Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как, когда и сколько давать людям денег, когда они просят?

Темы: Цдака, Милосердие, Добрые дела, Рав Моше Сытин

Отложить Отложено

Здравствуйте. Помогите мне, пожалуйста. Как, когда и сколько давать людям денег, когда они просят? Когда случилось что-нибудь, не дай Б-г, плохое, я даю и у меня не болит сердце. Тора учит милосердию. Но иногда просьбы людей регулярны, похожи на поборы. У меня пять детей, мы с мужем много трудимся, хочу быть защищена от пожирающего. С другой стороны, боюсь «впасть в суды», кто я, чтобы взвешивать чужие потребности, жизни. Может, я труд души так тяжело переношу. Ведь беднее я не становлюсь, даже наоборот.

Отвечает рав Моше Сытин

Здравствуйте!

Согласно букве закона, если Вы отделяете маасер и отдаете его на нужды бедных или поддержку изучения Торы, Вы не обязаны давать милостыню каждому бедному, которого встречаете на улице или у порога дома. Но иногда стоит сделать больше, чем от нас требует закон. Тора нас учит милосердию. Поэтому, если мы видим нищего на улице, хорошо и правильно дать ему подаяние.

Не нужно давать много. Рамбам пишет, что лучше раздать небольшую сумму большему числу бедных, чем отдать всю эту сумму одному бедняку. Мы должны приучить себя давать, и потому, чем больше раз мы совершим это действие, тем глубже укоренится эта привычка и тем скорее она станет частью нашего характера.

Тора учит нас милосердию, но она же учит нас и разумному подходу. С желанием давать нужно обходиться разумно. Не стоит давать деньги подозрительным типам: мы не знаем, на какие цели они используют полученные средства. Человек не должен тратить много денег на цдаку, если у него не хватает средств, чтобы прокормить семью. Все должно быть вымерено и обдумано.

Что же касается Вашего опасения дать цдаку паразитам и тунеядцам, то здесь стоит упомянуть слова Хофец Хаима, сказанные им своему сыну, раву Арье-Лейбу. Рав Арье-Лейб спросил отца, почему тот распределяет деньги благотворительной кассы бедным, которые абсолютно здоровы и могли бы устроиться на работу и сами зарабатывать себе на жизнь? Неужели мы должны помогать тем, кто может, но не хочет работать? На что Хофец Хаим ответил примерно так: нищета — это не только материальная бедность, нищета — это еще и бедность духа. Если человек выбирает жить впроголодь, ходить в лохмотьях и жить в трущобах только ради того, чтобы не работать и существовать на милостыню, значит, он нищий, но в более широком смысле этого слова.

Хофец Хаим пояснил свои слова: до рождения человека Всевышний определяет, будет тот бедным или богатым, и в соответствии с этим дает ему душевные и физические свойства. Богатому, чтобы преуспеть в бизнесе, Он дает хватку, энергию и целеустремленность. Бедный же рождается ленивым, без желания действовать и чего-либо добиваться. Поэтому, говорит Хофец Хаим, мы должны помогать всем: и тем, кто болен и стар, и тем, кто выбрал жить в нищете и кормиться подаянием.

Поэтому не стоит опасаться случайно дать деньги не тому, вполне возможно, это именно такой бедняк, о котором говорил Хофец Хаим. Рассказывают про рава Ицхака Зильбера, что он давал деньги всем, кто у него попросит, не перебирая и не проверяя, нуждающийся перед ним или нет. Когда его спросили, почему он так поступает, он ответил, что лучше несколько раз подать не тому, чем один раз пропустить человека, который действительно нуждается в нашей помощи.

Нет гарантии, что человек, который стоит перед Вами, действительно нуждается в помощи, но есть гарантия, что, дав ему деньги, Вы исполните очень важную заповедь.

И в заключение приведем слова святой книги Зоар: тем, кого Всевышний любит, Он посылает особый подарок: стоящего на пороге бедняка, — чтобы дать им возможность выполнить великую заповедь цдаки. Так что, если Вам послали такой подарок, не упустите его, ведь, возможно, именно это принесет Вам и Вашей семье счастье, благополучие и удачу.

С уважением, Моше Сытин

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше