Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всякий, кто нуждается в милостыне и не сможет выжить, если не будет ее принимать, как, например, старик или больной, но из гордости отказывается это делать — такой человек является убийцей и должен будет отвечать за убийство, и все его страдание — грех и преступление.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Избранные главы из книги рава Шауля Вагшала «Будьте добры!»

Во благо человека и для исправления его путей должны быть у него товарищи и друзья. Сказал царь Шломо: «Двое лучше одного» (Коэлет 4:9), и объяснил Раши, что много есть таких дел, которые делают вдвоем, а в одиночку их даже и начинать не следует. Поэтому необходимо приобрести себе друга. Продолжает далее Коэлет: «…ибо, если упадет (один из них), другой его поднимет». Объясняют Раши и Ибн Эзра, что если человек заболеет или упадет, товарищ поможет ему. И заканчивает Коэлет (4:12): «А нить, втрое скрученная, нескоро порвется».

Говорили еще: «Или хеврута (товарищ и напарник по учебе), — или смерть» (Таанит 23а), ибо хорошие и верные друзья крайне нужны человеку, как во всем, что касается тела и материальных забот, так и в том, что касается души (Орах мейшарим гл. 22).

Также и относительно изучения Торы сказали наши мудрецы: Разбейтесь на группы и учите ее, ибо приобретается она только в товариществе, как сказал раби Йосе бар Ханина: «“О чем сказано в Писании: “Меч на вещунов, и окажутся они глупцами…”? (Ирмияу 50:36) Меч на ненавидящих мудрецов Торы (завуалированный намек на самих мудрецов), сидящих поодиночке и занимающихся Торой. И доводит это их до глупости и до греха”» (Брахот 63б), ибо, когда ошибаются, некому их поправить.

Сказано в Мишне (Авот 1:6): «Приобрети себе друга». Пишет об этом Меири: «Даже в самом большом мудреце другие видят то, чего сам он в себе не видит».

И еще нуждаемся мы в друзьях по той причине, что человеку свойственно ошибаться, как пишет Месилат ешарим (гл. 22): «Мы должны понять, что сознание наше ограниченно и разум слаб чрезвычайно; глупость же велика и склоняет нас к ошибкам».

Не открывать своих тайн

Даже если есть у человека хороший друг, не следует вверять ему своих тайн. Сказали мудрецы наши: «Не говори того, что не должно быть услышано (другими), ибо, в конце концов, будет услышано» (Авот 2:5). Объясняет Рабейну Йона: «Следует остерегаться даже самой возможности разглашения. Поэтому нельзя раскрывать своих тайн даже самому любимому другу и говорить о них даже наедине с самим собой; следует лишь беречь их в глубине сердца, ибо, как говорят, даже стены имеют уши».

с разрешения издательства Швут Ами


Алия — переезд в Землю Израиля. Буквально переводится как «подъем», от корня «лаалот» – «поднимать». Конечно, в первую очередь подразумевается подъем духовный. Так как Земля Израиля – особое место, пребывание в ее границах способствует духовному подъему человека при соблюдении определенных условий. Но если условия не соблюдаются, алия вместо подъема может привести к обратному результату. Читать дальше

Раби Хаим бар Моше Ибн Атар (Ор аХаим)

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Как только бульдозер арабских строителей приблизился к могиле р. Хаима, мотор заглох и больше не заводился. На следующий день пригнали другой бульдозер, но едва его ковш коснулся святого места, бульдозер перевернулся, скатился по крутому склону вниз, и его водитель погиб...

От внучки и дочери 2

Журнал «Мир Торы»

Одной из немногих советских еврейских семей, не боявшихся вести религиозный образ жизни, была семья р. Ицхака и Гиты-Леи Зильберов. Их дочь делится воспоминаниями об уловках, которые приходилось предпринимать для того, чтобы остаться евреями, верными Творцу.

Раби Хаим бар Авраам-Йосеф Крайзвирт

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Машгиах расположенной в Бней-Браке ешивы Поневеж, выдающийся мыслитель и педагог р. Элияу Деслер (Михтав миЭлияу) был настолько поражен личностью р. Крайзвирта, что немедленно написал восторженное письмо своим друзьям в Англии: «Я нашел здесь молодого гения, который занимается в колеле в Петах-Тикве. Он обладает совершенными познаниями в обоих Талмудах и является глубочайшим аналитиком как в области алахи , так и в области агады. В нашем поколении я не видел никого, подобного ему» (там же)

Сар-Шалом бар Ицхак Шараби

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Великий каббалист долгое время скрывал свои знания от окружающих. Впоследствии он стал автором молитвенника, которым до сих пор пользуются знатоки тайного учения.