Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Он родился в семье богатого еврея, однако предпочел жизнь бедного скитальца. Он поступил в ученики к Магиду из Межерича, однако из-за святости не смог дослушать до конца ни один его урок. Биография раввина, который косвенно предсказал Освенцим.

Раби Мешулам-Зюша бар Элиэзер-Липа Вайсблюм (р. Зюша из Аннополя; умер в 5560 /1800/ г.) — выдающийся праведник.

Родился в Галиции, в небольшом местечке около Львова.

Его отец, богатый откупщик р. Элиэзер-Липа, жертвовал огромные суммы на нужды благотворительности — он выкупал многочисленных евреев-должников, которых помещики держали в застенках в качестве живого залога. Р. Элиэзер-Липа также славился исключительным гостеприимством: во всякое время его дом был открыт для бедняков; и куда бы он ни ехал в своей повозке, он всегда подвозил всех встреченных странников.

По отношению к окрестным помещикам р. Элиэзер-Липа держался достойно и независимо, гордясь своей принадлежностью к избранному народу. Рассказывают, что каждое утро, произнося «Благословен, Ты, Б-г, …за то, что не сделал меня неевреем», он, не в силах сдержаться, начинал петь и плясать от переполняющей его радости (Сарей амеа 4:8).

По свидетельствам современников, мать р. Зюши, Мирл, в конце каждой недели объезжала окрестные местечки, раздавая беднякам все необходимое для встречи шабата (Гдолей Русия).

Впоследствии р. Зюша рассказывал, что его мать «не молилась по книге, потому что не умела читать, но зато она знала благословения — и на том месте, где она произносила благословение, Шехина оставалась в течение целого дня».

У р. Элиэзера-Липы и Мирл родилось семь сыновей, и двое из них стали выдающимися лидерами поколения — р. Зюша и его младший брат р. Элимелех из Лиженска (см.).

Уже в юности Зюша прославился своими познаниями в Торе. Наряду с законодательными разделами, он изучал кабалу Аризаля (см.).

Когда его отец умер, наследство было разделено между братьями: одному достались наличные деньги, другому — дома и земельные участки, третьему — драгоценности и домашняя утварь и т.д. В качестве своей доли р. Зюша получил все векселя отца — на очень крупную сумму, однако, руководствуясь велением своего сердца, он не стал взыскивать с должников, простив все долги (Гдолей Русия).

После смерти отца р. Зюша переехал на Волынь, в город Межирич, к своему дяде р. Элимелеху Файлету, который был шамашем (служкой) одного из лидеров зарождающегося хасидского движения р. Дова-Бера (Магида из Межирича; см.).

Р. Зюша стал одним из ближайших и любимых учеников Магида.

Однако предание свидетельствует, что р. Зюша не дослушал до конца ни одного урока Магида. Как только Магид начинал цитировать Тору и произносил слова «Б-г сказал…», р. Зюшу охватывал такой трепет, что он не мог больше ничего слушать, а только громко повторял: «Б-г сказал!! Б-г сказал!!!» — и его приходилось выводить из комнаты Магида, чтобы он не мешал другим ученикам слушать.

Обычно р. Зюша не жил вместе с другими учениками, но скитался по окрестным лесам, углубленно молился в тени деревьях и ночевал в укромных уголках лесной чащи (Гдолей Русия).

Позднее он отправился в добровольное изгнание, галут, вдвоем со своим юным братом р. Элимелехом. В одежде нищих странников, с дорожным посохом и заплечной котомкой, за пять лет они обошли многие районы Волыни и Польши.

Предание свидетельствует, что братья обладали обостренной интуицией, граничащей с провиденьем. Однажды, в годы скитаний, их приютили на ночлег в одном из польских местечек, возле Кракова, но они внезапно встали в самом начале ночи и, несмотря на непогоду, поспешно отправились в дальний путь. Необъяснимая тревога и беспокойство гнали их от этого места. Местечко, в котором они не смогли сомкнуть глаз, называлось Ошвиц (Освенцим).

Возвратившись из скитаний, р. Зюша поселился в галицейском городке Аннополе.

Его семья жила в нищете — и он с женой, и их дети были одеты в лохмотья, они часто голодали, а зимой убогая хижина не отапливалась, ведь у них не было денег на дрова.

Рассказывается, что один из родственников р. Зюши, навестив его, застал в покосившемся и выстуженном домике плачущую жену и голодных детей. На вопрос «Где твой муж?» жена, всхлипывая, ответила: «Он весь день проводит в доме учения». Разыскав р. Зюшу, распевающего псалмы с блаженным выражением на лице, гость сурово сказал ему: «Иди домой и посмотри — твоя жена и дети плачут от голода! Как ты можешь веселиться в такое время?!». «Они плачут, — пояснил р. Зюша, — потому что полагаются на меня, нищего Зюшу, у которого нет ни куска хлеба. Я же полагаюсь на Всевышнего, у которого в руках вся Вселенная, — как я могу не радоваться своей доле?!» (Сарей амеа 1:10).

Р. Зюша не только с благодарностью принимал все, что посылала ему судьба, — даже в самой крайней нужде ему удавалось помогать другим.

Рассказывают, что однажды, когда платье у его жены окончательно истрепалось, р. Зюша занял необходимую сумму денег, и счастливая жена купила отрез ткани на платье. Она заказала пошив бедняку-портному. Однако, когда работа уже близилась к завершению, жена р. Зюши узнала, что дочь портного помолвлена, но свадьба откладывается из-за того, что портной никак не может накопить деньги на отрез ткани для подвенечного платья. Жена р. Зюши пожалела невесту и подарила ей свое новое платье. Но когда, возвратившись домой, она рассказала об этом мужу, р. Зюша очень расстроился. «Как же ты могла не заплатить ему за работу?! — спросил он. — Ведь он трудился на тебя целую неделю и наверняка рассчитывал получить за это оплату, чтобы купить хлеба для своих голодных детей. Разве он виноват, что ты не взяла готовое платье?!». И тогда жена р. Зюши, заняв деньги, немедленно заплатила портному за его труд (Гдолей адорот; Маасей авотейну, Кедошим).

Время от времени обходя пороги богачей по всей Галиции, р. Зюша собирал крупные суммы и, следуя примеру своего отца, выкупал евреев, попавших в долговой плен (Гдолей Русия).

Два раза в год перед Песахом и перед Рош-ашана р. Зюша навещал своего наставника Магида и оставался у него в Межириче каждый раз по три месяца.

Рассказывают, что однажды два новых ученика задали Магиду вопрос: «Как понять слова Талмуда “Человек обязан благословлять Всевышнего за несчастье так же, как благословляет за благой дар” (Брахот 54а) — разве это возможно?!». Магид посоветовал им обратиться с этим вопросом к р. Зюше. Когда они разыскали р. Зюшу за печкой в доме учения, тот очень удивился, что Магид направил их именно к нему. «Такой вопрос, — пояснил р. Зюша, — следует задать человеку, который когда-либо сталкивался с несчастьями. Только тот, у кого в жизни было нечто дурное, способен ответить, возможно ли принять беду с радостью и благословить за нее Б-га. С Зюшей же, — продолжал он, — никогда в жизни не случалось ничего дурного, и поэтому он всегда благословлял Всевышнего только за даруемое Им благо» (Сарей амеа 1:9; Гдолей адорот).

И в людях р. Зюша замечал только доброе — даже если человек грешил прямо у него на глазах.

Рассказывается, что однажды некий пренебрегающий законами Торы еврей схватил, не омыв рук, каравай хлеба и в один момент проглотил его. «Благодарю Б-га, — воскликнул р. Зюша, — за то, что Он дал этому еврею такой замечательный аппетит! Этому человеку так хотелось есть, что он не мог тратить время на омовение. У Зюши нет подобного аппетита. Зюша ест очень мало, и поэтому он слабый и больной. Зюша — плохой еврей. Еврей должен быть здоровым и крепким, как неевреи»… Ведь Рамбам написал (Законы мышления 4:1): «Поддержание здорового тела — это один из путей служения Всевышнему». И в этом секрет сказанного в Талмуде (Брахот 54а): «Человек должен служить Б-гу всеми своими влечениями — и добрыми, и дурными» (Сарей амеа 4:13).

Исходя из такого понимания, р. Зюша благословлял каждого встречного еврея: «Будь силен и здоров, как гой (нееврей)» (Гдолей адорот).

Любому проступку окружающих р. Зюша находил оправдание.

Он говорил: «Совершая грех, человек приобретает себе нового ангела-обвинителя. И Зюша видел ангелов зла, которые рождаются от грехов, совершенных евреями. Все они инвалиды: один без рук, другой без ног, третий без головы — ведь еврей никогда не совершает прегрешений всем сердцем, даже в сам момент греха его уже терзают сомнения и укоры совести уже пробуждаются… От таких грехов рождаются только ангелы-инвалиды» (там же).

Следуя подходу Бешта и Магида, р. Зюша утверждал: «Зюше куда больше нравится нечестивец, знающий, что он нечестивец, чем праведник, знающий, что он праведник» (Сарей амеа 1:10).

И сам р. Зюша всеми средствами избегал того, чтобы прослыть праведником.

Рассказывается, что, когда р. Зюше пришла пора выдавать замуж дочь, Магид вручил ему пятьсот рублей, собранных хасидами на приданное. Возвращаясь из Межирича в Аннополь, р. Зюша забрел в одном из местечек на двор синагоги, где уже был расставлен чей-то свадебный балдахин. Но вдруг прямо на глазах р. Зюши свадьба расстроилась — выяснилось, что вдова, мать невесты, потеряла пятьсот рублей, собранные ей, копейка к копейке, в приданное дочери. Р. Зюша подошел к вдове и сказал: «Я нашел кошелек с деньгами. Но вы сможете получить их, только если правильно назовете все признаки — в каком кошельке они были и из каких купюр состояли». И когда вдова подробно перечислила все признаки, р. Зюша сказал: «Да, я нашел ваши деньги. Подождите здесь, и я их вам принесу». Вдова возблагодарила Б-а, а все присутствующие стали восхвалять р. Зюшу: «Какой честный и порядочный человек! Просто праведник — посланец с Небес!».

Р. Зюша посетил менялу и через некоторое время возвратился с пачкой купюр, в точности соответствующей тому, что описала вдова. Но прежде, чем передать деньги, он неожиданно потребовал: «По справедливости, мне причитается десять процентов от находки!». В первое мгновение все присутствующие растерялись, но затем родственник невесты закричал: «Наглец! Ведь возвращать потерянное — это заповедь Торы! А ты просишь комиссионные?!». «Постыдись! Пожалей бедную вдову» — запричитали вокруг. Но р. Зюша твердо стоял на своем: без десяти процентов комиссионных он деньги не вернет. И тогда родственники жениха и невесты потащили его к раввину, а раввин, разумеется, постановил, что нашедший обязан возвратить всю сумму. Р. Зюшу с позором вытолкали из местечка, на прощание надавав ему тумаков.

Спустя некоторое время раввин местечка рассказал о случившемся Магиду из Межирича. Магид сразу догадался, кем был этот «наглый бродяга», и при случае спросил р. Зюшу, почему он так поступил. Р. Зюша объяснил, что, когда он был у менялы, дурное влечение начало нашептывать ему на ухо: «А ведь ты, действительно, праведник — даже больший, чем наш праотец Авраам! Нет подобного тебе в мире!». И он понял, что нельзя сдаваться перед гордыней (Маасей авотейну, Мецора).

В последний период жизни у р. Зюши появились ученики.

Рассказывается, что р. Зюша начал изучать со своими учениками один из трактатов Талмуда. Спустя несколько дней ученики заметили, что р. Зюша все еще погружен в чтение первой страницы, — в то время, как все остальные изучали, минимум, по листу в день. Они подумали, что р. Зюша столкнулся с какой-то трудностью и пытается ее разрешить. Но и спустя неделю он оставался на том же месте. …Через месяц один из учеников дерзнул спросить, почему наставник не переходит дальше. «Мне здесь так хорошо, на этой странице, — ответил старый мудрец. — Почему я должен куда-нибудь с нее уходить?».

Последние семь лет жизни р. Зюша был прикован к постели.

По свидетельству современников, он принимал страдания с любовью и просил Всевышнего, чтобы его страданиями искупились все грехи народа Израиля.

Р. Мешулам-Зюша из Аннополя умер в глубокой старости второго швата 5560 /1800/ года.

Перед смертью он сказал: «Когда я предстану перед Небесным Судом, меня не спросят: “Зюша, почему ты не был Авраамом, Яаковом или Моше?”. Меня спросят: “Зюша, почему ты не был Зюшей?!”.»

Похоронен в Аннополе, рядом с могилой Магида. На могиле р. Зюши высечено: «Он служил Б-гу с любовью, радовался своим страданиям и многих отвратил от грехов» (Гдолей адорот).

с разрешения издательства Швут Ами


Заповедь об очищении пеплом красной (или, в другом переводе, рыжей) коровы является примером законов, истинный смысл которых недоступен для понимания человеку. В данной теме освещаются символика и большинство практических аспектов этой заповеди по мнению великого мудреца и общественного деятеля прошлого, раввина дона Ицхака Абарбанеля. Читать дальше