Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Хеврута

Хеврута — традиционное для евреев изучение Торы вдвоем. Это может быть совместная учеба двух приблизительно одинаковых по уровню людей или же занятие учителя (рава) с учеником. Также «хеврутой» называется каждый из пары в значении «напарник»: один из участников — хеврута другого. Слово хеврута — арамейское, означает «партнерство» (ср. ивритское «хавер» — друг, партнер).

При подобной форме занятий оба участника приобретают важный опыт. Они могут обсуждать места в тексте, непонятные для обоих, или тот, кто менее подготовлен, задает вопросы другому. Тот же, кто сильнее своего партнера, объясняя материал, получает возможность углубить свое понимание. Отвечая на вопросы своего хевруты, отстаивая свою точку зрения, он обнаруживает новые смыслы и аспекты изучаемого текста. Есть известное высказывание из Талмуда (трактат Таанит): «Многому я научился у своих наставников, еще большему — у товарищей, но больше всего — у учеников».

Такая форма учебы существовала на протяжении всей еврейской истории (ср., например, дискуссии мудрецов, приводимые в Талмуде). Принята она и сейчас — в частности, она занимает важное место в современных ешивах при изучении Талмуда.

Оглавление

Раби Йоханан и Рейш-Лакиш [↑]

Пожалуй, самой известной парой, учившейся когда-либо в хевруте, были мудрецы эпохи амораев, жившие в III в. н.э. — раби Йоханан и Рейш-Лакиш.

Рейш-Лакиш (раби Шимон бен Лакиш) в молодости бросил учебу и опустился до того, что встал во главе шайки грабителей. В Талмуде приведен рассказ о том, как он вернулся к Торе (см. Бава Меция 54а). Однажды он увидел раби Йоханана, купающегося в Иордане, и, демонстрируя свою удаль, перепрыгнул через реку. Раби Йоханан сказал: «Такую бы силу Торе!», на что Рейш-Лакиш ответил: «Такую бы красоту женщинам!» (раби Йоханан отличался необыкновенной красотой).

Раби Йоханан предложил своему новому знакомому жениться на своей сестре, которая красивее его, при условии, что он пойдет учиться. Рейш-Лакиш принял предложение и засел за учебу, а вскоре и справили свадьбу. Он настолько выдвинулся среди учеников, что раби Йоханан стал заниматься с ним один на один, в хевруте.

Так они учились вместе много лет. Но однажды во время обсуждения вопроса о том, что является окончательной стадией изготовления мечей, ножей и кинжалов, Рейш-Лакиш сказал, что только отшлифованное оружие можно считать годным к употреблению. Раби Йоханан полагал, что нож готов раньше — в тот момент, когда его кладут в печь, но отказался от своих соображений, не без иронии заявив, что мнение «специалиста» всегда предпочтительней. Рейш-Лакиш был настолько обижен напоминанием о его прошлом, что заболел и вскоре умер.

Раби Йоханан тяжело переживал его смерть. Кроме того, он не мог больше ни с кем учиться. Ему предложили в качестве хевруты одного из самых блестящих учеников, раби Элазара. Но на каждое высказывание учителя раби Элазар приводил ссылки из Мишны и Барайты, подтверждавшие его правоту, что раздражало раби Йоханана. «Разве ты можешь заменить Рейш-Лакиша? — воскликнул он однажды. — Когда я, бывало, говорил что-нибудь, Рейш-Лакиш приводил мне 24 возражения, а я давал на них 24 ответа. Ты же приводишь мне не возражения, а доказательства! Разве я сам не знаю, что прав?»

В конце концов раби Йоханан потерял рассудок и умер (см. подробнее здесь).

«Война Торы» [↑]

Неотъемлемой частью учебы в хевруте является спор, который позволяет выработать единое мнение по тому или иному вопросу. Существует принадлежащее мудрецам выражение «война Торы» — обсуждение, в результате которого выводится алахический закон.

В связи с этим в Вавилонском Талмуде обсуждается место из книги Бемидбар, посвященное чудесному спасению евреев от эморейцев, которые готовились напасть на них в русле потока Арнон. Гибель врагов, когда горы в ущелье сомкнулись по велению Вс-вышнего, сопоставлена в стихе Торы с наказанием египтян во время перехода через Красное море (на иврите — «Бурное море», Ям Суф). Текст Торы в этом месте такой: «О том сказано будет в книге войн Г-сподних: и сделал чудеса [дословно “дал”, другое прочтение — “полюбил”] в Суфе [“бэ-суфа”, дословно “в буре”; имеется в виду Ям Суф] и руслах Арнона» (Бемидбар, 21:14 и см.комм. Раши).

Мудрецы Талмуда трактуют это место следующим образом.

Сказал раби Хия бар Аба: даже отец и сын, учитель и ученик, когда вместе занимаются Торой, становятся врагами друг другу и не сходят с места, пока не начинают любить друг друга, как сказано: «и полюбил в буре». Не читай «в буре», а читай «в конце» (слова «в буре»«бэ-суфа» и «в конце»«бэ-софа» на иврите пишутся одинаково и различаются только огласовками).

Объясняет эти слова комментарий Раши на Талмуд: из-за того, что спорящие ополчаются друг на друга и не принимают слова друг друга, они выглядят, как враги. Поэтому мудрецы учат из приведенного выше стиха Торы: «книга войн» — это «война по поводу книги», а слова «полюбил в буре» (или «в конце») означают, что эта война приводит к любви (см. Кидушин, л.30Б и ком. Раши).

Проект «Хеврута» в Толдот Йешурун [↑]

Наша организация Толдот Йешурун основала во многих городах Израиля учебные программы для русскоговорящих евреев, где они имеют возможность получить знания во всех областях иудаизма, занимаясь в хеврутах — в парах с опытными преподавателями.

Если вы или ваши близкие хотите учиться «в живую» или по скайпу — обращайтесь к нам!

Выводить материалы