Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Кимха деПисха

Помощь бедным важна всегда, и, особенно, в Песах. Если человек помогает нуждающимся евреям, то ему самому Б-г тоже помогает.

О важности Кимха де-Писха

«Кимха де-Писха» — буквально «мука для Песаха». Один из первых законов Песаха, обсуждаемых в Шулхан Арухе, — о сборе денег для помощи нуждающимся в расходах на Песах.

Интересно, что с этого начинаются законы Песаха. Помощь бедным важна для каждого праздника: Тора нам велела заботиться о нуждающихся. Как пишет Рамбам (Маймонид): «Кто радуется в праздник? Тот, кто заботится о бедных. Ведь тот, кто радуется, но не радует бедных, — испытывает не радость праздника, а радость живота» (Законы Праздника 6:18—19).

Помощь нуждающимся важна в течение всего года, важна в праздники — чтобы у нуждающихся была радость праздника. А в Песах — особенно, потому что в Песах есть дополнительные расходы: маца, вино, пасхальные продукты и посуда и т.д. В законе приводятся, что каждый житель обязан участвовать в «кимха де-Писха». Если человек помогает нуждающимся евреям, Б-г ему тоже помогает.

Толдот Йешурун уже несколько лет старается давать «Кимха де-Писха» нуждающимся русскоязычным аврехим, которые учатся или преподают на наших программах. Желающие присоединиться к этой большой заповеди, могут это сделать через наш сайт.

История обычая

Обычай заботиться о том, чтобы у тех, кто живет в нужде, было все необходимое для праздника, упоминается уже в Иерусалимском Талмуде (Бава батра, гл.1).

Забота о нуждах малоимущих в праздники является одним из основополагающих моментов в иудаизме.

Не случайно и Рамо в Шулхан Арухе (429:1) начинает законы Песаха именно с него. И Рамбам, как было сказано, замечает, что если человек не заботится о нуждах бедняков и малоимущих, а наслаждается только трапезой за праздничным столом со своими домочадцами, то его трапеза — «праздник живота» и не имеет ничего общего с настоящей радостью выполнения заповеди.

На протяжении долгой истории еврейского народа обычай «Кимха де-Писха» претерпел ряд изменений.

Раньше, когда бедняки еле-еле сводили концы с концами, деньги собирали со всех членов общины и на них покупали зерно, которые затем раздавали беднякам. Те сами должны были смолоть его и испечь мацу на праздник. Только на это им не надо было тратить деньги, поскольку хворост для растопки печи они собирали сами в близлежащих лесах.

Позже беднякам начали раздавать уже готовую муку, а там, где невозможно бесплатно достать дрова, раздавали и деньги на их покупку. А еще позже стали раздавать уже готовую мацу.

Однако сегодня, когда уровень жизни значительно вырос, недостаточно просто позаботиться о том, чтобы у бедняков была маца к празднику. Принято раздавать деньги, чтобы покрыть минимальные основные расходы на праздник: маца, вино, мясо и т.п. (Ковец ми-Бейт а-Леви 1, стр.128, 131).

Кроме того, способ сбора денег также претерпел некоторые изменения. Раньше, когда еврейские общины были более структурированы, руководители общины определяли, сколько каждый член общины обязан, в соответствии со своим достатком, выделить на Кимха де-Писха (Мишна Брура 429:6).

Сегодня обычно общины не настолько организованы, поэтому каждый самостоятельно жертвует деньги в соответствии со своими возможностями. Кроме того, сегодня существует различные благотворительные организации, которые организуют раздачу Кимха де-Писха, освобождая людей от лишних забот — самостоятельно искать малоимущих и т.п. Как правило, эти организации обладают более полной и точной информацией о нуждах малоимущих. Кроме того, у них есть возможность раздать деньги, практически не задевая достоинства нуждающихся, что также немаловажно.

С развитием интернета появились новые возможности по сбору средств для выполнения этой заповеди. Например, для удобства читателей Толдот Йешурун предоставляет возможность пожертвовать деньги на «Кимха де-Писха» прямо на сайте.

Коснемся вопроса о том, можно ли выделять деньги на Кимха де-Писха из маасера (десятины).

Раньше, когда община обязывала каждого своего члена жертвовать деньги на Кимха де-Писха, действовало правило: нельзя оплачивать из денег маасера те расходы, которые человек обязан оплатить в любом случае (Псахим 71а).

Сегодня же, поскольку, как было сказано выше, общинная жизнь не настолько организована, многие считают, что можно выделить на Кимха де-Писха деньги из маасера (Алихот Шломо 2:2, Хут шани, стр.72).

В заключение приведем рассказ об одном из величайших раввинов предыдущего поколения — раве Йосеф-Дове Соловейчике из Бриска, авторе «Бейт а-Леви».

Однажды перед Песахом к нему пришла бедная женщина с интересным галахическим вопросом: «Можно ли выполнить заповедь о четырех бокалах вина с помощью молока?».

Вместо того чтобы ответить на поставленный вопрос, автор Бейт а-Леви попросил жену выделить женщине 25 рублей, что по тем временам было довольно крупной суммой, на которую можно было приобрести гораздо больше, чем просто четыре бокала вина.

Праведная жена раввина беспрекословно выполнила просьбу мужа, но когда приятно удивленная женщина удалилась, рабанит спросила, почему же муж решил выделить этой женщине столько денег.

Бейт а-Леви улыбнулся и сказал: «Если женщина спрашивает, можно ли выполнить заповедь четырех бокалов с помощью молока, то очевидно, что и мяса на праздник у нее тоже нет».

Выводить материалы