Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли использовать воду после омовения рук для утилитарных целей?

Темы: Омовение рук, Тума, Яков Шуб

Отложить Отложено

Уважаемый рав! Можно ли использовать воду после омовения рук (нэтилат ядаим) для утилитарных целей, как, например, полив палисадника. Имеются в виду различные случи омовения рук, такие, как утреннее, перед трапезой с хлебом и после посещения туалета. Буду благодарна за разъяснение. Фрида

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемая Фрида,

Большое спасибо за Ваш вопрос. Существуют различные ситуации, при которых необходимо делать нэтилат йадаим (омовение рук). Перечислим некоторые из них:

1. После пробуждения утром. В данном случае после омовения рук необходимо произнести благословение аль нэтилат йадаим. Приводят несколько причин, по которым необходимо делать омовение рук утром. Во-первых, потому что во время сна человек непроизвольно дотрагивается до мест, которые обычно прикрыты одеждой (Рош, Брахот 9:23). Во-вторых, поскольку считается, что утром человека как будто создают заново (респонс Рашба 1:191). В-третьих, чтобы очистить руки от «нечистоты» (руах ра), которая остается на них после ночи, а также, поскольку во время сна душа покидает тело и оно остается во власти руах ра (Бейт Йосеф 4).

2. После посещения туалета, после посещения бани или принятия ванны, после кровопускания, стрижки волос и ногтей, а также после бритья. В этих случаях необходимо совершить омовение рук, чтобы очистить их от руах ра (Шулхан Арух 4:18).

3. После посещения кладбища, прикосновения к мертвому телу, а также после супружеской близости. В этих случаях омовение рук необходимо совершить как для того, чтобы очистить их от руах ра, так и для того, чтобы очистить от ритуальной нечистоты тума (Шаарэй Тшува 4:20).

4. После прикосновения к тем местам на теле человека, которые обычно покрыты одеждой, после прикосновения к обуви, если человек почесал голову. В этих случаях омовение рук необходимо сделать для того, чтобы очистить их от пота и грязи.

5. Перед трапезой с хлебом, перед молитвой и т.д.

Существует запрет использовать воду, которой омывали руки (Шулхан Арух 4:9). Однако этот запрет распространяется только на первый случай, т.е. омовение рук после утреннего пробуждения, поскольку влияние руах ра с утра наиболее сильно и такая вода может повредить (Шаарэй Тшува 4:20). Водой, которой утром омывали руки, нельзя поить животное, поливать растения, мыть посуду, стирать белье, мыть пол и т.п. Однако разрешено использовать эту воду для смывания в уборной (респонс Шлемат Хаим 18).

Изначально следует делать омовение рук над каким-либо сосудом (Шулхан Арух 4:8). Воду из этого сосуда запрещено выливать там, где обычно ходят люди (Шулхан Арух 4:9). Соответственно, в современных условиях воду, которой омывали руки утром, можно вылить в унитаз или умывальник. Если ее вылили в умывальник на кухне, в котором находилась посуда, то посуду после этого необходимо тщательно помыть (Ишей Исраэль 2, прим.74).

С уважением, Яков Шуб

Читайте: Утреннее омовение рук или Немного о злых духах

Материалы по теме

Кицур Шульхан Арух 2. Омовение рук

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Кицур Шульхан Арух 40. Законы нетилат ядаим для трапезы

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Утреннее омовение рук, или Немного о злых духах

Рав Шимон Соскин

Многим известен тот факт, что религиозные евреи утром после пробуждения омывают руки из специального сосуда, называемого «натла». Причем многие из них наполняют его водой и оставляют на всю ночь у кровати вместе с небольшим тазиком, чтобы иметь возможность омыть руки сразу после пробуждения, еще не встав с постели. Это омовение напоминает омовение рук перед едой с хлебом, однако его смысл несколько иной. В чем он?

Омовение рук 1

р. Меир Фомичев,
из цикла «Еврейский закон»


По преданию, большая часть книги является сочинением великого учителя периода Мишны раби Шимона бен Йохая (Рашби). Читать дальше