Темы: Избранность, Евреи, Антисемитизм, Ашер Кушнир
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныКак понимать избранность евреев? Чистота расы? Означает ли оная преимущество евреев перед другими народами, и если да, то в чем она заключается? Не пойму, зачем вы так открыто возвышаетесь? Ведь вас ещё больше будут ненавидеть.
Вопрос
Я несколько раз слышал, что евреи называют себя избранным народом. Не пойму, мы что, лучше других наций? Это же расизм! Я еврей и, откровенно говоря, меня это возмущает и коробит. Осмотритесь вокруг, в чем мы являемся избранными?
Тема избранности еврейского народа пробуждает много вопросов.
Ответим по порядку.
Как евреи оказались избранным народом?
Идея избранности еврейского народа не появилась в мире, как результат их скрытых амбиций и потаенных желаний. Евреи сами себя не избирали и не выделяли. Евреев избрал Б-г. Источник знания об этом находится в Божественном Желании, в Торе, книга Шемот (19,5) и ещё три раза упоминается в книге Дварим: «а теперь, если вы будете слушаться меня и соблюдать союз мой, то будете мне избранными из всех народов…».
Почему именно евреи избраны среди народов мира?
Еврейский народ удостоился быть избранным по причине того что его праотцы, Авраам, Ицхак и Яаков первые открыли в мире Творца, исправили себя и передали всё наследие своим потомкам. Они были первопроходцами в служении Б-гу и раскрыли цель Творения. Впоследствии Творец обращался ко всем народам мира с предложением быть носителем этой цели, но они отказались. И только потомки этих праотцев безоговорочно обязались быть носителями воли Творца и заключили с Ним союз на горе Синай. Вот там они и стали избранным еврейским народом.
Зачем вы так открыто возвышаетесь над другими?
Действительно, избранность евреев нервирует всех, кто об этом слышит. Почему? Во-первых, понятие «избранный», автоматически понимается как «лучше» и «повыше». Во-вторых, в принципе, каждый человек там, в глубине сердца, считает избранным и себя, и свой народ, но только об этом не принято говорить вслух. А эти евреи нагло и открыто об этом заявляют. В результате — зависть и ненависть. Так зачем же возвышаться?
Возможно, проще дать на это ответ в форме диалога. Однажды встретил Джон Абрашу в тёмном углу.
— Ах, гад, я слышал, что ты себя считаешь избранным, возвышаешься?
— Но Абраша не растерялся:
— А хочешь тоже быть избранным?
— Джон на секунду задумался и с опасением согласился. Тогда Абраша его спрашивает: а ты знаешь, что означает наша избранность?
— Нет!
— Послушай. Для начала надо завязать с девочками — ни-ни, есть только кошерное, потом — учить с утра до ночи Тору, молиться подолгу три раза в день, строго соблюдать законы Субботы, поститься в Посты…
— Не-е-е, не хочу никакой избранности!!!
— Ну, тогда…
В чем смысл избранности?
Творец избрал евреев быть примером для других народов, чтобы привести весь мир к исправлению. Они должны раскрыть миру реальность Единого Творца, абсолютную мораль Б-га, пути служения Ему. Но исправление мира начинается с… исправления самого себя, поэтому обязал их Б-г соблюдать 613 заповедей, включающих 365 запретов и 248 повелений. В отличие от этого, остальным народам достаточно соблюдать 7 повелений.
Избранность евреев состоит в колоссальной требовательности к самим себе и ответственности за себя и за весь мир. Это не выше или ниже, не лучше и не хуже, это другая роль в мире.
Является ли идея избранности евреев расизмом?
По-видимому, не сталкиваясь в жизни с чем-либо подобным, вы употребили слово наиболее знакомое — «расизм», но еврейская избранность — это нечто другое. Судите сами.
А какие же особенные права и преимущества есть у евреев? Над кем они господствуют? А? Разве что всё наоборот. «Права» есть, но на постоянные и хорошо организованные кровопускания. «Преимущество» есть, но быть вечно гонимым народом! И даже в современной истории Израиль — это единственная страна, где после более 60-летней истории не ясно, где проходят её границы, она воюет каждые несколько лет и легитимность её существования до сих пор открыто подвергается сомнению.
А еврейский народ — это не закрытый клуб избранной расы потомков Праотца Исраэля, он открыт для всех желающих принять повеления Творца и присоединиться к служению Б-гу, став таким же евреем. То есть, любой человек из любого народа, пройдя гиюр, может стать таким же избранным.
Итак, избранность — это не расизм, а ответственность и требовательность к себе.
А если «избранные», то почему это незаметно?
Действительно, Вы правы, оглянувшись вокруг, так и хочется прокричать: «А где же эти высокие моральные нормы евреев, о которых вы говорите? Кто их видел? Мы еще хуже других!»
Ваше возмущение правомерно. Но вот только вопрос, а почему мы не соответствуем этим высоким нормам, надо обратить в первую очередь к… нам самим. На кого жалуемся?! Ведь мы-то и есть наследники этой избранности! В ежедневной суете, мы порой, забываем, что нас называют народом Книги, а не народом Газеты и Телевизора! Еврейская уникальность и избранность в нашей Торе и только в Торе, а не в…
Хотя, должен вас успокоить, на самом деле «избранность» не приходит автоматически. Если обратиться к источнику знания об избранности, к Торе, и более внимательно её прочесть, то увидим, что этого звания евреи удостаиваются только условно. Сказано там: «а теперь, если вы будете слушаться меня и соблюдать союз мой, то будете мне избранным из всех народов»… Как вы видите, «если» будете жить жизнью Б-га, то только тогда будете избранными, а если нет, то будете, как и заметили, «хуже их»… Ведь когда строят жизнь согласно законам и обычаям других народов, то оригинал всегда предпочтительней пародии на него.
Трагикомедия
В каком-то смысле тема избранности для светских евреев просто трагикомедия. Это напоминает Абрашу, который носится в помятой, не по размеру большой генеральской форме, не понимая, кто ему её напялил. Комедия состоит в том, что, несмотря на свой нелепый вид, Абраша любит крутиться среди людей и время от времени их убеждает, что он свой и совсем не генерал… Но в результате, одно презрение, ведь если не генерал, то для чего же носишь это звание… А трагедия в том, что несмотря на всё это, Абрашке даже в голову не приходит выяснить, откуда этот мундир взялся и к чему он обязывает…
Заключение
Итак, для того, чтобы вести другие народы за собой, являться примером для них и действительно быть избранным народом, нужно всего лишь быть самим собой, жить настоящей жизнью нашей Торы и соблюдением мицвот.
Рав Арье Каплан
Почему Тора, являющаяся основным ключом к добру, была дарована только Израилю?
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения
Рав Реувен Куклин
Рав Ашер Кушнир
Слово «гой» — унизительное?
Рав Реувен Куклин
Евреи в Египте были гоями?..
Рав Реувен Куклин
Можно?
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»
Точно так же, как ребенок стремится освободиться от взрослых, но возвращается к зависимости, терпя провал, цивилизованный человек пытается освободиться от Б-га до тех пор, пока неудачами неминуемо не будет возвращен к исходной точке. Подобно тому, как чередование зависимости и независимости ведет к более высокому уровню понимания и зрелости отдельной личности, поднимающаяся спираль человеческого развития ведет к более высокому уровню Б-госознания. Эти три этапа познания формируют основу чередующейся схемы зависимости и независимости, которая характеризует историю человечества в целом.
Валерий Каджая
О жизни евреев в России написано так много, что даже слишком. И, тем не менее, мало кто знает даже среди евреев о трагической доле кантонистов. А ведь даже погромы, как ни страшны и бесчеловечны они ни были, бледнеют перед ней.
Азриэль Казаков
Как делать людям замечания, если уж делать?
Неизвестный автор,
из цикла «Непогасшие искры. Пленные евреи и русские субботники»
Секта быстро распространялась, несмотря на активное противодействие церкви и гражданских властей. Последователи ее появились в Коломенском и в Серпуховском уездах Московской губернии.
Толдот Йешурун
«Только Всевышнему известно, зачем Он посылает нам такие испытания...»
Рав Пинхас Перлов
Нет человека, который не испытывал бы ностальгии по школьным годам, озаренным волшебным светом детства и юности.
Рав Пинхас Перлов,
из цикла «О «христианском милосердии к еврею»»
Ита Минкина
Литературная страница
Рав Цви Патлас,
из цикла «Чтобы ты остался евреем»
Н. Изаксон
Мидраши и рассказы на темы праздников Шмини Ацерет и Симхат Тора.
Рав Пинхас Перлов,
из цикла «О «христианском милосердии к еврею»»
Из воспоминаний русского чиновника
Рав Йосеф Менделевич,
из цикла «О «кантонистском проекте» и его последствиях»
В 1827 году царь Николай I издал указ о мобилизации еврейских детей, не достигших тринадцатилетнего возраста, в русскую армию
Рав Йосеф Менделевич,
из цикла «О «кантонистском проекте» и его последствиях»