Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Авраам был первым миссионером?

Темы: Неевреи, Идолопоклонство, Авраам, Бней Ноах, Предназначение, Миссионерство, Рав Зеев Гершензон

Отложить Отложено

После прослушанных уроков по книге Берешит я поняла, что Авраам был первым пропагандистом и распространителем веры, и у меня возникли следующие вопросы:

Если Торы и заповедей еще не было, то к чему он призывал людей и чему их учил? Заповедано всем нам также распространять Тору, но можно ли и нужно ли делать это среди неевреев? Насколько мне известно, миссионерство у евреев запрещено.

Отвечает рав Зеев Гершензон

Здравствуйте,

О том, как Авраам учил людей своего поколения и приближал их к Всевышнему, великий еврейский мудрец РаМБаМ[1] пишет так:

«…Так продолжалось очень долго. Мир забыл великое Имя Творца, люди позабыли о Всевышнем. Знали только деревянные образы и уже с детства были приучены поклоняться им в своих храмах, деревянным и каменным изделиям. И даже мудрецы, которые были среди них — например, жрецы — воображали, что нет никакого божества, кроме звезд и небесных тел, изображениям которых и поклонялись. И было лишь несколько людей во всем мире, которые знали Творца — Ханох (прадед Ноаха), Метушелах (дед Ноаха), Ноах (построивший ковчег), Шем (сын Ноаха) и Эвер (правнук Шема). И так было до тех пор, пока не родился столп человечества — наш праотец Авраам.

Он, про которого говорят “Весь мир — на одном берегу, а он — на другом” (отсюда и слово иври — “перешедший”, с одного берега на другой), еще будучи ребенком, стал размышлять и днем и ночью, поражаясь: “Как это возможно, что небосвод находится в движении? И Кем же запущен этот механизм движения небосвода? Ведь не может быть, чтобы он вращал сам себя!”. И не было у Авраама никакого учителя, который рассказал бы ему и научил. Наоборот, он жил в городе Ур-Касдим, в котором жили одни только неразумные идолопоклонники. И отец его, и мать были идолопоклонниками. Но, несмотря на то, что он и сам сначала служил идолам вместе с ними, его сердце стремилось к правде. И так — до тех пор, пока он действительно не вышел на путь Истины, понимая при этом, что ошибки быть не может. Авраам узнал, что есть Один Творец, и Он — Тот, Кто вращает небесные тела, Кто создал все, и нет в мире Всевышнего, кроме Него. Авраам понял, что люди ошибаются. И ввело их в заблуждение то, что служили они звездам и изображениям столько, что исчезли у них последние понятия Истины. Аврааму было сорок лет, когда узнал он своего Творца. И так как он узнал Истину, стал опровергать ложные представления и несостоятельность взглядов жителей города Ур-Касдим. Он дискутировал с людьми о вере, спорил и говорил, что они не идут путями Истины. Он разбивал идолов и увещевал народ, что не нужно служить никому, кроме Творца мира, чтобы впредь было известно о Нем всем. И что надо уничтожить и разбить все существующие изваяния, чтобы не ошибались другие люди, как те, кому кажется, что нет иного Б-га, кроме этих идолов.

Так как то, что он говорил, было очевидно, и народ шел за ним, захотел царь убить Авраама. Но, Аврааму чудом удалось уйти из Ура в дальний город Харан. Везде он убеждал людей, что есть только Один Творец для всех и только Ему стоит служить. Он ходил от города к городу и от страны к стране и взывал к людям. И так как много людей собиралось вокруг него и задавали ему разные вопросы, он объяснял каждому по его разумению, пока не возвращал его на путь Истины. Продолжая таким образом, он дошел до страны Ханаан. Это — то, о чем сказано: “И воззвал там Именем Творца мира” (Берешит 21:33). С ним шли уже десятки тысяч людей. И вложил он в сердца людей эту великую основу, и написал о ней книги, и научил ей Ицхака, сына своего…»

Конечно, так же, как и праотец Авраам, мы должны — когда это возможно и актуально — распространять среди окружающих нас людей знание о том, что существует только Один Творец для всех и только Ему стоит служить. Но речь не идет о распространении Торы и мицвот, данных Творцом нашему народу, среди неевреев. Об этом сказано в Торе[2]: «Учение (Тору) заповедал нам Моше в наследие». Она — наследие именно еврейского народа. А неевреев, желающих выполнять те законы Торы, которые к ним относятся, следует обучать всему, что касается заповедей Бней-Ноах[3]. И об этом сказано в Вавилонском Талмуде[4] так:

«Нееврея, занимающегося Торой, следует почитать как первосвященника, и об этом сказано (Ваикра, 18:5): “…которые будет исполнять человек, и Жизнь (в Мире Грядущем) обретет ими”. Сказано “человек”[5], и имеются в виду заповеди Бней-Ноах»

Вы и сами можете увидеть, что даже в самом нашем народе есть колена коэнов, левитов, которым предписаны особые законы служения Творцу, а есть «просто» евреи, которым такие законы не предписаны. И у каждого — своя роль и задача. И первые — не должны исполнять задачу вторых, а вторые — первых. Также и у неевреев своя задача в этом мире, а евреям — Вс-вышний дал свою задачу и роль. И Тору — для того, чтобы с этой ролью справляться.

Слышал от моего учителя рава Элиши Гринберга (да продлит Вс-вышний его дни!), следующее сравнение, проясняющее эту тему[6]:

«Представьте себе крупную компанию с мировым именем. Сотрудник этой компании — работает в престижном месте, у него высокий заработок. Ему хорошо. Он специалист, и его работой компания довольна. Но представьте себе, разве хорошо будет, если абсолютно ВСЕ люди будут работать только в одной этой компании? Будет от этого хорошо компании? Самим людям?». Надо помнить о том, что каждому человеку в этом мире Творцом отведена своя, особая роль, и следует постараться справляться с ней как можно лучше!

С уважением и наилучшими пожеланиями, Зеев Гершензон


[1] Мишне Тора. Начало 1-й главы раздела «Авода зара».

[2] Дварим 33:4

[3] И об этом пишет РаМБаМ в книге Мишне Тора, раздел Шофтим, глава 10, галаха 9.

[4] Трактат Санэдрин, лист 59а.

[5] Т.е. каждый человек.

[6] Пересказ по памяти, поэтому возможны неточности.

Материалы по теме


Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Читать дальше