Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch

У Израиля нет союзников, от него все отвернулись. Получается, это горе — быть евреем?

28 декабря 2014 года, темы: Избранность, Галут, Антисемитизм, Натан Агрес, Конец времен

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый раввин. Везде ненавидят наш народ, а многие даже хотят нас перерезать. У Израиля нет надёжных союзников. Получается, что мы, евреи, постоянно должны жить в страхе и быть готовыми к гонениям и нападению. Нас называют Богоизбранным народом, однако же наш Б-г в последние дни направит все народы мира (Гог и Магог), чтобы они грабили и опустошали наши земли, говорится, что Б-г спасёт нас (хотя во время Холокоста и гонений Он нас не спас). Так что же это получается, это горе — быть евреем?

Отвечает рав Натан Агрес

Уважаемый Феликс, спасибо за Ваш вопрос.

Вы совершенно правы в том, что наше положение оставляет желать лучшего. К сожалению, это не ново… уже почти две тысячи лет, с тех пор, как наш народ вышел в изгнание.

Однако насчет союзников позвольте с Вами не согласиться! Действительно, среди народов их немного, но сам Всевышний заключил с нами вечный союз, в силу которого Он постоянно хранит нас, и в конце концов избавит от всех несчастий.

Быть союзником Всевышнего — это самое большое счастье, которое человек может себе пожелать. Более того, наши взаимоотношения с Творцом, помимо статуса партнеров и союзников, определяются Им, как отношение отца к любимому сыну (см. Шмот 4:22, Дварим 14:1). А книга царя Шломо «Песнь Песней» раскрывает еще более глубокий уровень этой связи — аспект близости, свойственный связи между мужчиной и женщиной…

Но что включает в себя упомянутый выше союз? Его содержание подробно изложено Торой в книге Ваикра, гл. Бехукотай, и в др. местах. Со Своей стороны, Всевышний обязался хранить нас и обеспечить полный достаток и спокойствие, т. е. все необходимые условия для безмятежной жизни. А главное — он пообещал нам мир грядущий, что значит вечное существование души и ее колоссальное наслаждение от самого факта причастности к своему Источнику.

С нашей же стороны требуется доскональное исполнение Его воли, выраженной в Торе и заповедях, опять же только для нашего собственного блага, как сказано (Дварим 6:24): «И заповедал нам Г-сподь исполнять все уставы эти, чтобы бояться Г-спода Б-га нашего, для нашего же блага все дни наши, дать жизнь нам, как в этот день».

Там же (в гл. Бехукотай) Тора заранее предостерегает народ, что в случае нарушения завета его постигнут страшные наказания: гонения, болезни и в конечном итоге — изгнание и рассеянье по всему свету. Т. е. именно то, что мы имеем на сегодняшний день… Важно заметить, что наказания Всевышнего (в отличие от наказаний человека, предназначение которых в большинстве случаев — просто проучить или отомстить) имеют своей целью привести к исправлению грешника. Поэтому все страдания и несчастья, которые терпит наш народ в изгнании, «не пропадают зря», они духовно очищают нас, приближая тот день, когда вина будет полностью искуплена, и мы сможем вернуться на наше прежнее почетное место.

Другими словами, Всевышний, в силу Своей великой любви к нам, пообещал, что даже в случае, если мы нарушим завет, Он не оставит нас и не променяет на другой народ, но будет наказывать и очищать наш, пока мы не раскаемся и не вернемся к Нему всем своим сердцем. Об этом обещании говорится в Торе в нескольких местах. В книге Ваикра (26, 43-44): «Но, несмотря на все это (на все страшные беды и гонения, описанные выше), даже когда будут пребывать они в земле врагов своих, не презрю Я их и не возгнушаюсь ими [настолько, чтобы] уничтожить их и разорвать союз мой с ними, ибо Я Господь Б-г их. Но вспомню Я им завет с предками, которых вывел Я из земли Египетской на глазах у народов, чтобы быть им Всесильным (в понимании — Защитником и Опекуном), Я Б-г».

И в книге Дварим (30, 1-2): «И будет, после того, как сбудется на тебе все это — благословение и проклятие, которые изложил я пред тобою… И вернешься ты к Господу Всесильному твоему, и будешь внимать голосу Его во всем, что заповедовал я тебе сегодня, ты и сыновья твои, всем сердцем своим и всею душою твоей…»

И на самом деле историки уже давно пришли к согласию, что существование еврейского народа в условиях диаспоры — это исторический феномен, не поддающийся никакому логическому объяснению. После столь многочисленных гонений, рассеяния и попыток полностью нас уничтожить (которые порой казались очень близки к реализации, как, например, во время Холокоста), еврейский народ продолжает свое существование вопреки всем законам статистики и историческому опыту своих современников. Известный раввин и общественный деятель рабби Яаков Эмдин, известный под именем Яавец (18 век), писал: «Клянусь я головой своей, что чудо сохранения еврейского народа — овцы среди семидесяти волков — превосходит в моих глазах все чудеса, сопровождавшие исход из Египта!». Нет никакого рационального объяснения этому факту, кроме неусыпного провидения Всевышнего, который пообещал никогда не оставлять наш народ.

Лютая ненависть, которую мы испытываем со стороны других народов, то, что называется антисемитизм — это также явление феноменальное (см. статью р. А. Кушнира «За что ненавидят евреев?»). Интересно обратить внимание на сказанное в псалмах царя Давида (105: 25), описывающих блага Всевышнего, избавившего нас из Египта. Там говорится так: «И пришел Исраэль в Египет, и жил Яаков в земле Хама. И очень размножил [Господь] народ свой, и укрепил его более, чем притеснителей его (египтян). Обратил сердца их (египтян) [к тому, чтобы] ненавидеть народ Свой, строить козни против рабов Своих (евреев). Послал Моше, раба Своего, Аарона, избранника Его….»

Почему тот факт, что Всевышний обратил сердца египтян к тому, чтобы ненавидеть народ, упоминается в одной строфе с благими деяниями Творца (размножение народа, спасение с помощью Моше и Аарона и др. см. там)?

Рабби Йосеф Дов аЛеви Соловейчик (автор знаменитых респонсов Бейт-аЛеви, 19 век) поясняет, что на самом деле ненависть народов направлена на пользу евреям! Антисемитизм призван отделить нас от других и напомнить нам о нашей особой задаче, как союзников Всевышнего. При спуске в Египет евреи заранее знали, что долгое время им придется находиться там в изгнании, поэтому после смерти Йосефа (заместителя Фараона) и его братьев возникла инициатива ментально сблизиться с египтянами, чтобы смягчить тем самым и без того нелегкие условия выживания. На самом же деле это было роковой ошибкой! Вся цель спуска в Египет состояла в том, чтобы, несмотря на тяжкие испытания, остаться верными пути праотцев и создать там, внутри Египта, твердую основу для избранного народа. Поэтому, чтобы предотвратить ассимиляцию, Всевышний «перевернул» сердца египтян, и вчерашние любовь и почтение обернулись необъяснимой ненавистью, до такой степени, что евреи стали просто им противны!

Изгнание в Египет служит духовным прототипом всех последующих изгнаний. Поэтому тот же принцип срабатывал всегда, когда евреи, не понимая своей особой роли, делали попытки слиться с окружающими народами.

Интересно, что незадолго до начала гитлеровской деятельности в Германии, один из великих литовских раввинов рабби Эльханан Вассерман буквально предсказал будущее. Он предостерегал, что чрезмерное восхищение просвещенными немцами приведет к тому, что именно они превратятся в орудие мщения Творца и покажут евреям, чего стоит их любовь и интеллигентность. Так и случилось — нацисты припомнили каждому еврею, кто он такой. Даже тем, чьи еврейские корни относились только к прабабушкам, не простили их происхождения, и они разделили горькую участь своих еврейских собратьев (а поскольку еврейский народ представляет собой единое целое, то страдают не только злодеи, но и праведники, причем в первую очередь, но это не наша тема…).

По этому поводу известна поговорка: «Если еврей не сделает кидуш (не освятит себя), нееврей сделает авдалу (разделение)!» (кидуш — ритуальное освящение субботы от будних дней, авдала — буквально разделение, совершаемое после исхода субботы).

Если мы хотим избежать антисемитизма, есть у нас только один путь — вернуться к Всевышнему и всеми силами, каждый насколько может, исполнять Его волю. Только тогда ненависть народов снова обратится глубоким почтением и любовью, как сказано (Дварим 4:6): «Храните же и исполняйте [уставы Торы], ибо это ваша мудрость и разумение в глазах народов, которые, услышав обо всех этих уставах, скажут: “Насколько мудр и разумен этот великий народ!”.»

Наше время уже определил лидер прошлого поколения Хафец Хаим как Иквета деМешиха (буквально стопы или следы Машиаха) — период, предшествующий его приходу. В конце трактата Сота Талмуд (около двух тысяч лет назад) описывает признаки этой эпохи, все они в точности сбываются на наших глазах. Мы воистину проходим один из самых сложных этапов мировой истории. Насилие, войны, духовный упадок и многие другие негативные явления сопровождают нас в невиданных масштабах. Всему этому есть свои причины, но то, что непосредственно касается каждого — это обязанность постоянно помнить, что Всевышний испытывает нас на прочность. Прочность в вере, в человечности, в прямоте сердца, и наконец, в любви и почтении к Нему. Как человек отреагирует на окружающие его события, на превосходство злодеев над праведниками, на власть насилия над беззащитными и т. д. Тот, кто выдержит этот экзамен веры, за короткое время удостоится высочайшей духовной ступени, для достижения которой в прошлом были необходимы долгие годы (Хафец Хаим)!

Вы спрашиваете, беда ли это — быть евреем? Надеюсь, из всего сказанного ответ однозначно напрашивается сам собой: быть евреем, осознавая собственную миссию и обособленность — это великое счастье, беда — быть грешником. В самые темные для нас времена к еврейскому народу присоединялись многочисленные герим (прозелиты), которые были готовы оставить почет и богатство только ради того, чтобы примкнуть к легиону Всевышнего.

Завершим словами одного из хасидских адморов. Его спросили, что на его взгляд является самым большим прегрешением из всех запретов Торы. На что он ответил: самое страшное, что может случиться с евреем — это если он забудет, что он царский сын…

С уважением и наилучшими пожеланиями, Натан Агрес


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Материалы по теме


Глава начинается своего рода заглавием, определяющим дальнейшее содержание: «Вот родословная Ицхака, сына Авраама...» Первое значащее слово в этой фразе — «толдот». Оно означает: родословная, история, жизнеописание, порождение. Читать дальше