Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Бедность

Почему в мире, сотворенном Б-гом, существует бедность, за что она присуждается человеку и что такое бедность вообще с еврейской точки зрения?

Бедность — это нужда и нехватка материальных средств, которая сопутствует человечеству с древнейших времен. С точки зрения иудаизма, бедность — это средство для выполнения человеком его предназначения, а также испытание, призванное способствовать его духовному росту. Бывает бедность в деньгах, а бывает бедность духа. Мудрецы предостерегают нас от того, чтобы мы не впали в бедность. Вместе с тем, в Торе содержится множество заповедей, направленных на заботу о бедных. Бедность может стать отправной точкой для самой проникновенной молитвы и для приближения к Творцу, пример чего — Псалмы Давида.

Оглавление

Богатство и бедность [↑]

Пока мир не достиг полного исправления, всегда будут богатые и бедные, так же как будут здоровые и больные. Здоровье и болезнь, богатство и бедность посылаются людям в качестве средств и инструментов для выполнения их предназначения, даже если некоторые средства кажутся не так приятны, как другие. Если человек богат, то его роль — в служении Б-гу вопреки соблазнам, возможностям упасть, которые предоставляет богатство, а также в ответственном использовании всех данных ему благ. Если же он беден, значит, его роль — служить Б-гу, невзирая на все тяготы бедности.

И мы знаем многих мудрецов, которые всю свою жизнь прожили в бедности. Даже о Машиахе еврейский пророк Захарья говорил, что он «беден и восседает на осле» (Захарья 9, 9).

Но почему-то никто не мечтает о бедности, и даже наоборот. Ужасна бедность, чтобы не знать нам этого! Рассказывается в мидраше, что Творец благословенный дал Йову выбор: мучения Йова от утраты детей до язв на всем теле — или бедность. Сказал Йов: «Владыка мира, беру я на себя все мучения мира, но не бедность!» (Мидраш «Шмот раба», 31:12).

Бедный бедному рознь [↑]

У бедности много видов. Бывает бедность в деньгах, а бывает бедность в знаниях, бедность в Торе.

Хофец Хаим как-то сказал: нищета — это не только материальная бедность, это еще и бедность духа. Если человек выбирает жить впроголодь, ходить в лохмотьях и жить в трущобах только ради того, чтобы не работать и существовать на милостыню, значит, он нищий, но в более широком смысле этого слова.

Хофец Хаим пояснил свои слова: до рождения человека Вс-вышний определяет, будет тот бедным или богатым, и в соответствии с этим дает ему душевные и физические свойства. Богатому, чтобы преуспеть в бизнесе, Он дает хватку, энергию и целеустремленность. Бедный же рождается ленивым, без желания действовать и чего-либо добиваться. Поэтому, говорит Хофец Хаим, мы должны помогать всем: и тем, кто болен и стар, и тем, кто выбрал жить в нищете и кормиться подаянием.

С иврита слова раш (רש), дал (דל), эвьён (אביון), ани (עני) — все переводятся как «бедный». Однако слова эти не взаимозаменяемы: каждое из них означает определенное состояние, причем первые два больше имеют отношение к финансам (вернее, их отсутствию), а вторые два — к состоянию души.

Слово раш (רש) употребляется по отношению к человеку, который родился нищим и находится на грани голода. Дал (דל) — это человек, скатившийся до такой нищеты и убогости, что буквально пуст, как пустое ведро, дли ((דלי.

Слово эвьён (אביון) может обозначать человека настолько неимущего, что он не стесняется просить подаяния. С другой стороны, это слово определяет не столько уровень материальной бедности, сколько наличие неосуществленных желаний: эвьён все время мечтает о том, чего у него нет. Ани (עני) — это человек, который вынужден вести и ощущать себя как бедный, так как по сравнению с другими членами общины находится на более низком уровне как социально, так и материально.

Средства от бедности? [↑]

Мудрейший царь Шломо предостерегал (Притчи 6:10-11): «Немного сна, немного дремы, немного сложа руки полежать… И гонцом придет твоя бедность, и недостаток [придет] как стражник». Тот, кто ленится, рано или поздно будет настигнут бедностью…

Говорили наши мудрецы, что муки бедности сводят человека с ума и заставляют его забыть Вс-вышнего (Эйрувин 41б). И сказано в Талмуде, что человек обязан молиться о том, чтобы спастись от бедности. Следует оберегать себя, насколько возможно, от этого испытания, и не ждать до последней минуты, когда положение станет нестерпимым.

Сказал царь Шломо: «…чтобы, обеднев, не воровал я…» (Мишлей 30:9), предупреждая людей, что испытание бедностью очень велико и тяжело. Бедность может сделать человека гневливым и обидчивым, а эти качества разрушают мир в доме. Предупредили нас наши мудрецы: Следует всегда быть осторожным в своем доме во всем, что касается хлеба насущного, ибо из-за этого — все ссоры в доме (Бава меция 59а).

В трактате Пиркей Авот говорится: «Кто богат? Тот, кто доволен своей долей». Известно, что выдающийся комментатор Писания и поэт раби Авраам Ибн Эзра был очень беден, и в шутку сетовал на то, что не в состоянии преуспеть ни в каких делах. Гиперболизируя свое фатальное невезение, он говорил: «Если бы я торговал свечами, то солнце не заходило бы до конца моих дней, а если бы я торговал саванами, то люди перестали бы умирать».

Несмотря на постоянный недостаток финансов, Ибн Эзра умел находить причины для радости в самых простых вещах: например, в том, что он обладает даром речи, видит и слышит… — и таким образом, принимая смиренно свои неудачи и довольствуясь тем, что имеет, в душе не чувствовал себя бедняком.

Довольство должно исходить от понимания, что всё, что мы имеем, приходит от Вс-вышнего, Который знаком с нашими потребностями. Отсюда отнюдь не следует, что не надо ничего делать: ничего не делающий ничего не получит. Но конечный экономический результат зависит не от нас. От нас зависит только — быть или не быть хорошими людьми. Всё остальное — испытание: и бедность, и богатство.

В Иерусалимском Талмуде (трактат Брахот) говорится: «Каждому, кто произносит Парашат аМан каждый день, обещано, что никогда не будет у него недостатка в пропитании». В этом отрывке из Торы повествуется о Небесной манне, которой питались евреи в течение сорока лет пребывания в пустыне (Шмот 16, 4-36).

Обычай читать эту главу как средство преуспеть в финансах приводится в порядке утренней молитвы р. Амрама Гаона и других самых ранних законодателей. Но, как отмечает Мишна Брура (1:3) и другие источники, для достижения цели недостаточно простого прочтения, а необходимо понять смысл и суть этой главы, а затем взять их на личное вооружение. А суть состоит в том, что пропитание и заработок посылаются людям от Первоисточника.

Благословение после еды — Биркат аМазон — также напоминает нам, что средства на пропитание не приходят сами собой, а постоянно посылаются нам щедрой и заботливой рукой Творца. А в книге «Сефер аХинух» сказано, что тому, кто тщательно исполняет эту заповедь, даруется пропитание все дни его жизни, да еще с почетом (Мишна Брура 185:1).

Как разбогатеть? [↑]

Говорится в Мидраше Танхума (глава Рэе): «Отделяй, отделяй десятину» (Дварим, 14:22); «отделяй» — чтобы разбогатеть, «отделяй» — чтобы не обеднеть», — в этом намек людям, занимающимся бизнесом, чтобы отделяли десятую долю в пользу тех, кто усердно изучает Тору.

Часто даже те, кого Вс-вышний благословил большим богатством, не могут удержать его у себя надолго, не могут оставить приличное наследство детям и внукам. И даже сами зачастую не могут пользоваться своим достатком до конца жизни. Это случается не только с теми, кто разбогател неправыми путями, нарушая Субботу или взимая проценты со своих братьев, но и с честными, порядочными людьми, которые следуют путями Торы.

На самом деле причина в том, что уже упомянуто выше — «отделяй», чтобы не обеднеть: беда в том, что хоть они и дают цдаку, и совершают добрые дела — тем не менее, делают это недостаточно относительно уровня своего богатства.

Раби Акива говорил (см. Пиркей Авот 3:13), что «отделение десятой части доходов ограждает богатство». Обещано тому, кто будет тщательно отделять маасер, что он никогда не обеднеет.

Помощь бедным [↑]

Мудрецы учат, что достаток даётся человеку для того, чтобы поддержать бедных. Творец и Сам способен помочь неимущим, но Он хочет, чтобы эту великую заповедь выполнили именно люди. Деньги не сделаны для того, чтобы с их помощью делать новые деньги. Разумное распоряжение капиталом должно иметь цель — помощь нуждающимся.

В «Кицур Шульхан Арухе» написано: «Помогать беднякам-евреям — это повелительная заповедь, как сказано: “Открой ему руку свою”, и сказано: “И да будет жить брат твой с тобой”. И каждый видящий бедняка, который просит, и отводит глаза, и не подаёт ему, нарушает запрет, как сказано: “Не ожесточай сердца твоего и не сожми руки твоей перед нищим братом твоим”».

Для оказания помощи бедным есть много заповедей и обычаев: это заповедь цдаки, заповедь отделять маасэр (десятину), матанот ла-эвьйоним (подарки бедным в Пурим). Есть также особые заповеди, касающиеся того, что для бедных необходимо оставить несжатыми края поля, а при сборе винограда — мелкие грозди, называемые олелот; нельзя возвращаться за забытыми снопами, а также подбирать упавшие ягоды винограда — все это Тора предписывает оставить бедным.

Обычай помощи малоимущим в Песах получил особое название — кимха дэ-писха (мука на Песах). Раньше собирали со всех членов общины деньги и на них покупали зерно, которые затем раздавали беднякам. В наше время принято раздавать деньги, чтобы покрыть минимальные основные расходы на праздник: маца, вино, мясо и т.п. (Ковец ми-Бейт а-Леви 1, стр.128, 131).

Еще одна из заповедей Торы предписывающая вовремя оплатить труд работника, тоже заботится о бедных: «В тот же день отдай плату его, чтобы не зашло солнце прежде того; ибо он беден, и ждет ее душа его» (Дварим 24:15).

Бедный человек страдает дважды. Во-первых, ему не хватает средств на покупку необходимой еды и других важных вещей. Во-вторых, и это не менее важно, он теряет свой социальный статус и свое общественную значимость. Даже если у него есть много достоинств, никто не обращает на него внимания, его слова не имеют веса. Часто его друзья и знакомые стараются его не замечать, как будто его и не существует. Недаром сказали наши мудрецы: «Бедный как будто мертв».

Иногда нищета настигает человека, когда он ее совсем не ожидает, независимо от его планов и расчетов. Как гласит одна из талмудических пословиц, «бедность идет за бедняком». Все это тяжело даже для потомственного нищего, а тем более человеку, который жил в достатке, а потом потерял свое состояние.

Тому, кого постигла бедность, надо смиренно и с достоинством переносить эти тяготы и приложить все старания, чтобы выбраться из беды. А тем, у кого есть возможность поддержать бедных, — не уклоняться от этой важной заповеди.

Молитва бедного и царь Давид [↑]

Мы знаем, что все, созданное Вс-вышним, создано нам во благо. И даже бедность. Книга Псалмов, которую читают и перечитывают все евреи уже много веков подряд, — пронизана признанием своей бедности и недостаточности, о которой Раби Цадок аКоэн написал: «Вот каков секрет имени Давид. В начале и в конце буква далет, затем вав в середине. Это и есть суть царства Израиля: признавать свою бедность и недостаточность». Буква далет указывает на бедность (гимел далет — гмоль далим). Бедняк просит и умоляет даже после того, как наполнился благом свыше, на что указывает буква вав — соединение с источником изобилия. Но и после наполнения он беден и недостаточен (вторая буква далет).

102 Псалом обозначен как «Молитва бедного, когда ослабевает он и перед Г-сподом изливает душу в речи своей». Объясняет раби Цадок аКоэн: «Бедный — любая его речь есть молитва, ведь об этом все его речи: излить свое разбитое сердце, бедность и угнетенность духа, чтобы всякий услышавший пожалел его. И ему не нужна специальная молитва, ибо любая его речь — молитва.

Как сказал царь Давид: “А я — молитва”. Он уподобил себя бедняку, которому не нужно молиться, потому что он сам — молитва. Ибо, если бедный ходит голый и босый, опухший от голода, и вся кожа его в болячках и язвах, и он стучится в ворота к тому, кто может пожалеть его и помочь, он не должен говорить и высказывать свою просьбу, ибо каждый, кто его видит, почувствует, что ему нужно, и окажет ему милосердие. Сам этот бедняк — молитва. Таким и был царь Давид, приниженный духом в своих глазах и знающий болезни своего сердца, и такова ступень бедняка, у которого и простая речь — молитва».

Выводить материалы

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 19: Снова голод на голодной земле.

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

Во время путешествия ешиботники пытались наладить контакты с еврейским населением в тех местах, где поезд делал остановки.

Рав Уна

С. Бернфельд

«Кто соблюдает заповедь зажигания субботних свечей, у того в награду будут дети-учёные; кто соблюдает заповедь мезузы, будет вознаграждён красивым жилищем; кто соблюдает заповедь цицит, будет вознаграждён красивой одеждой; кто делает по субботам и праздникам кидуш над вином, будет вознаграждён мехами, наполненными вином». История жизни великого мудреца Талмуда, «Хасида Вавилонии», рава Уны

Дерех Хаим 68. Комментарий Маараля на трактат Авот. 4:11

Маараль из Праги,
из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Книга Мишлей с комментариями Виленского Гаона 108. Добро унаследуют дети и внуки

Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Книга Мишлей»

Раби Зюша из Аннополя

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Он родился в семье богатого еврея, однако предпочел жизнь бедного скитальца. Он поступил в ученики к Магиду из Межерича, однако из-за святости не смог дослушать до конца ни один его урок. Биография раввина, который косвенно предсказал Освенцим.

Покупать ли пиццу детям богатого, но патологически жадного друга?

Ита Минкина

Семейный консультант отвечает на вопросы: что делать, если мы идем гулять все вместе, мы покупаем своим детям пиццу, а друг (богатый, но скупой) своим не покупает? И его дети просят у нас пиццу? Купить им, или это подорвет авторитет их отца? Если папа гов

Книга Мишлей с комментариями Виленского Гаона 75. Скрывающий ненависть – уста его лживы

Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Книга Мишлей»

Книга Мишлей с комментариями Виленского Гаона 74. Все действия праведника ведут к жизни

Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Книга Мишлей»