Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Метушелах бен Ханох (מתושלח; 687—1656 гг. /3073—2104 гг. до н.э./) — выдающийся праведник, наставник своего поколения.

Родился в 687 году, когда его отцу Ханоху было 65 лет (Берешит 5:21).

Учился у отца, а затем у Адама (см.), и в последний период жизни Адама стал его ближайшим учеником (Седер олам раба 1).

В 874 году /2886 г. до н.э./ у Метушелаха родился сын-первенец Лемех, а затем и другие дети (Берешит 5:25—26).

В 930 году /2830 г. до н.э./, когда умер его наставник Адам, Метушелах вместе со своим отцом Ханохом возглавлял траурную процессию, направляющуюся к пещере Махпела.

В 987 году /2773 г. до н.э./, после смерти Ханоха, Метушелах стал общепризнанным духовным главой и правителем всего человечества. И подобно своему отцу, он обучал людей мудрости и наставлял их в служении Творцу (Сефер аяшар). По свидетельству мидраша, Метушелах был «абсолютным праведником» и «каждое слово, выходящее из его уст, служило прославлению Творца». В Мишне, которую он изучал, было 900 разделов (в отличие от 6 разделов Мишны, составленной после разрушения Второго Храма). В этих свитках были сконцентрированы познания, приобретенные им от Адама и Ханоха (Ялкут Шимони, Берешит 42).

В 1056 году /2704 г. до н.э./ у его сына Лемеха родился сын-первенец, которого Метушелах назвал именем Ноах (см.) (Берешит 5:28—29; Сефер аяшар).

В последний период правления Метушелаха многие из людей перестали прислушиваться к его наставлениям, а затем отвергли его власть. Они извратили свои пути: грабили, притесняли и вершили разврат (Берешит 6:5; Сефер аяшар). Многие его современники изучали оккультные науки и магию и использовали приобретенные познания для злодеяний. И постепенно, со смертью старшего поколения, которое еще служило Творцу, нечестивцы составили большинство (Зоар 1, 56а; Сефер аяшар).

В 1536 году /2224 г. до н.э./ Метушелах и его внук Ноах получили пророчество: если человечество не раскается, то через сто двадцать лет произойдет губительный потоп, который уничтожит все живое на земле. Изо дня в день Метушелах предупреждал людей о грозящей катастрофе и взывал к их сердцам — но тщетно: люди не слушали его и упрямо шли навстречу приближающемуся возмездию (Сефер аяшар). Они настолько полагались на свое магическое искусство, что были уверены: никакая высшая сила не сумеет причинить им вреда (Зоар 1, 56а).

В этот период ближайшим учеником Метушелаха стал его правнук Шем (см.), сын Ноаха (Седер олам раба 1; Ялкут Шимони, Берешит 42). Метушелах передал ему знания, полученные от Адама и Ханоха, а у Шема впоследствии обучались Эвер (см.) и наши праотцы — Авраам (см.) и Ицхак (см.).

В 1651 году /2109 г. до н.э./ умер сын Метушелаха Лемех (Берешит 5:31). И в тот же год ушли из жизни последние из помнивших о Творце: из всех благочестивых людей на земле оставались лишь Метушелах и семья его внука Ноаха (Сефер аяшар).

Метушелах умер 11 хешвана 1656 года /2104 г. до н.э./ в возрасте 969 лет (Берешит 5:27), прожив самую долгую жизнь за всю историю.

В течение семи дней обитатели земли пребывали в трауре по нему (Ялкут Шимони, Берешит 42) — а через семь дней после его смерти начался великий потоп (Берешит 7:10; Седер адорот). Всевышний откладывал возмездие все то время, пока был жив праведный Метушелах (Зоар 1, 56а). А когда он умер, Творец добавил людям еще семь дней в заслугу того, что они скорбели о смерти праведника (Авот дераби Натан 32:1; Санхедрин 108б).

В Талмуде Метушелах назван в числе семи «пастырей человечества» — величайших праведников всех времен, наряду с Адамом, Шетом, Авраамом, Яаковом, Моше и Шмуэлем (Сукка 52б, Раши).

с разрешения издательства Швут Ами


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Недельная глава Бо

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Рассмотрим, как начало главы разъяснено в книге р. Леви-Ицхака из Бердичева «Кдушат Леви»