Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли делать пластические операции?

Темы: Красота, Медицина, Здоровье, Моше Сытин

Отложить Отложено

Можно ли, согласно Торе, делать пластические операции по изменению своей внешности? Ведь так мы пытаемся изменить то, как нас сотворил Б-г? Владимир

Отвечает рав Моше Сытин

Уважаемый Владимир!

Спасибо за интересный вопрос. Сегодня он очень актуален, поскольку все больше и больше людей прибегает к услугам пластических хирургов, чтобы улучшить свою внешность или выглядеть моложе. На сегодняшний день пластические операции перестали быть чем-то экзотическим, возможным только для знаменитостей и звезд эстрады. Постепенно эта отрасль медицины превращается в сферу повседневных услуг, доступную многим. Поэтому, безусловно, стоит выяснить, каково мнение Торы на этот счет.

С пластическими операциями по коррекции внешности возникает несколько галахических проблем.

Во-первых, Тора категорически запрещает человеку наносить себе травмы и раны без особой нужды. Тело дано нам Творцом, и мы не вправе делать с ним все, что заблагорассудится. Кроме того, любое хирургическое вмешательство всегда связано с определенным риском для здоровья, а по закону человеку запрещено ставить себя в опасную ситуацию без крайней необходимости (Циц Элиэзэр, ч.11, конец респонса 41). Поэтому для разрешения операции необходима веская причина. Обстоятельства во всех случаях различны, поэтому в каждом случае следует проконсультироваться у компетентного раввина. Но, как правило, весомая причина разрешить пластическую операцию, — внешний вид, который значительно затрудняет нахождение супруга. Если девушка не может найти мужа по причине некого изъяна во внешности (на лице или теле), она вправе по своему желанию его устранить (Игрот Моше, Хошен Мишпат, ч. 2, респонс 66). Но если цель операции — добиться большей привлекательности или моложавости, «ложиться под нож” запрещено. (Циц Элиэзэр, ч.11, конец респонса 41).

Когда речь идёт о мужчине, существует еще одна проблема — запрет ухаживать за собой так, как это обычно делают женщины. Этот запрет мудрецы выводят из стиха «да не надевает мужчина одежды женской” (Дварим 22, 5). Здесь мужчине запрещено не просто использовать женскую одежду, но и подражать формам поведения, характерным обычно для женщин. Поэтому, если цель операции — добиться большей красоты и привлекательности, мужчине она, безусловно, запрещена. Но если необходимо устранить некий объективно существующий изъян, это разрешено и мужчине (Минхат Шломо 82:7).

Вы пишете, что, корректируя свою внешность, мы изменяем тот свой образ, который создал Творец. В этом, безусловно, есть доля истины. Потому-то желание стать более привлекательным и моложавым не является достаточным основанием для проведения операции. Следует жить в гармонии с самими собой — такими, как нас создал Творец, а не гнаться за фальшивыми эталонами красоты, пропагандируемыми красочными глянцевыми журналами и другими СМИ. А вот менять свой внутренний мир — это только приветствуется. Но это куда сложнее, чем просто сделать пластическую операцию…

С уважением, Моше Сытин

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ