Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Нестыковки! Когда умер Терах?

Темы: Шем, Лех Леха, Авраам, Хронология, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый рав Овадья! Я заинтересовался, в каком возрасте встретились Шем, сын Ноаха, который назван царём Шалема (Иерусалима) и священником Всевышнего по прозвищу Малки-Цедек, и Авраам, который получил его благословение. И не могу сделать две стыковки:

1. Терах родил Авраама в 70 лет, а умер в Харане в 205 лет (Берейшит 11:32), но тогда Аврааму должно было бы быть 135 лет, а сказано, что при выходе из Харана ему было 75 лет (Берейшит 12:4). Выходит, что Терах умер не в 205, а в 145 лет, а Шему тогда было 535 лет. Но, возможно, эта ошибка в смерти Тераха не принципиальная?

2. По существу: сказано, что первым царём Израиля стал Шауль, а до него от Моше царём был Сам Всевышний и народом правили судьи. Если Всевышний огорчился, что Его отвергли, чтобы Он не царствовал над народом Своим, и вместо Него запросили царя земного, то получается, что Шем до Шауля не мог быть царём над народом, не мог его Всевышний назвать царём, когда Сам был Царём Своего народа. Поясните, пожалуйста, кто и на каком основании считает Шема царём Израиля, потому что по логике это противоречит словам Моше.

Опять же, Всевышний не напрасно назвал Малки-Цедека ЦАРЁМ Шалема и Своим служителем, есть ли ещё какие-то предположения, кто был этот царь и был ли он обрезан? Очень хочется (и необходимо) разложить в своей голове всё «по полочкам», чтобы грамотно отвечать на подобные вопросы. Спасибо за помощь, с уважением, Михаил

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Михаил!

1. В Писаниях, полученных нами из Первоисточника по Традиции, невозможны ошибки. Тем более в Торе, продиктованной Б-гом напрямую. Иногда, однако, между стихами Торы по видимости существует противоречие. «Библейским критиками» это дает возможность нападать на Писание, а тем, кто ищет истину, эти места в Торе открывают новые глубины в ее понимании. Это может служить одним из примеров понимания слов пророка Ошеи (14:10): «…пути Б-га — прямые, праведники пройдут по ним, а нечестивцы — споткнутся».

Вы верно заметили: действительно, на самом деле Терах умер спустя много лет после ухода Авраама. Комментаторы объясняют, почему о его смерти сказано именно здесь. Дело в том, что если Тору будет читать не такой внимательный человек, как Вы, то он и не заметит противоречия. Соответственно, он подумает, что Авраам оставил семью только после смерти отца. А если бы об этом было сообщено позже, чем об уходе Авраама, то стало бы очевидным, что Авраам покинул отца и ушел, тем самым проявив неуважение.

Мы понимаем, что как Всевышний повелел, так и следовало поступить. Но есть люди, для которых почитание родителей превыше всего, и они будут возмущены поступком Авраама. Чтобы этого не произошло, Тора деликатно «обошла» этот вопрос.

А о том, сколько лет было Аврааму во время встречи с Шемом, мудрецы спорят. По мнению мидраша Сэдэр Олам, за которым, скорее всего, следует Раши, Авраам был в Земле Кнаан дважды, и глава Лех леха начинается с рассказа о втором походе — по велению Творца. Следующие события, о которых повествует глава, выходит, относятся к более раннему периоду. Ведь они завершаются рассказом о Союзе меж рассечённых частей. Заключая с Авраамом этот союз, Б-г предсказал ему, что потомки его спустятся в Египет. По этому мнению, Аврааму было тогда 70 лет. Но, так или иначе, Шем пережил Авраама, так что упоминание об их встрече в Шалеме не создает противоречий.

2. Несколько раз мудрецы упоминают в Талмуде и мидрашах, что Малки-Цедек — это Шем, других версий я не встречал. Но он никогда не назывался царем Израиля, ведь тогда еще даже не родился Яаков, подаривший своим потомкам имя Израиль. Поэтому Вы все верно пишете — Шауль был первым царем Израиля, а Шем был царем над городом, населенным в те времена кнаанейцами и называвшимся Шалем, — будущим Иерусалимом. В комментариях Раши и Хизкуни приводится, что Шем родился обрезанным.

С уважением, Овадья Климовский

Слушайте: Почитание родителей

Читайте: Терах пришёл к вере в Единого Б-га?

Материалы по теме


В главе рассказывается, как Балак, царь моавитян, нанял злодея Билама, чтобы тот наслал на еврейский народ проклятие. Но вместо проклятия Билам, помимо свей воли, произнес большое благословение. Читать дальше