выбора Ривки? Потому что она названа раньше — ведь Б-г уже ей сказал: «старший будет служить младшему». Если бы не это, она, наверное, думала бы так же как ее муж.

А почему она не сказала об этом мужу? Это вопрос. Быть может, считала, что пророк обязан передать пророчество тем, кому это поручено, и не имеет права говорить, если не получил на это особого указания? Или Ривка не смела сказать это Ицхаку, потому что считала, что если Б-г желал это ему сообщить, Он бы сказал ему прямо или велел ей передать это мужу? Или она стеснялась своего сомнения «Зачем я?», когда близнецы в ней толкались, и того, что не обратилась к мужу, а пошла спрашивать другого пророка?

В любом случае, оба они — и Ицхак, и Ривка — руководствовались и в своих чувствах, и в своем выборе Волей Б-га. Но Ривка спросила о ней и поэтому знала о ней больше.

Эта зрячая любовь побудила ее помешать осуществиться намерению Ицхака. Она действовала как совершенная эзер кэнегдопомощница против него. В данном случае ей следовало поступить именно так, чтобы исполнить волю мужа — дать благословение достойному и способному прокладывать путь Авраама, освящая Имя Б-га!


Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше