Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Метушелах бен Ханох (מתושלח; 687—1656 гг. /3073—2104 гг. до н.э./) — выдающийся праведник, наставник своего поколения.

Родился в 687 году, когда его отцу Ханоху было 65 лет (Берешит 5:21).

Учился у отца, а затем у Адама (см.), и в последний период жизни Адама стал его ближайшим учеником (Седер олам раба 1).

В 874 году /2886 г. до н.э./ у Метушелаха родился сын-первенец Лемех, а затем и другие дети (Берешит 5:25—26).

В 930 году /2830 г. до н.э./, когда умер его наставник Адам, Метушелах вместе со своим отцом Ханохом возглавлял траурную процессию, направляющуюся к пещере Махпела.

В 987 году /2773 г. до н.э./, после смерти Ханоха, Метушелах стал общепризнанным духовным главой и правителем всего человечества. И подобно своему отцу, он обучал людей мудрости и наставлял их в служении Творцу (Сефер аяшар). По свидетельству мидраша, Метушелах был «абсолютным праведником» и «каждое слово, выходящее из его уст, служило прославлению Творца». В Мишне, которую он изучал, было 900 разделов (в отличие от 6 разделов Мишны, составленной после разрушения Второго Храма). В этих свитках были сконцентрированы познания, приобретенные им от Адама и Ханоха (Ялкут Шимони, Берешит 42).

В 1056 году /2704 г. до н.э./ у его сына Лемеха родился сын-первенец, которого Метушелах назвал именем Ноах (см.) (Берешит 5:28—29; Сефер аяшар).

В последний период правления Метушелаха многие из людей перестали прислушиваться к его наставлениям, а затем отвергли его власть. Они извратили свои пути: грабили, притесняли и вершили разврат (Берешит 6:5; Сефер аяшар). Многие его современники изучали оккультные науки и магию и использовали приобретенные познания для злодеяний. И постепенно, со смертью старшего поколения, которое еще служило Творцу, нечестивцы составили большинство (Зоар 1, 56а; Сефер аяшар).

В 1536 году /2224 г. до н.э./ Метушелах и его внук Ноах получили пророчество: если человечество не раскается, то через сто двадцать лет произойдет губительный потоп, который уничтожит все живое на земле. Изо дня в день Метушелах предупреждал людей о грозящей катастрофе и взывал к их сердцам — но тщетно: люди не слушали его и упрямо шли навстречу приближающемуся возмездию (Сефер аяшар). Они настолько полагались на свое магическое искусство, что были уверены: никакая высшая сила не сумеет причинить им вреда (Зоар 1, 56а).

В этот период ближайшим учеником Метушелаха стал его правнук Шем (см.), сын Ноаха (Седер олам раба 1; Ялкут Шимони, Берешит 42). Метушелах передал ему знания, полученные от Адама и Ханоха, а у Шема впоследствии обучались Эвер (см.) и наши праотцы — Авраам (см.) и Ицхак (см.).

В 1651 году /2109 г. до н.э./ умер сын Метушелаха Лемех (Берешит 5:31). И в тот же год ушли из жизни последние из помнивших о Творце: из всех благочестивых людей на земле оставались лишь Метушелах и семья его внука Ноаха (Сефер аяшар).

Метушелах умер 11 хешвана 1656 года /2104 г. до н.э./ в возрасте 969 лет (Берешит 5:27), прожив самую долгую жизнь за всю историю.

В течение семи дней обитатели земли пребывали в трауре по нему (Ялкут Шимони, Берешит 42) — а через семь дней после его смерти начался великий потоп (Берешит 7:10; Седер адорот). Всевышний откладывал возмездие все то время, пока был жив праведный Метушелах (Зоар 1, 56а). А когда он умер, Творец добавил людям еще семь дней в заслугу того, что они скорбели о смерти праведника (Авот дераби Натан 32:1; Санхедрин 108б).

В Талмуде Метушелах назван в числе семи «пастырей человечества» — величайших праведников всех времен, наряду с Адамом, Шетом, Авраамом, Яаковом, Моше и Шмуэлем (Сукка 52б, Раши).

с разрешения издательства Швут Ами


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.