Из цикла «Дерех эрец», темы: Хеврута, Дружба, Дерех Эрец, Шауль Вагшал
Во благо человека и для исправления его путей должны быть у него товарищи и друзья. Сказал царь Шломо: «Двое лучше одного» (Коэлет 4:9), и объяснил Раши, что много есть таких дел, которые делают вдвоем, а в одиночку их даже и начинать не следует. Поэтому необходимо приобрести себе друга. Продолжает далее Коэлет: «…ибо, если упадет (один из них), другой его поднимет». Объясняют Раши и Ибн Эзра, что если человек заболеет или упадет, товарищ поможет ему. И заканчивает Коэлет (4:12): «А нить, втрое скрученная, нескоро порвется».
Говорили еще: «Или хеврута (товарищ и напарник по учебе), — или смерть» (Таанит 23а), ибо хорошие и верные друзья крайне нужны человеку, как во всем, что касается тела и материальных забот, так и в том, что касается души (Орах мейшарим гл. 22).
Также и относительно изучения Торы сказали наши мудрецы: Разбейтесь на группы и учите ее, ибо приобретается она только в товариществе, как сказал раби Йосе бар Ханина: «“О чем сказано в Писании: “Меч на вещунов, и окажутся они глупцами…”? (Ирмияу 50:36) Меч на ненавидящих мудрецов Торы (завуалированный намек на самих мудрецов), сидящих поодиночке и занимающихся Торой. И доводит это их до глупости и до греха”» (Брахот 63б), ибо, когда ошибаются, некому их поправить.
Сказано в Мишне (Авот 1:6): «Приобрети себе друга». Пишет об этом Меири: «Даже в самом большом мудреце другие видят то, чего сам он в себе не видит».
И еще нуждаемся мы в друзьях по той причине, что человеку свойственно ошибаться, как пишет Месилат ешарим (гл. 22): «Мы должны понять, что сознание наше ограниченно и разум слаб чрезвычайно; глупость же велика и склоняет нас к ошибкам».
Не открывать своих тайн
Даже если есть у человека хороший друг, не следует вверять ему своих тайн. Сказали мудрецы наши: «Не говори того, что не должно быть услышано (другими), ибо, в конце концов, будет услышано» (Авот 2:5). Объясняет Рабейну Йона: «Следует остерегаться даже самой возможности разглашения. Поэтому нельзя раскрывать своих тайн даже самому любимому другу и говорить о них даже наедине с самим собой; следует лишь беречь их в глубине сердца, ибо, как говорят, даже стены имеют уши».
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
р. Ури Калюжный
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бешалах
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Народ, страдавший под гнетом рабства, с опаской воспринял появление Моше. Евреям было трудно поверить, что Всевышний будет творить чудеса посредством человека, а не ангела.