Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тому, кто раскаялся в совершённом преступлении, за которое полагается смертная казнь или истребление души, — раскаяние и Йом-Кипур приносят частичное очищение, а затем человека постигают страдания, которые завершают искупление»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 1, 4
Тема

СМИ

СМИ — средства массовой информации, ставящие своей целью информировать, анализировать, формировать общественное мнение и развлекать. Выпускаемые далекими от Торы людьми, светские СМИ полны вредной, пустой и даже опасной информации, дезинформации и сплетен. СМИ часто имеют антисемитскую и антиизраильскую направленность, а израильские СМИ — направленность антирелигиозную. Средства массовой информации, как любой инструмент, может быть использован и во благо — если их выпуск осуществляется в соответствии с принципами Торы.

Оглавление

Задачи и принципы журналистики [↑]

Каковы задачи средств массовой информации в современном мире? От СМИ ожидают, что они должны информировать, анализировать события, влиять на общество, формируя общественное мнение, развлекать.

Учитывая, что во всех профессиональных учебниках до сих пор первым принципом журналистики указывается ее партийность, надо понимать, что и информация, и анализ, и развлечения не могут подаваться в СМИ объективно, потому что каждая газета и каждая радиостанция — это чей-то рупор. В большинстве случаев, это рупор людей, далеких от Торы и заповедей. Какую информацию обычно предлагают нам СМИ?

Информация [↑]

Информация «вредная» [↑]

Эта информация до изобретения газет существовала в виде перешептываний, а благодаря прогрессу стала выходить в печатном, звуковом и электронном виде. Теперь все вожделения и похоть, жестокость и насилие, зависть и гордость, злословие и сплетни — всё доступно без ограничений. Это зло, направленное на наши органы чувств, наносит колоссальный вред душе и даже телу.

В Торе сказано: «Один же свидетель не будет говорить против человека для смертного (обвинения)». Мудрецы поясняют, что свидетель преступления должен дать показания, ограничившись этим. Ему не следует выносить характеристику убийце, дополнять свой рассказ лишними, но яркими подробностями. А уголовная хроника, смакующая подробности самых страшных преступлений, не только загрязняет мозг, но нередко побуждает людей к правонарушениям.

Рабби Исраэль Бааль Шем-Тов говорил: «Человек находится там, где находятся его мысли». Именно поэтому публикация сообщений о различного рода правонарушениях приводит к тому, что всё больше и больше людей начинают — пусть и на мгновение — представлять себя на месте преступников.

Информация «пустая» [↑]

Колоссальный поток информации обо всём на свете льется на потребителей СМИ. Но большинство полученной информации ни для работы, ни для жизни никакой пользы не несут. Современный человек из праздного любопытства может просидеть за газетой, телевизором, радио и компьютером по нескольку часов в день, чтобы быть в курсе происходящего. Основная проблема даже не в потерянном времени, а в том, что переполнение количеством всегда происходит за счёт качества и порождает поверхностный и неглубокий взгляд на мир. Теперь всё сводится к тому, чтобы быть в курсе дела, знать, но не вдумываться и не углубляться в то, что эти знания значат.

Информация «опасная» [↑]

Порой информация, то есть, какая-то специфическая статья, сайт в интернете или телепрограмма действительно могли бы оказаться полезны, но по дороге к ним неизбежно наткнёшься на информацию «вредную» или «пустую», ведь всё находится вперемешку. Человек устроен так, что он обращает внимание на всё — и всё в той или иной степени на него влияет.

Получение 1% духовного яда вперемешку с 99% полезной информации — это приём стопроцентного яда для души.

Информация «полезная» [↑]

Безусловно, существует в мире и информация полезная, та самая, которая необходима человеку для его профессиональных интересов, для эффективного решения бытовых нужд, для здоровья и т. д. Но и здесь необходимо верно расставлять приоритеты. На первом месте находятся знания, которые дадут практическую пользу в повседневной жизни: как быть человеком, супругом, родителем, сыном и дочерью… Такие знания, которые сделают людей лучше, мудрее, совершеннее, чище, — мы и называем полезными. Но именно таких знаний в современных СМИ — крупицы.

Формирование общественного мнения [↑]

Если говорить о такой задаче СМИ, как формирование общественного мнения, можно заметить, что средства массовой информации всего мира весьма преуспели в том, что Израиль прочно ассоциируется у общества с агрессией, захватом территорий и ущемлением прав «палестинского народа».

Израильские СМИ пошли еще дальше: их ненависть к праведникам и мудрецам сильнее, чем у антисемитов к евреям. Всем, кто смотрит израильское телевидение, ясно, что во всех их проблемах виноваты «харедим». Их можно обвинить во всём, очернять, не выбирая выражений.

Это явление беспрецедентное. Целая общность людей, в которой отсутствует грубость и насилие, где на целый город нет даже одного полицейского, каждый раз описывается в СМИ с точностью до наоборот — как группу хулиганов, воров и насильников. Общество, где познание мудрости является основным занятием и важнейшей жизненной потребностью, представляется, как скопище безграмотных. Общество, где милосердие и взаимопомощь составляют существенную и неотъемлемую часть жизни, постоянно обвиняется в бесчеловечности. Их обвиняют и за то, что они всех обокрали и за то, что они самые бедные, и за то, что не живут жизнью страны, и за то, что в неё вмешиваются.

Пустота и тщета [↑]

СМИ преуспели также и в том, чтобы создать ажиотаж вокруг совершенно неважных событий и явлений и превратить их в нечто значимое в глазах людей — вопреки Шестой Заповеди: «Не обращайтесь к идолам (элилим — “божкам”) и богов (элоэй) литых не делайте себе…» Раши объясняет: «Элилим — от слова аль, “ничто” — несуществующему они подобны, тщете и пустоте. “…и богов (элоэй) литых не делай себе” — сначала они “божки”, но если ты обращаешься к ним, то, в конце концов, сделаешь их “богами” элокут — от слова, обозначающего власть и величие».

Мир воображения, пустоты и тщеты действительно существует, и в потёмках (то есть там, где не Торы и ее света) тени предстают реальностью. Человеку дана возможность сделать эти тени центром своего существования, «оживить» их своим сердцем и разумом, сделать их реальными и «божественными». Почитать их, служить им и формировать вокруг них целую культуру со своими правилами и законами, целый мир, изготовленный из пустоты и «суеты сует».

Сами по себе эти «божки» остаются ничем, но человек дал им место в своём сердце, возвысил их, сделал центром своей жизни, с трепетом следя за жизнью знаменитостей, ходом спортивных соревнований, модными тенденциями — одним словом, за всем тем, что предлагают ему СМИ в качестве «развлечения». Так невинное желание отдохнуть, посмотрев развлекательную передачу, превращается в рабскую зависимость от пустоты и тщеты.

О сплетнях и подглядываниях [↑]

Известно, что злоязычие, лашон а-ра, нельзя говорить, нельзя слушать и нельзя читать. Светские СМИ полны лашон а-ра, а зачастую и моци шем ра, т.е. клеветы в различных ее видах. Но существуют и другие запреты, которые в современных СМИ нарушаются повсеместно.

Например, по поводу популярной рубрики «светских сплетен» есть однозначный запрет в Торе: «Не ходи сплетником в народе твоем…» (Ваикра 19:16). Сплетнями считается даже передача правдивой личной информации о другом человеке. И даже — если в этой информации нет ничего негативного (Смаг, Ло таасе 9, Рамбам, Законы воззрений 7:2). Речь идет не только об информации, полученной в личной беседе, но и об информации, полученной другими путями, например, из личного компьютера человека, из его личного дела и т. п.

Получение конфиденциальной информации может быть запрещено на основании известного закона из Законов о соседях (Шулхан Арух, Хошен Мишпат 154), который запрещает, например, прорубать окно напротив окна другого человека (hэзэк рэия — «вред, наносимый человеку тем, что его видят»).

Комментаторы полагают, что этот закон не просто регулирует поведение соседей, но и содержит общий принцип — неприкосновенности частной жизни. Поэтому, даже если, например, человек не возражает, чтобы сосед сделал окно напротив его окон, то всё равно соседям запрещено смотреть друг другу в окна и наблюдать, что делается у другого в доме (Рамо, Хошен Мишпат 154:7). А именно подглядываем в чужие окна и занимается светская, а часто и политическая, хроника.

Значит, СМИ — абсолютное зло? [↑]

Тот, кто считает, что новые технологии обещают нам счастливое будущее, явно ошибается. Также ошибается и тот, кто считает, что технология — это воплощение дьявола. В действительности, технология — это всего лишь инструмент. Этот инструмент не определяет смысл человеческой жизни и не решает её фундаментальные проблемы. Как любой инструмент, технология может быть использована как для хорошего, так и для плохого.

Среди сотрудников СМИ встречаются квалифицированные, добросовестные журналисты, которые хорошо знают, что такое профессиональная честь и, дорожа ею, — не искажают доводы и не занимаются подтасовками. Но общая картина такова, что слушатели и зрители ежедневно и ежечасно подвергаются бомбардировке лживыми, фальсифицированными фактами, поверхностными, неумными суждениями, а важные для нашего народа темы — просто замалчиваются.

Вместе с тем, существуют газеты, журналы, сайты, радиостанции, которые выпускаются религиозными людьми и находятся под постоянным раввинским наблюдением. Они стараются заниматься тем, для чего и предназначены средства массовой информации: сообщениями, новостями, актуальными публикациями без злословия, пустословия, сплетен, разврата и антисемитизма. Только если СМИ являются рупором Торы, можно быть уверенными в том, что они не несут никакой духовной опасности.

В последнее время средства массовой информации перекочевали в интернет, и люди читают газеты в интернете, слушают радио и смотрят телепередачи тоже в интернете. Пользователям интернет-СМИ будет небезынтересна статья о том, как не запутаться во всемирной Сети.

Выводить материалы