Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как евреи, привыкшие за сотни лет чувствовать себя рабами, смогли освободиться от этого чувства?

Темы: Песах, Рабство, Агада, Рав Яков Шуб, Египетское рабство, Исход из Египта

Отложить Отложено

Шалом. Как евреи, привыкшие за 210 лет чувствовать себя рабами, смогли освободиться от этого чувства? Ведь, например, не все освобожденные впоследствии народы, как мне кажется, смогли освободиться от чувства рабства? Спасибо, N.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемая N.,

Большое спасибо за Ваш вопрос. Он на самом деле касается одного из основных принципов Пасхальной Агады.

Начиная отвечать на четыре вопроса, которые по традиции задает ребенок, мы говорим: «Рабами были мы у фараона в Египте». И это не просто упоминание исторических событий. Имеется в виду качество рабства. Т.е. мы были рабами «у фараона» — наиболее жестокого и коварного тирана того времени. И мы были рабами «в Египте» — с одной стороны, страны, максимально погруженной в разврат, идолопоклонство и другие разновидности «тумы» — духовной нечистоты, с другой стороны, страны на то время наиболее развитой и прогрессивной в экономическом и культурном плане.

Как ни странно, последний факт не помешал египтянам использовать еврейских детей в качестве кирпичей для строительства. К сожалению, в этом аспекте история еврейского народа не раз повторялась. Как известно, многие идеологи и практики «решения еврейского вопроса» в нацистской Германии обладали учеными степенями.

У евреев не было никакой возможности естественным образом вырваться оттуда. Они настолько были погружены в «туму» Египта, что самостоятельно ничего не могли бы сделать для собственного спасения.

Затем Пасхальная Агада продолжает: «И вывел Всевышний, Б-г наш, нас оттуда рукою сильной и мышцей простертой. И если бы Святой, Благословен Он, не вывел наших предков из Египта, то мы с детьми и внуками нашими были бы порабощены фараоном в Египте». Т.е. Всевышний вынужден был «Собственноручно» вмешаться, чтобы вырвать евреев из рабства в свободу, и без Его вмешательства это было невозможно. Как сказано в продолжении: «Я, а не ангел, Я, а не серафим, Я, а не посланец; “Я Г-сподь…” — это Я, а не другой».

Получается, что выход из Египта был не только освобождением из рабства, но и выражением особого отношения Всевышнего к еврейскому народу.

Теперь обратимся к словам Маараля из Праги (Гвурат а-Шем, гл.52), где он объясняет следующие слова Агады: «И не только отцов наших избавил Всевышний из Египта, но и нас избавил вместе с ними».

Маараль приводит пример: один человек спас другого от смерти, а после этого у спасенного родились дети, внуки и т.д. Хотя несомненно, что они появились на свет в результате того, что их отец был спасен от смерти, мы не можем сказать, что спаситель спас также и их. А при выходе из Египта Всевышний избавил весь еврейский народ (клаль Исраэль), который включает в себя как поколение, вышедшее из Египта, так и все последующие поколения.

Далее Маараль задается вопросом: в чем «на практике» разница — избавил Всевышний только одно поколение или также и все последующие? И отвечает: если бы избавлено было только одно поколение, его потомство могло бы снова подпасть под влияние Египта, а теперь это исключено.

Получается, что выход из Египта не был просто национально-освободительной войной или политическим самоутверждением определенного народа, что не раз происходило на протяжении человеческой истории. Это было сверхъестественное вмешательство Всевышнего, в результате которого был создан еврейский народ (клаль Исраэль). И поскольку Всевышний «Собственноручно» занимался этим, то вопреки природе вещей Он также позаботился и о том, чтобы избавить евреев от рабского мышления и от возможности в будущем подпасть под влияние нечистоты Египта.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше