Из цикла «Чтобы понять и постичь», темы: Избранность, Народы мира, Еврей, Заповеди, Элиэзер Гервиц, Ответственность
Тора свидетельствует, что человек был создан с особой целью: воцарить на земле Б-жественную справедливость. Сначала эта задача была поручена всему человечеству. Однако оно не справилось со своей миссией, погрязнув во лжи и насилии, которые восторжествовали над справедливостью и добром. Чтобы искоренить грех, Ашем ниспослал на мир Всемирный Потоп (Мабул). После Потопа наказание за грехи перестало быть универсальным, а разделилось по нациям. Тогда-то Б-г выбрал одну нацию для осуществления миссии человечества. Избранный народ должен был действовать как Б-жественная модель нации на Земле, являя всему остальному человечеству пример достойного поведения. Этой нацией стали евреи.
Еврейский народ основали три праотца (Авот), первый из которых (Авраам) согласился заключить союз с Б-гом, называемый Брит Бейн Абетарим (Завет между рассеченными частями). Этот завет стал гарантией того, что потомки Авраама получат Б-жественное покровительство, если признают власть Ашема. Далее этот народ развил свое наследие под предводительством сына Авраама Ицхака и сына Ицхака Яакова, называемого также Израилем. Нация окончательно сформировалась во времена рабства евреев в Египте; там народ осознал, что он действительно отличается от других. Затем появилось подтверждение существования особых уз, связывающих евреев с Б-гом, — Тора, данная евреям на горе Синай, где они подтвердили преданность своему особому положению.
Став Б-гоизбранным народом, евреи приняли определенные обязательства.
На индивидуальном уровне это означало: а) принять власть Ашема и служить Ему как Единственному и Всемогущему Б-гу;
б) соблюдать 613 мицвот (заповедей) Торы и расширения этих законов, сформулированные мудрецами.
На национальном уровне евреи должны были создать Б-жественную общину — пример праведности для других народов. Эта идея подразумевает нечто большее, чем простое собрание хороших людей. Должна была появиться целая культура, посвященная служению Б-гу.
Этот союз предполагал, конечно, выполнение дополнительных обязательств, которые не предъявлялись другим народам, например, воздержание от различных действий (как, например, работа в шабат), которые позволительны другим. Евреи должны достичь большего уровня моральной чистоты. Их самоконтроль, приверженность духовным идеалам проверяются строже, чем у других людей. Они похожи на наследного принца, чье поведение отражается на репутации короля, и поэтому он должен действовать более осмотрительно, чем простые граждане. Евреи, которые не живут согласно законам Торы и которые ведут себя неподобающим образом в обществе, совершают Хилуль Ашем — осквернение Б-жественного Имени в глазах всего человечества. Все евреи ответственны за подобные постыдные действия и всеми силами должны препятствовать осквернению Б-жественного Закона.
Преданность Б-гу позволит евреям стать исключительной нацией. Они будут играть особую роль в истории и унаследуют Землю, осененную Б-жественной милостью. Другими словами, они обретут дополнительную заботу и руководство Ашема. Это должно произойти, поскольку они являются народом Торы — примером для всех народов.
Особые требования иудаизма дают повод для заявлений о том, что «трудно быть евреем». Иногда это так. Но тот, кто хочет достичь чего-либо, должен пойти на определенные жертвы. Лучшие музыканты и спортсмены, чтобы достичь высоких результатов, должны много упражняться, подчиняясь жесткой дисциплине. Подобно тому и евреям нужна дисциплина законов Торы, чтобы реализовать свое предназначение в этом мире. Если бы евреи удовольствовались общечеловеческими нормами, они бы уже давно исчезли в вечности.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Не Б-г уходит от нас, а мы прячемся от Него за закрытыми дверьми. Какова природа этих дверей? Где и в какой области мы строим между Ним и собой экраны?
Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»
Исполнить все веленное Торой очень легко и близко человеческому сердцу, так как в сердце еврея постоянно присутствует скрытая любовь к Б-гу, а мозгом человек владеет и может всегда размышлять о Всевышнем
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Наша главная цель - добиться полной гармонии между абстрактной формой и осязаемой сущностью, между абстрактным истоком логики в разуме и графическим проявлением воображения.
Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»
Даас – это информация, получаемая человеком от своей души... Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"
Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»
Главы из книги
Акива Татц
Те вещи, которые осознаются «знанием» («даат»), никогда нельзя выразить, доказать или измерить.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»
Душа воспринимает Всевышнего эмоционально, тогда как разум требует доказательств. В нижеприведенном диалоге можно ознакомиться со всеми аргументами рационалистов, которые приближаются к вере в Творца.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Аазину
Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»
Десять сил души, составляющие разум и силы эмоций. Хохма - первый проблеск мысли, Бина - ее развитие, Даат - связь мысли со Всевышним. От действия этих трех ступеней разума рождаются любовь к Б-гу и страх пред Ним.
Журнал «Мир Торы»
Известно, что Тора не рассказывает ничего просто так. Любые события, о которых повествуется в ней, призваны помочь нам научиться жить праведно и правильно, сделать наше служение Творцу совершеннее
Мирьям Климовская
Распространённое среди светской публики мнение, - что к вере в Б-га приходят люди, которым не везёт в жизни, - содержит в себе долю правды...
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Если человек не ощущает противоречия в своих действий, никакое «прояснение» ему не поможет. Необходимо осознать, что человек до этого жил жизнью полной колебаний и противоречий.