Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Бедность

Бедность — это нужда и нехватка материальных средств, которая сопутствует человечеству с древнейших времен. С точки зрения иудаизма, бедность — это средство для выполнения человеком его предназначения, а также испытание, призванное способствовать его духовному росту. Бывает бедность в деньгах, а бывает бедность духа. Мудрецы предостерегают нас от того, чтобы мы не впали в бедность. Вместе с тем, в Торе содержится множество заповедей, направленных на заботу о бедных. Бедность может стать отправной точкой для самой проникновенной молитвы и для приближения к Творцу, пример чего — Псалмы Давида.

Оглавление

Богатство и бедность [↑]

Пока мир не достиг полного исправления, всегда будут богатые и бедные, так же как будут здоровые и больные. Здоровье и болезнь, богатство и бедность посылаются людям в качестве средств и инструментов для выполнения их предназначения, даже если некоторые средства кажутся не так приятны, как другие. Если человек богат, то его роль — в служении Б-гу вопреки соблазнам, возможностям упасть, которые предоставляет богатство, а также в ответственном использовании всех данных ему благ. Если же он беден, значит, его роль — служить Б-гу, невзирая на все тяготы бедности.

И мы знаем многих мудрецов, которые всю свою жизнь прожили в бедности. Даже о Машиахе еврейский пророк Захарья говорил, что он «беден и восседает на осле» (Захарья 9, 9).

Но почему-то никто не мечтает о бедности, и даже наоборот. Ужасна бедность, чтобы не знать нам этого! Рассказывается в мидраше, что Творец благословенный дал Йову выбор: мучения Йова от утраты детей до язв на всем теле — или бедность. Сказал Йов: «Владыка мира, беру я на себя все мучения мира, но не бедность!» (Мидраш «Шмот раба», 31:12).

Бедный бедному рознь [↑]

У бедности много видов. Бывает бедность в деньгах, а бывает бедность в знаниях, бедность в Торе.

Хофец Хаим как-то сказал: нищета — это не только материальная бедность, это еще и бедность духа. Если человек выбирает жить впроголодь, ходить в лохмотьях и жить в трущобах только ради того, чтобы не работать и существовать на милостыню, значит, он нищий, но в более широком смысле этого слова.

Хофец Хаим пояснил свои слова: до рождения человека Вс-вышний определяет, будет тот бедным или богатым, и в соответствии с этим дает ему душевные и физические свойства. Богатому, чтобы преуспеть в бизнесе, Он дает хватку, энергию и целеустремленность. Бедный же рождается ленивым, без желания действовать и чего-либо добиваться. Поэтому, говорит Хофец Хаим, мы должны помогать всем: и тем, кто болен и стар, и тем, кто выбрал жить в нищете и кормиться подаянием.

С иврита слова раш (רש), дал (דל), эвьён (אביון), ани (עני) — все переводятся как «бедный». Однако слова эти не взаимозаменяемы: каждое из них означает определенное состояние, причем первые два больше имеют отношение к финансам (вернее, их отсутствию), а вторые два — к состоянию души.

Слово раш (רש) употребляется по отношению к человеку, который родился нищим и находится на грани голода. Дал (דל) — это человек, скатившийся до такой нищеты и убогости, что буквально пуст, как пустое ведро, дли ((דלי.

Слово эвьён (אביון) может обозначать человека настолько неимущего, что он не стесняется просить подаяния. С другой стороны, это слово определяет не столько уровень материальной бедности, сколько наличие неосуществленных желаний: эвьён все время мечтает о том, чего у него нет. Ани (עני) — это человек, который вынужден вести и ощущать себя как бедный, так как по сравнению с другими членами общины находится на более низком уровне как социально, так и материально.

Средства от бедности? [↑]

Мудрейший царь Шломо предостерегал (Притчи 6:10-11): «Немного сна, немного дремы, немного сложа руки полежать… И гонцом придет твоя бедность, и недостаток [придет] как стражник». Тот, кто ленится, рано или поздно будет настигнут бедностью…

Говорили наши мудрецы, что муки бедности сводят человека с ума и заставляют его забыть Вс-вышнего (Эйрувин 41б). И сказано в Талмуде, что человек обязан молиться о том, чтобы спастись от бедности. Следует оберегать себя, насколько возможно, от этого испытания, и не ждать до последней минуты, когда положение станет нестерпимым.

Сказал царь Шломо: «…чтобы, обеднев, не воровал я…» (Мишлей 30:9), предупреждая людей, что испытание бедностью очень велико и тяжело. Бедность может сделать человека гневливым и обидчивым, а эти качества разрушают мир в доме. Предупредили нас наши мудрецы: Следует всегда быть осторожным в своем доме во всем, что касается хлеба насущного, ибо из-за этого — все ссоры в доме (Бава меция 59а).

В трактате Пиркей Авот говорится: «Кто богат? Тот, кто доволен своей долей». Известно, что выдающийся комментатор Писания и поэт раби Авраам Ибн Эзра был очень беден, и в шутку сетовал на то, что не в состоянии преуспеть ни в каких делах. Гиперболизируя свое фатальное невезение, он говорил: «Если бы я торговал свечами, то солнце не заходило бы до конца моих дней, а если бы я торговал саванами, то люди перестали бы умирать».

Несмотря на постоянный недостаток финансов, Ибн Эзра умел находить причины для радости в самых простых вещах: например, в том, что он обладает даром речи, видит и слышит… — и таким образом, принимая смиренно свои неудачи и довольствуясь тем, что имеет, в душе не чувствовал себя бедняком.

Довольство должно исходить от понимания, что всё, что мы имеем, приходит от Вс-вышнего, Который знаком с нашими потребностями. Отсюда отнюдь не следует, что не надо ничего делать: ничего не делающий ничего не получит. Но конечный экономический результат зависит не от нас. От нас зависит только — быть или не быть хорошими людьми. Всё остальное — испытание: и бедность, и богатство.

В Иерусалимском Талмуде (трактат Брахот) говорится: «Каждому, кто произносит Парашат аМан каждый день, обещано, что никогда не будет у него недостатка в пропитании». В этом отрывке из Торы повествуется о Небесной манне, которой питались евреи в течение сорока лет пребывания в пустыне (Шмот 16, 4-36).

Обычай читать эту главу как средство преуспеть в финансах приводится в порядке утренней молитвы р. Амрама Гаона и других самых ранних законодателей. Но, как отмечает Мишна Брура (1:3) и другие источники, для достижения цели недостаточно простого прочтения, а необходимо понять смысл и суть этой главы, а затем взять их на личное вооружение. А суть состоит в том, что пропитание и заработок посылаются людям от Первоисточника.

Благословение после еды — Биркат аМазон — также напоминает нам, что средства на пропитание не приходят сами собой, а постоянно посылаются нам щедрой и заботливой рукой Творца. А в книге «Сефер аХинух» сказано, что тому, кто тщательно исполняет эту заповедь, даруется пропитание все дни его жизни, да еще с почетом (Мишна Брура 185:1).

Как разбогатеть? [↑]

Говорится в Мидраше Танхума (глава Рэе): «Отделяй, отделяй десятину» (Дварим, 14:22); «отделяй» — чтобы разбогатеть, «отделяй» — чтобы не обеднеть», — в этом намек людям, занимающимся бизнесом, чтобы отделяли десятую долю в пользу тех, кто усердно изучает Тору.

Часто даже те, кого Вс-вышний благословил большим богатством, не могут удержать его у себя надолго, не могут оставить приличное наследство детям и внукам. И даже сами зачастую не могут пользоваться своим достатком до конца жизни. Это случается не только с теми, кто разбогател неправыми путями, нарушая Субботу или взимая проценты со своих братьев, но и с честными, порядочными людьми, которые следуют путями Торы.

На самом деле причина в том, что уже упомянуто выше — «отделяй», чтобы не обеднеть: беда в том, что хоть они и дают цдаку, и совершают добрые дела — тем не менее, делают это недостаточно относительно уровня своего богатства.

Раби Акива говорил (см. Пиркей Авот 3:13), что «отделение десятой части доходов ограждает богатство». Обещано тому, кто будет тщательно отделять маасер, что он никогда не обеднеет.

Помощь бедным [↑]

Мудрецы учат, что достаток даётся человеку для того, чтобы поддержать бедных. Творец и Сам способен помочь неимущим, но Он хочет, чтобы эту великую заповедь выполнили именно люди. Деньги не сделаны для того, чтобы с их помощью делать новые деньги. Разумное распоряжение капиталом должно иметь цель — помощь нуждающимся.

В «Кицур Шульхан Арухе» написано: «Помогать беднякам-евреям — это повелительная заповедь, как сказано: “Открой ему руку свою”, и сказано: “И да будет жить брат твой с тобой”. И каждый видящий бедняка, который просит, и отводит глаза, и не подаёт ему, нарушает запрет, как сказано: “Не ожесточай сердца твоего и не сожми руки твоей перед нищим братом твоим”».

Для оказания помощи бедным есть много заповедей и обычаев: это заповедь цдаки, заповедь отделять маасэр (десятину), матанот ла-эвьйоним (подарки бедным в Пурим). Есть также особые заповеди, касающиеся того, что для бедных необходимо оставить несжатыми края поля, а при сборе винограда — мелкие грозди, называемые олелот; нельзя возвращаться за забытыми снопами, а также подбирать упавшие ягоды винограда — все это Тора предписывает оставить бедным.

Обычай помощи малоимущим в Песах получил особое название — кимха дэ-писха (мука на Песах). Раньше собирали со всех членов общины деньги и на них покупали зерно, которые затем раздавали беднякам. В наше время принято раздавать деньги, чтобы покрыть минимальные основные расходы на праздник: маца, вино, мясо и т.п. (Ковец ми-Бейт а-Леви 1, стр.128, 131).

Еще одна из заповедей Торы предписывающая вовремя оплатить труд работника, тоже заботится о бедных: «В тот же день отдай плату его, чтобы не зашло солнце прежде того; ибо он беден, и ждет ее душа его» (Дварим 24:15).

Бедный человек страдает дважды. Во-первых, ему не хватает средств на покупку необходимой еды и других важных вещей. Во-вторых, и это не менее важно, он теряет свой социальный статус и свое общественную значимость. Даже если у него есть много достоинств, никто не обращает на него внимания, его слова не имеют веса. Часто его друзья и знакомые стараются его не замечать, как будто его и не существует. Недаром сказали наши мудрецы: «Бедный как будто мертв».

Иногда нищета настигает человека, когда он ее совсем не ожидает, независимо от его планов и расчетов. Как гласит одна из талмудических пословиц, «бедность идет за бедняком». Все это тяжело даже для потомственного нищего, а тем более человеку, который жил в достатке, а потом потерял свое состояние.

Тому, кого постигла бедность, надо смиренно и с достоинством переносить эти тяготы и приложить все старания, чтобы выбраться из беды. А тем, у кого есть возможность поддержать бедных, — не уклоняться от этой важной заповеди.

Молитва бедного и царь Давид [↑]

Мы знаем, что все, созданное Вс-вышним, создано нам во благо. И даже бедность. Книга Псалмов, которую читают и перечитывают все евреи уже много веков подряд, — пронизана признанием своей бедности и недостаточности, о которой Раби Цадок аКоэн написал: «Вот каков секрет имени Давид. В начале и в конце буква далет, затем вав в середине. Это и есть суть царства Израиля: признавать свою бедность и недостаточность». Буква далет указывает на бедность (гимел далет — гмоль далим). Бедняк просит и умоляет даже после того, как наполнился благом свыше, на что указывает буква вав — соединение с источником изобилия. Но и после наполнения он беден и недостаточен (вторая буква далет).

102 Псалом обозначен как «Молитва бедного, когда ослабевает он и перед Г-сподом изливает душу в речи своей». Объясняет раби Цадок аКоэн: «Бедный — любая его речь есть молитва, ведь об этом все его речи: излить свое разбитое сердце, бедность и угнетенность духа, чтобы всякий услышавший пожалел его. И ему не нужна специальная молитва, ибо любая его речь — молитва.

Как сказал царь Давид: “А я — молитва”. Он уподобил себя бедняку, которому не нужно молиться, потому что он сам — молитва. Ибо, если бедный ходит голый и босый, опухший от голода, и вся кожа его в болячках и язвах, и он стучится в ворота к тому, кто может пожалеть его и помочь, он не должен говорить и высказывать свою просьбу, ибо каждый, кто его видит, почувствует, что ему нужно, и окажет ему милосердие. Сам этот бедняк — молитва. Таким и был царь Давид, приниженный духом в своих глазах и знающий болезни своего сердца, и такова ступень бедняка, у которого и простая речь — молитва».

Выводить материалы