Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Пинхас не сразу стал коэном?

Отложить Отложено

Почему Пинхаса обошли?

В награду за свой героический поступок Пинхас получил от Б-га статус коэна (Бемидбар 25:13). Раши (там же) поясняет: хотя Пинхас был внуком Аарона, а Аарон стал коэном вместе с сыновьями в самом начале странствия евреев по пустыне, Пинхас тогда коэном не стал. Ибо этот статус тогда был дан только Аарону и его сыновьям, и передаваться по наследству он мог только будущим их потомкам. Пинхас же родился до того, как его отец Элазар стал коэном, поэтому не мог получить этот статус от него в наследство.

И только теперь, после того, как Пинхас героически убил Зимри и остановил происходящий из-за него мор, он получил в награду статус коэна, который сможет передать потомству.

Но возникает вопрос: почему, собственно, Пинхас не стал коэном сразу, вместе с дедом и отцом? Он родился до того, как его отец Элазар стал коэном, и не мог получить этот статус по наследству? Но ведь Элазар тоже не мог получить этот статус по наследству от Аарона, по той же причине: он родился до того, как сам Аарон стал коэном. Тем не менее, Элазар стал коэном сразу, как и другие сыновья Аарона. Значит, тогда этот статус получил Аарон вместе со своими потомками, и будущими, и уже родившимися. Почему же в число этих потомков вошли его сыновья, но не внук Пинхас?

А ведь тогда еще не было известно, что через сорок лет произойдет инцидент с Зимри, и Пинхасу представится случай проявить героизм и заслужить этот статус. Получается, что вначале, когда Аарон и сыновья стали коаним, а Пинхас не стал, всем казалось, что так оно и останется: Пинхас не будет коэном, и его потомки тоже.

Что должен был испытать тогда Пинхас?

Несправедливость!

Почему все члены семьи стали коэнами, а он нет? Что он, хуже других? Почему?!

И это чувство у него должно было оставаться все сорок лет, ведь в течение всего этого времен не было никаких предпосылок к изменению ситуации. Почему все эти годы он должен был страдать, чувствуя, что его без всякого основания навсегда оставили за бортом?

Кстати, как поступил другой важный левит, когда ему тоже показалось, что его несправедливо обошли, - Корах? Поднял бунт против Моше и Аарона. Подверг сомнению сам принцип, по которому они делали назначения, отверг идею, что они всего лишь выполняли волю Б-га.

А ведь Кораха только не назначили руководителем одной из ветвей колена Леви, то есть не сделали в чем-то главнее и выше других. Пинхаса же сделали ниже других! Всей семье повысили статус, а ему - нет. Конечно, человеку приятно и хотелось бы быть лучше других, но главное - быть не хуже других. Так что у Пинхаса был гораздо больший повод для обиды и озлобления. Но он не взбунтовался. Как же ему, однако, должно было быть тяжело! Почему так?

Как была уравновешена ветвь коаним?

Как уже неоднократно отмечалось, в еврейском народе есть две основные ветви, произошедшие от двух Праматерей, жен Яакова: Рахель и ее сын Йосеф (а также его брат Биньямин), и Лея и ее сыновья во главе с Йеудой.

Представители первой ветви умеют трудиться, достигать высоких уровней в праведности и в учености, преодолевать соблазны. Представители второй ветви не столь одарены в этом плане, зато они скромны, умеют признавать свои ошибки, искренне молиться Б-гу, а также обладают лидерскими качествами. Воплощением этой ветви со всеми ее качествами был царь Давид.

Эти две ветви созданы неспроста: они друг друга уравновешивают и привносят каждая свои качества в общий характер народа, делая «дерево» симметричным и красивым, а не перекошенным в одну из сторон. При путешествии по пустыне это выразилось тем, что на стоянках лагерь колена Йеуды располагался к востоку от центральной Скинии, а Йосефа - к западу.

Но тогда вопрос. Колено Леви и произошедшие из него коаним располагались ближе к центру, у Скинии, «внутри» кольца других колен. Это, вроде бы, указывало на их центральность и уравновешенность в духовном плане. И так, по идее, должно быть: тот, кто находится на более высоком духовном уровне и приближен к царскому двору, тот должен быть более утонченным во всех своих качествах, то есть более умеренным, уравновешенным и далеким от крайностей.

Но ведь колено Леви происходило от праматери Леи, только одной из двух вышеупомянутых и, надо полагать, представляло ее качества. Каким же образом оно могло быть уравновешенным в этом плане?

Из дочерей Путиэля

А теперь можно ответить на оба вопроса одним махом.

Коаним тоже были уравновешены - потому что на самом деле в их составе тоже были две ветви. Одна - чистые потомки Леи. А другая - Пинхас! (И его потомки.) Тора не случайно упоминает, что его отец Элазар взял свою жену «из дочерей Путиэля» (Шмот 6:25). По словам мудрецов (см. Раши там же), это означает из дочерей Йосефа, который преодолел (питпет) соблазн жены Потифара. Таким образом, хотя по отцовской линии Пинхас был потомком Леви, сына Леи, по материнской он был потомком Йосефа, сына Рахели. Таким образом, в составе коаним он представлял ветвь Рахели.

А у этой ветви, среди прочего, есть такая особенность: олицетворяя дисциплину и строгий суд (дин), ее представители должны получать все строго по закону. В отличие от Леи и ее потомков, которые олицетворяют милосердие (хесед) и потому получают блага не обязательно строго по закону, а по милости Б-га.

Поэтому Рахель и ее потомки должны быть праведниками, работать и зарабатывать - а также долго и терпеливо ждать, пока заработанное благо не придет: его надо заработать и усилиями, и выдержкой.

Возьмем саму Рахель: ей пришлось ждать женитьбы с Яаковом 7 лет – а потом откладывать, как казалось тогда, на неопределенный срок, когда все равно перед ней прошла Лея. На том этапе даже казалось, что только одна из дочерей Лавана будет выдана Яакову, а другая - Эйсаву, и Рахели пришлось всерьез поволноваться о том, что, если Яакову выдана Лея, значит Эйсаву - она! При том, что она более праведная. Как же так, и что же будет?! А Лея тем временем взяла и сразу получила замужество за Яаковом, не работая и не выжидая - и даже совсем не ожидая: ее вдруг взял и подсунул Яакову Лаван.

А затем Лея сразу стала рожать детей, одного за другим, тогда как Рахели вновь прошлось долго ждать и терзаться. Первого ребенка она получила ценой этих ожиданий, а второго – ценой самой жизни.

Ее сыну Йосефу было не намного легче: ему тоже пришлось долго ждать своего часа – назначения на высокую должность в Египте. Хотя он изначально видел сны в этом духе, на практике сначала он прошел через рабство в доме Потифара, затем - заключение в тюрьме. И каждый раз казалось, что в данном положении он останется на неопределенный срок, а то и навсегда, не было света в конце тоннеля. Ведь изначально не было известно, что фараон прогневается на виночерпия и пекаря, и что Йосефу представится возможность истолковать сны, и что об этом сообщат фараону в подходящий момент - когда ему самому потребуется толкователь снов. В то время как Йеуда, ведущий сын Леи, уже давно был царем. Скорее всего, Йосеф чувствовал, что его в результате продажи просто исключили из семьи и забыли о нем навсегда, хотя это было очень несправедливо: ведь он был самым праведным.

Вот и Пинхасу, потомку Йосефа, пришлось долго ждать своего часа, притом как его собратья - Аарон и сыновья - получили свой статус сразу, без всяких усилий и ожиданий. Пинхас при этом наверняка чувствовал, что его несправедливо обошли. И поскольку с течением времени никаких предпосылок к изменению ситуации не было, похоже было, что он так и останется за бортом. Поэтому, как и для Рахели и Йосефа, очень  трудно было ждать и легко впасть в отчаяние, да и взбунтоваться против такого «несправедливого» устройства жизни.

Но все это потому, что Пинхас должен был заработать свой статус: терпеливо выждать, построить себя в течение многих лет и, наконец, проявить и закрепить свой уровень героическим поступком. И оказалось, что это был поступок в той же сфере, что и Йосефа: борьба с соблазном разврата. Йосеф устоял перед женой Потифара, а Пинхас поразил Зимри, который перед аналогичным соблазном не устоял.

Кстати, так можно понять и Зимри. А то выглядит очень уж вопиюще: вождь колена, представитель великого поколения еврейского народа взял и так просто погряз в банальном разврате? Нет, не так просто: ведь и жена Потифара, по словам мудрецов, на самом деле была движима не исключительно похотью, а считала, что предвидит потомство от себя и Йосефа, как Тамар с Йеудой (Раши Берешит 39:1). Йеуде действительно было дано поступить в соответствии с этим предчувствием, он это ощущал. Но Йосефу было нельзя руководствоваться такими чувствами, он представлял строгую логику и закон, по которому это действие было запрещено. Вот и Зимри заявлял, что чувствует: надо сочетаться с этими женщинами из Мидьяна, чтобы принять их в еврейский народ. Но Пинхас понял разумом, что в этом случае такими чувствами руководствоваться нельзя, и в очередной раз выполнил миссию ветви Йосефа, предотвратив разврат, коим этот акт на самом деле являлся.

И таким образом заработал свой статус - не в результате счастливой случайности, которая вдруг подвернулась, а в результате возможности, которую Б-г изначально планировал ему дать. После того, как потратит определенное количество времени на саморазвитие и достигнет уровня, который сможет быть продемонстрирован и закреплен героическим поступком.

Теги: Недельная глава, Йосеф, Рахель, Пинхас, коэн