Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Так будет испытан богач при помощи богатства его: ожесточится ли он на ближнего, который нуждается в нем, или пожалеет его? И так будет испытан бедняк: сумеет ли довольствоваться малым или нет?»Рамхаль, Дерех Ашем, глава 8
Избранные главы из книги рава Шауля Вагшала «Будьте добры!»

Все время, пока человек болен, он лишен полноты осознания окружающего мира и чувственного восприятия; он не может вглядываться, вдумываться и приходить к правильным умозаключениям. Писал Рамбам: «Не может человек познавать своего Творца, пока он болен» (Рамбам, Законы мнений 4:1).

Когда человек не полностью здоров, и у него есть боли, дискомфорт, либо он устал или голоден, — он не может радоваться окружающим, ему трудно быть с ними приветливым, радовать и утешать их своим словом. Поэтому человек должен стремиться быть полностью здоровым.

Основные потребности человека сводятся к еде, питью, отдыху и сну. Вот что пишет об этом Орхот цадиким: Сила человеческая не подобна камню, и кости его не из меди, чтобы работать непрестанно. Человек нуждается в отдыхе, чтобы подкрепить свои силы. И если спит он для того, чтобы отдохнули его душа и тело, чтобы не заболеть, ибо, заболев, он не сможет служить Всевышнему, — у такого человека даже сон — служение Ему.

Оберегать себя от бедности

Говорили наши мудрецы, что муки бедности сводят человека с ума и заставляют его забыть Всевышнего (Эйрувин 41б). И сказано в Талмуде, что человек обязан молиться о том, чтобы спастись от бедности. Следует оберегать себя, насколько возможно, от этого испытания, и не ждать до последней минуты, когда положение станет нестерпимым.

Сказал царь Шломо: «…чтобы, обеднев, не воровал я…» (Мишлей 30:9), предостерегая этим, что испытание бедностью очень большое и тяжелое. Бедность может сделать человека гневливым и обидчивым, а эти качества разрушают мир в доме. Предупредили нас наши мудрецы: Следует всегда быть осторожным в своем доме во всем, что касается хлеба насущного, ибо из-за этого — все ссоры в доме (Бава меция 59а).

с разрешения издательства Швут Ами


Через Моше Всевышний осуществил спасение евреев из Египта, передал на горе Синай Тору, которая так и называется — «Торат Моше», Тора Моисея. Еврейская традиция говорит, что Моше был первым человеком, достигшим абсолютного совершенства, а следующим будет Машиах (Мессия). Читать дальше

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Моше бен Амрам. Возвращение в Египет и десять казней

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Мидраш о том, как происходило возвращение Моше в Египет. Освобождение еврейского народа было сопряжено с огромными трудностями.

Моше бен Амрам. На пути к Святой Земле

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

После подсчета евреев Моше приказывает левитам собрать шатер и готовиться к походу. Моше обращается к Итро, но тот отказывается продолжить путь.

Месяц Адар

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

С наступлением Адара преумножают веселье