Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Вера является главным решением духовных проблем нашего поколения. Благодаря изучению соответствующей литературы, мы сможем активно бороться с пропагандой нигилизма, насаждаемой СМИ, а также ускорить приход Машиаха

Рабби Исроэль Вельский

В Талмуде, в трактате Макот (236) читаем: «Рав Сим лай учил:613 заповедей были получены Моше. Запреща ющих заповедей 365, что равно числу дней солнечного года, и предписывающих — 248, что равно числу частей человеческого тела. Затем царь Давид соотнес эти миц вот с одиннадцатью фундаментальными принципами, перечисленными в 15-ом псалме (Теилим), далее Ишайя свел их к шести; потом пришел Миха и выдвинул три». Талмуд после детального разбора всех законов подводит нас, наконец, к одному основополагающему принципу: «Праведник будет жить верой».

Риван (Х1-ХП вв.) объясняет, что поскольку духовный уровень каждого уходящего поколения снижается, стано вится необходимым сузить «область пристального внимания» настолько, чтобы те, в ком сила духа ослабла ввиду давности Синайского Откровения, могли сконцентри ровать свое внимание на более частных проблемах, дабы достичь хотя бы ограниченных успехов. Для последнего и наиболее обделенного духом поколения существует лишь одна сила, с помощью которой можно достичь ду ховных высот предыдущих поколений — это вера. Имен но в наше время, когда народ Израиля растерял так мно го из своей духовной сокровищницы и остался незащищенным от злого напора атеизма; когда каждый десятый — в моральном падении, с которым XX век так рад себя идентифицировать; когда средства массовой информации, завладевшие даже частными жилищами, восхваляют «величайшую из мировых ценностей» — нигилизм: именно сейчас мы в самом деле дошли до последней степени этого упадка.

Очевидно, что в наше время враждебные Торе силы, основывающие свои притязания на теориях случайного развития и диалектическом материализме, ведут настоящую войну против иудаизма. Однако в противовес всему их шуму и треску уверенный голос истинной веры зву чит с новой силой, привлекая массы людей непосредственно с бастионов агностицизма, приверженцы которого ведут свою борьбу с необузданным энтузиазмом. Старые и молодые идеалисты — интеллектуалы и прагматики, побуждаемые банкротством современного общества не верия, вдруг обнаружили в глубинах своих собственных душ ту всегда существовавшую в них искру бесконеч ности, которая генетически присуща еврейскому духу. Они начали осознавать правду, потерянную с уходом их дедов. Однако сегодня очевидно, что это движение воз вращения к вере обнаруживает отчетливый недостаток в руководстве.

Как тяжело видеть еврейскую молодежь, толпящуюся перед обаятельными лидерами различных культов, мо лодежь, которая демонстрирует катастрофические последствия заблудившейся веры, втаптывая в грязь свое достоинство перед новыми и старыми идолами. Если бы удалось объединить силы всех истинных учителей Торы и приоткрыть, тем самым, перед нашими собратьями врата бесконечной мудрости ее, мы смогли бы направить, с Б-жьей помощью, несчетное количество ищущих душ, стоящих на пороге жизненно важного выбора, в лоно еврейского народа, к нашей вере, — вере мудрости и просвещения. Понимание только укрепляет и усиливает ев рейскую веру, т. к. она не нуждается в охранительном щите догмы, столь существенном для других религий.

Часто высказывают мнение, что разговоры о вере нужны лишь сбившимся с пути. Внимательное изучение рав винистической литературы показывает, что это мнение очень спорно. Даже в давние времена, когда простая безыскусная вера могла бы удовлетворить многих, Тора так же требовала от своих последователей совершенст вования и укрепления веры. Глубокое изучение этого во проса не является предметом данной статьи, однако для лучшего понимания этой книги необходимо, хотя бы вкратце, его осветить.

Мидраш учит: «Итро был маловером», т. к. он говорил: «Теперь я знаю, что Ашем более велик, чем все божества». (Шмот 18:11). На первый взгляд кажется, что высказывание Итро допускает существование менее важных божеств. Однако мы знаем, что Итро был дей ствительно великим цадиком, ради правды отказавшимся от жизни, полной блеска и богатства. Услышав Б-жественный глас, он последовал в пустыню за еврейским на родом, чтобы изучать Тору. Поэтому немыслимо приписывать Итро даже малую толику идолопоклонства. Но тогда что же подразумевают наши мудрецы под «непол ной верой»?

Рамбам в начале своей монументальной работы Яд Ахазака пишет: «Основа основ и оплот всякой мудрости есть знание того, что существует Первичная Сущность, которая породила все, что существует. Эта Сущность есть Б-г… Творец вселенной… Благословен Он… и зна ние этого является предписывающей заповедью, как ска зано: “Я — Ашем, Твой Б-г”.» Таким образом, то, что вера в Б-га является краеугольным камнем иудаизма, «основой основ», — вне всякого сомнения. Последняя часть вышеприведенной цитаты, однако, представляла проблему для мудрецов многих поколений. Они спраши вают, как может существовать заповедь верить в Б-га, когда сама идея заповеди предполагает уже наличие ве ры в Того, Кто заповедует? Великий наставник прошлого поколения рабби Ерухам Левовиц, Уят, дал такое объяс нение: осознание существования Б-га это  много больше, чем простое фактическое признание Его существования. Поэтому обязанность каждого еврея — развивать в себе это осознание, тренировать себя, чтобы ощущать бытие Б-га всей своей сутью. Царь Давид сказал: «Я помещаю Ашема напротив себя постоянно» (Теилим 16:8).

Это означает, что царь Давид заставлял свое сознание формировать осязаемый образ существования Б-га не только в момент экстатического религиозного пережива ия, но все время! Это окончательная цель каждого истинно верующего — вычеркивать из своего сознания любое представление о возможности существования вне Б-га даже на мгновение. Конечно, требуется трудиться всю жизнь, чтобы достичь этого состояния. Кто может с уверенностью сказать, что в присутствии врача не сомневался даже на секунду, что исцеление полностью в ру ках Б-жьих и что врач — лишь инструмент, исполняющий Его волю? Кто скажет, что раздумывая о состоянии своих дел, ни разу не предположил, что, может быть, существуют меры, способные помочь делу, вне зависимости от Б-жьего Провидения?

Таким образом, заповедь постигать Б-га адресована именно верующему: постигай Б-га всеми своими чувствами. Укрепи свою веру в Него, почувствуй Его при сутствие в каждой грани Его творения, научись воспри нимать как вселенную, так и человеческий микрокосм как отражение Его воли! Именно это имел в виду Моше Рабейну, когда учил нас: «Каждый день ты должен знать и утвердить прочно в своем сердце, что Ашем это Б-г, вверху на Небесах и на земле внизу, — больше ничего нет!» (Дварим 4:39).

Теперь нетрудно понять, почему даже такой праведник, как Итро назван «несовершенным верующим». Он действительно достиг высочайшего уровня в вере, осознав, что Б-г Израиля превосходил все силы, которые можно себе представить. Нет сомнения, что он был готов под няться и на следующий уровень веры: отринуть все мыс ли о независимом существовании этих сил и, в конце концов, искренне заявить: «Больше ничего нет»!

Вера народа Израиля подвергалась различным испытаниям во все века. Некоторые поколения рождали мысли телей и философов, заявлявших, что они открыли но вые истины, и кое-кому удавалось покорить современные им общества мощью своих идей. Коммунизм и аскала, учение Аристотеля и зороастризм (назовем лишь некото рые из них) в пору своего расцвета произвели на мир такое ошеломляющее впечатление, что те, кто не был захвачен ими, казались несовременными и отсталыми. Многие восприимчивые и широко мыслящие евреи были увлечены этими учениями, становились их идеологами и вождями, проповедуя, что наконец-то найдена замена Вечной Вере их народа.

Однако народ Израиля выдержал эти испытания. Всегда, в особенности в тяжелые времена, Ашем одаривал нас вождями, людьми выдающегося ума, способными распознать хрупкость и временный характер модернист ских течений. Становясь во главе своего народа, эти лю ди лечили его, вновь провозглашая в современных тер минах вечные ценности Торы. Наша литература обогатилась такими работами, как Эмунот Ведеот (Вера и идеи) Р. Саадии Гаона (X век н. э.), Морэ Нэвухим (Путе водитель заблудших) Рамбама (XII век), Сэфер Аикарим (Книга основ) Р. Иосэфа Албо (XV век), Кузари Иеуды Алеви (XII век). Иногда авторы подобных книг использовали оружие своих оппонентов, такое как, например, философия Аристотеля, чтобы доказать ошибочность его же верований, и каждый из этих мудрецов спас ми риады еврейских душ от духовного распада. Некоторые были подвергнуты резкой критике за то, что тогда казалось введением в Тору вредных элементов из чужерод ных культур.

Каждый в своей манере, авторы этих книг стремились только к одному — отточить и утвердить Еврейскую Ве ру и научить евреев правде Торы. Тору не нужно защи щать, Торе нужно учить. Как только завеса невежества спадает с глаз еврея, он начинает стремительно продвигаться к окончательной цели — высшей ступени Веры, знанию, что «Ашем есть Б-г, и нет ничего другого».

В наше время вера тоже подвергается испытанию, и, как и прежде, нам нечего бояться, кроме невежества. Все еврейские мудрецы согласны в том, что сегодня мы стоим на пороге Конца Дней и прихода Машиаха (Изба вителя).

Пророк Ишайя сказал о Машиахе: «Вера препояшет его чресла» (Ишайя 11:5) — сила нашей веры ускорит приход Машиаха. И поэтому наша задача поднять духов ный уровень своего поколения, чтобы почувствовать при сутствие Б-га в каждой грани сегодняшнего технократи ческого общества, чтобы увидеть в современных натур философских концепциях мира отражение Б-жественной Воли. Тщательное обдумывание и обсуждение возникаю щих вопросов только усилят нашу веру. Последний из пророков, Малахи, закончил книгу своих пророчеств коротким рассуждением о последнем перед Концом Дней поколении, которое будет приветствовать пророка Элияу и увидит возвращение большинства евреев к Торе. Он писал: «Тогда боящиеся Б-га будут говорить друг с другом, и Б-г будет внимать их словам и записывать в Книгу Памяти» (Малахи 3:16). Мы молимся, чтобы туда же были занесены и наши размышления об основах еврейской веры.

с разрешения издательства Швут Ами


Хотя Йом Кипур — это тяжелый пост, он считается одним из самых важных, торжественных и светлых праздников в Иудаизме. Ведь Йом Кипур — день раскаяния, молитв, очищения и отпущения грехов. Читать дальше

Йом Кипур

Рав Исроэль-Меир Лау

Законы и обычаи святого дня.

Здоровье по Торе. Правила поведения перед Йом Кипуром

Рав Йехезкель Асхаек,
из цикла «Здоровая жизнь по Торе»

Пост не должен оборачиваться телесными страданиями. Несколько простых советов помогут вам заранее подготовиться к Йом-Кипуру и провести его с максимальным комфортом и погружением в молитву.

Законы и традиции поста Йом Кипур

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Каждый из нас должен раскаяться в своих грехах и выполнить в эти дня как можно больше заповедей, чтобы предстать очищенным перед Вс-вышним в этот святой день, как сказано: «Очистите себя перед Г-сподом».

От Йом Кипура к Суккот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

После дней Суда, Раскаяния и Искупления приходит пора веселья, время прославления Вс-вышнего – праздник Сукот.