Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Ицхак: всякий, кто дает монету нищему, благословляется шестью благословениями.»Талмуд, трактат «Бава батра», 9а

Звезды определяют жизнь человека так, чтобы он исполнил свою миссию. Зачем просить другую судьбу?

Темы: Потомство, Свобода выбора, Евреи, Авраам, Астрология, Судьба, Предназначение, Рав Меир Мучник, Гороскоп

Отложить Отложено

Шалом! В Талмуде в трактате Шабат сказано, что для еврейского народа не существует неотменяемого предначертания и неизменной зависимости судьбы от светил (нет мазаля — созвездия — у Израиля). Творец может «переставить светила», изменить их влияние. И это зависит от заслуг человека. Вместе с тем, например, Ибн-Эзра говорил, что, если займется продажей саванов, люди перестанут умирать, т.е. ему было предначертано быть бедным и никакие заслуги и заповеди не могли отменить это. Если правильно понимаю, роль, цель человека в мире, исправления, для которых он приходит, диктуются тем, в какое время и в каком месте он рождается. То есть влияние светил определяет жизнь человека таким образом, чтобы он исполнил свою миссию в этой жизни, пользуясь свободой выбора («стать разбойником, шохетом или хирургом»). Но тогда мне непонятно, в чем смысл изменения мазаля? И что значит практически отсутствие неотменяемого предначертания для евреев? Спасибо! Владимир

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Владимир!

Вы совершенно правильно предполагаете, что именно заданная Б-гом роль человека в мире определяет, в какое время и в каком месте он рождается. Да, время и место зависят от влияния звезд, но эти факторы — лишь механизмы, с помощью которых Б-г устанавливает характер и судьбу, необходимые для выполнения его роли, с соответствующей свободой выбора.

Но тогда справедливы Ваши вопросы. Во-первых, в чем смысл изменения мазаля? Ведь все, что человек получил в результате влияния звезд, — это средства и инструменты для выполнения его предназначения, даже если некоторые из них ему неприятны. Если он бедный, значит, его роль — служить Б-гу, невзирая на все тяготы бедности. А если бы был богатым, то его ролью тоже было бы служение Б-гу — вопреки соблазнам, возможностям упасть, которые предоставляет богатство, ответственное использование всех данных ему благ. Таким образом, богатство — это не «лучшее» состояние, а просто иная роль, со своими трудностями и вызовами. Какой же смысл о нем мечтать взрослому человеку, который по-настоящему это понял?

Основной источник, из которого выводится принцип «у (народа) Израиля нет мазаля», — рассказ о судьбе нашего праотца Авраама, приводимый в упомянутом Вами талмудическом тексте. Изначально ему не дано было иметь детей, но Б-г изменил его «мазаль» и у Авраама родился сын. Но ведь дети — тоже не игрушки, а следующее поколение, которое надо воспитать; это ответственное «задание», и быть родителем, как известно, непросто. Обычным людям, как мы, конечно, хочется, чтобы были дети — наше продолжение, но на самом деле это все-таки подобно желанию разбогатеть. И такой великий и мудрый служитель Б-га, как Авраам, должен был понимать, что вопрос здесь не в том, достанется ли ему какое-то благо, а в том, какие ему нужны инструменты для выполнения своей роли — а эти инструменты Б-г, надо полагать, распределяет правильно. Зачем же иные инструменты?

Именно так ставят этот вопрос мудрецы (см. комментарий Рабейну Йоны к Пиркей Авот (5:2), Сифтей Хаим раби Хаима Фридлендера и др.) — и дают следующий ответ. Действительно, для выполнения роли, которая была дана Аврааму изначально, ему не нужны были дети. Но Авраам хотел иного — изменить саму роль в служении Б-гу, расширить ее. Сделать больше во Имя Б-га.

Поэтому изменение его мазаля сопровождалось изменением имени — ведь имя отражает сущность человека и его роль: «Аврам не может иметь детей, но Авраам сможет». Изначально он был «Аврамом», как объясняют мудрецы, «[духовным] отцом Арама», страны, в которой родился, — там он должен был распространять свое учение о Б-ге. Для этого ему не обязательно было иметь собственных, «биологических» детей, в духовном плане его детьми считались ученики, он их «сделал» (Берешит 12, 5; см. также Раши). А стал — Авраамом, «[духовным] отцом множества [народов]». Теперь ему предстояло распространять эти знания по всему миру. И для этого он должен был породить целый народ, который сможет оказывать подобное влияние на мир, распространять эти знания, «свет», для народов. Поэтому ему было дано потомство.

А сама его роль могла быть расширена только потому, что существовали другие люди, которые не исполнили собственные роли и дали Аврааму возможность выполнить не только свою работу, но и их. Так Рабейну Йона объясняет изречение в Пиркей Авот (там же): «Десять поколений от Ноаха до Авраама гневили Б-га, пока не пришел Авраам и не получил награду за всех». Всем людям был дан шанс приблизиться к Б-гу и служить Ему, но на протяжении десяти поколений все занимались противоположным — отдалялись от Него, погрязая в идолопоклонстве. В результате Авраам получил возможность не просто внести свою лепту в общий процесс приближения к Б-гу, а сдвинуть с места весь процесс, поработать за всех — и соответственно получить награду за всех.

Именно таков, согласно большинству комментариев, смысл утверждения, что «нет мазаля у Израиля». Как пишут Тосафот (там, в трактате Шабат), это значит, что мазаль можно изменить великой заслугой. Т.е. не удостоиться блага в награду за праведность, а удостоиться расширения роли в служении Б-гу, продемонстрировав свое рвение и желание сделать ради Него как можно больше.

Да, можно говорить об «отсутствии неотменяемого предначертания для евреев» — изменить судьбу можно. Но и это происходит не часто (как пишут Тосафот в другом месте, в трактате Йевамот). А пока не произошло, предначертание есть: общая роль в жизни, соответствующий ей характер и отведенное на ее выполнение время.

Наконец, согласно многим комментариям (Рашба, Рабейну Бехайе), «нет мазаля у Израиля» означает — у еврейского народа в целом. У каждого человека может быть своя определенная роль и судьба, которую задает его мазаль, но в целом народ занимает особое место в мире и неподвластен его обычным законам. Абарбанель (Дварим 4) пишет, что характер и судьба каждого человека определяется временем его рождения, каждый день и каждый час — под своей звездой. Но роль народа определяется его страной. А страны, как народы, разбиты на семьдесят основных и управляются семьюдесятью ангелами — «звездами» — «мазалот». Тогда как Земля Израиля и еврейский народ, которому она дана, управляются непосредственно Б-гом. (Поэтому есть также мнение, что «у народа Израиля нет мазаля», именно когда он находится в Земле Израиля).

И отличие действительно можно увидеть. Ведь у отдельного еврея судьба может сложиться по-всякому: бывает, что он беден, бывает, что становится жертвой антисемитизма. Никто не обещал, что ни один еврей никогда не пострадает. Но в целом еврейский народ совершенно чудесным образом выжил за все эти тысячелетия вопреки всем законам истории: сколько бы его ни били, ни убивали и ни изгоняли, он не только не исчезает, но и продолжает оказывать «непропорционально большое» влияние на весь мир.

Хороший здесь пример — система государственного управления. Обычный человек может знать о том, что его страной управляет царь. Но он лично с царем никак не соприкасается, и его роль в жизни определена местом его рождения, семьей, происхождением и т.д. И когда ему что-то надо, он должен обратиться к чиновникам. Которые подчинены принятым наверху законам и ничего не могут изменить сами, поэтому бесполезно их убеждать сделать исключение или выпрашивать особые милости. Таковы все народы, которыми управляют ангелы и звезды — «чиновники» Б-га.

Но еврейский народ — «семья царя», «придворные». Он пользуется особым расположением Царя и приближен к Нему. Поэтому Царь лично решает, как распределить роли среди этих людей и как решить ту или иную проблему. Если царевичу что-то надо, он идет не к чиновникам, а в покои отца и выпрашивает непосредственно у него. Это не значит, что ему отец всегда все даст — если отец мудрый и справедливый, то не станет слишком его баловать и будет судить по заслугам. То же касается распределения ролей: при необходимости роль можно изменить, но в целом не следует устраивать «министерскую чехарду» и жонглировать должностями. И у разных придворных и царских родственников тоже судьба может сложиться по-всякому, нельзя сказать, что все блаженствуют. Тем не менее, у царевича явно больше шансов изменить свое положение, т.к. он может быть лично принят и выслушан Самим Царем.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Заповедь об очищении пеплом красной (или, в другом переводе, рыжей) коровы является примером законов, истинный смысл которых недоступен для понимания человеку. В данной теме освещаются символика и большинство практических аспектов этой заповеди по мнению великого мудреца и общественного деятеля прошлого, раввина дона Ицхака Абарбанеля. Читать дальше