Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Четверо называются злодеями — поднимающий руку на товарища, даже если и не ударил его, берущий в долг и не возвращающий, наглый, который не уважает того, кто больше его, и тот. кто участвует в раздорах.»Мидраш

И Ицхак полюбил Эсава כי ציד בפיו (потому что ловля в его рту), а Ривка любит Якова (Берешит, 25:28).

Разве не странно, что великий праведник полюбил великого злодея?

На первый взгляд, Ицхак полюбил Эсава, потому что тот кормил его вкусной дичью, которую приносил с охоты. Ведь он просит потом (Берешит, 27:3,4): выйди в поле и налови мне дичи — וצודה לי צידה, и приготовь мне яства, как я полюбил…чтобы благословила тебя моя душа.

Но такой взгляд представляет Ицхака, не дай Б-г так подумать, человеком, для которого главное — вкусно поесть. Однако Ицхак был аскетом, и его единственное постоянное и страстное устремление было к Творцу, к беседе с Ним. И его занятием было совершенствование души и продолжение таким образом дела отца, как написано: «Вот родословие Ицхака, сына Авраама — Авраам родил Ицхака».

Иной взгляд на те же слова כי ציד בפיו, ловля в его рту предлагает Раши, относя их не к Ицхаку, а к Эсаву, который ставил ловушку отцу обманными словами и вопросами, как поступать согласно Небесному Закону. Так ему вроде бы удалось скрыть злодеяния и убедить отца в своей праведности. Следуя этой точке зрения, можно подумать, что Ицхак был наивен, слеп в отношении сына.

Эта не вполне позитивная оценка нашего святого праотца, воплощения гвуры — мужества и суда — тоже вызывает у меня вопрос. Неужели он не мог отличить добра от зла? Тем более, что именно это, как пишут, было его основной задачей.

С другой стороны, не очень понятно, зачем первенцу обманывать отца, который итак его полюбил?

И еще один вопрос, почему для любви отца приводится причина, а для выбора матери нет?

Мне кажется, что понять выбор Ицхака можно, исходя из свойств его личности и его жизненной установки. Не какие бы то ни было действия и не любые самые хитрые или сладкие слова Эсава, а лишь решение Ицхака определяло его отношение к нему. Он «полюбил» — выбрал, приблизил его раз и навсегда. Это воля человека, сосредоточенного на Б-ге и своей душе. Почему же именно его он хотел благословить перед смертью?

Ответ, на мой взгляд, дают указание Торы о том, что Эсав первенец, и что Яков купил его первородство. Ицхак руководствовался справедливостью: если Б-г захотел, чтобы Эсав родился первым, значит, именно его избрал как главное продолжение линии Авраама и Ицхака, поэтому он должен дать браху Эсаву.

Намек на это, по-моему, можно усмотреть в словах: כי — потому что ציד בפיו (104+98=202) — это число записывается буквами רב, рав, старший. Почему Ицхак выбрал Эсава? Ответ: רב כי, потому что он старший! Можно спросить, почему мне пришло в голову, что слово רב указывает на Эсава и что оно значит «старший»? Но именно этим словом называет его Тора в пророчестве Б-га о близнецах в утробе, данном Ривке: ורב יעבד צעיר — и старший будет служить младшему!

Быть может, эти слова определяют Ицхака и его мотивацию еще тоньше и подробнее. Ведь 104 и 98 записываются буквами קד, кад — поклон и צח, цахчистый. Цах отражает чистоту души Ицхака — святой жертвы, которой он стал после возношения на жертвенник, приняв с «поклоном», совершенным смирением волю отца зарезать его и сжечь как жертву ола, когда Авраам сказал ему, что такова воля Б-га. И трижды повторяет Тора, что до и после акейды шли они вместе, яхдав.

И, наверное, с тем же чистым смирением и внутренним поклоном Ицхак принял, что путь деда и отца должен продолжать Эсав — независимо от того, каким он уродился, хорош он или плох, раз это воля Творца.

Подобным образом, Б-г говорит царю Хизкии: ты обязан жениться, и не имеет значения, что ты пророчески предвидишь, что твой сын будет злодеем — это не твоя забота, ты должен выполнить свою заповедь, иначе умрешь!

Итак, в выражении ки цайд бефив можно увидеть ряд уровней или аспектов понимания:

Комментарий Раши говорит не об Ицхаке, а дает характеристику Эсава.

Гематрия ציד בפיו — רב указывает, что определяло выбор Ицхака.

А едой, ציד Ицхак, вероятно, позволял Эсаву сделать доброе дело, в частности, склониться перед отцом — уважить отца. Чтобы дать ему заслуги в этом и в том мире, в первую очередь долголетие (как сказано в Торе), на которое Эсав не рассчитывал, по его словам «вот, я собираюсь умирать» (Берешит, 25:32).

Плюс к этому, чувство благодарности за вкусную еду могло придать душе Ицхака дополнительную силу для благословения.

Почему же в вышеприведенной фразе не названа причина выбора Ривки? Потому что она названа раньше — ведь Б-г уже ей сказал: «старший будет служить младшему». Если бы не это, она, наверное, думала бы так же как ее муж.

А почему она не сказала об этом мужу? Это вопрос. Быть может, считала, что пророк обязан передать пророчество тем, кому это поручено, и не имеет права говорить, если не получил на это особого указания? Или Ривка не смела сказать это Ицхаку, потому что считала, что если Б-г желал это ему сообщить, Он бы сказал ему прямо или велел ей передать это мужу? Или она стеснялась своего сомнения «Зачем я?», когда близнецы в ней толкались, и того, что не обратилась к мужу, а пошла спрашивать другого пророка?

В любом случае, оба они — и Ицхак, и Ривка — руководствовались и в своих чувствах, и в своем выборе Волей Б-га. Но Ривка спросила о ней и поэтому знала о ней больше.

Эта зрячая любовь побудила ее помешать осуществиться намерению Ицхака. Она действовала как совершенная эзер кэнегдопомощница против него. В данном случае ей следовало поступить именно так, чтобы исполнить волю мужа — дать благословение достойному и способному прокладывать путь Авраама, освящая Имя Б-га!


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.