Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Зарплата и оплата труда в иудаизме

Зарплата и оплата труда в иудаизме. В области отношений между работником и работодателем существует несколько законов, суть которых сводится к тому, чтобы защитить наемного работника от несправедливости со стороны нанимателя. Письменная Тора предписывает отдавать плату работнику в тот же день, а Закон уточняет: когда, как и сколько хозяин должен платить, и что делать в случае разногласий и споров.

Оглавление

«Вовремя дай его плату…» [↑]

Сказано в Книге Дварим (24:14-15): «Не обижай наемника, нищего и неимущего из братьев твоих или пришельцев твоих, которые в стране твоей, в воротах твоих. В тот же день отдавай плату его, чтобы не зашло солнце прежде того; ибо нищ он, и к ней стремится душа его; а то он возопит на тебя к Г-споду, и будет на тебе грех».

Кицур Шульхан Арух поясняет (185. Законы взятия в пользование и в аренду), что значит «вовремя». Если работа кончается днем, плата может быть отдана весь день; если же работа кончается после того, как зашло солнце и наступила ночь, время выплаты зарплаты — вся ночь. И то же самое относится к нанятым на неделю, на месяц или на год: если работа их завершается днем — у хозяина есть весь остаток дня для того, чтобы выплатить заработок; закончилась работа ночью — у хозяина есть весь остаток ночи, но не больше.

Тот же закон действует и в отношении ремесленника, который починил какой-то предмет и вернул его исправленным, как было уговорено, днем. У заказчика есть для того, чтобы заплатить, весь остаток дня, но не больше; если же тот сдал готовую работу ночью — у хозяина для того, чтобы заплатить, есть весь остаток ночи и не больше. Если ремесленник уже совершил необходимую починку, но предмет хозяину не вернул, хозяин не нарушает запрета платить не вовремя, даже если ремесленник сообщил ему, что тот может принести деньги и забрать свою вещь.

Если рабочий или мастеровой пришел в дом работодателя, и все понимают, что он ждет своей платы, то можно считать, что он ее действительно просит (хотя ничего не говорит).

Похожая ситуация (когда работник не просит) складывается в том случае, если работодатель, по договоренности с работником, установил, что будет платить за отработанный месяц 10-го числа следующего месяца. На практике выходит, что десять дней месяца работник зарплату не просит.

Если работник не пришел за деньгами, а вместо этого отправил по почте счет за работу, который обычно прибывает через день-два после завершения работы, заказчик не обязан платить в тот же день, даже если работник после этого сам придет за деньгами. Такое правило объясняется тем, что день завершения работы миновал, а поэтому заказчик (клиент) больше не обязан произвести выплату в самый кратчайший срок. И все же ему надо постараться заплатить как можно скорее.

Обычно рабочие, нанимаясь к кому-то на работу, знают, на каких условиях этот хозяин предоставляет работу. И если известно, что он платит по окончании всей работы, а не ежедневно — он не нарушает запрета, поскольку, раз известно, что он так поступает всегда, рабочие, нанимаясь к нему, имели это в виду.

Ни в коем случае нельзя затягивать срок выплаты. Например, не следует говорить работнику, который пришел просить плату: «Приходи завтра». Причем на следующий день ему снова говорят: «Ну уж завтра тебе точно будет уплачено». И т.д. Такое обращение с работником считается тяжелым грехом.

Приведем список часто встречаемых случаев, когда расчет должен производиться в день окончания работы: приходящая няня (babysitter), частный учитель, репетитор и преподаватель (в том числе учитель Торы), учитель музыки, домработница, любой работник по вызову.

Заповедь своевременной выплаты денег за труд распространяется и на плату за съем недвижимости, будь то жилье или любое другое помещение, например банкетный зал или номер в гостинице. То же самое относится к прокату движимой собственности: автомобиля, мебели, столовых приборов для гостей и пр.

В случае, когда причитающаяся оплата не была произведена в течение длительного времени, нет оснований полагать, будто человек, которому причитается оплата труда (или деньги за проданный им товар), отказался от вознаграждения. Продавец (труда или товара) сохраняет за собой право требовать оплаты даже спустя много лет.

Работодатель, посредник, работник [↑]

В трактате Бава Мециа (Лист 111) говорится о «расщеплении» ответственности. Часто бывает, что работодатель не сам нанимает работников, а обращается к услугам посредника. Агент договаривается с работниками, сказав им: «Хозяин платит столько-то». В таком случае, если хозяин не оплатит их труд вовремя, он не нарушит закон Торы, касающийся сроков выплаты, ведь сам он работников не нанимал.

Также и посредник, который не произносил фразы «Я вам заплачу», материальной ответственности не несет: ведь лично для него работники ничего не делают.

Такие ситуации возникают постоянно, когда всевозможные фирмы по найму набирают строительных и сельскохозяйственных рабочих для работы в других странах. Случается, что этим наемным работникам (гастарбайтерам) не с кого требовать оплату своего труда. И не всегда потому, что кто-то скрылся, а обычно потому, что нет документа, фиксирующего договор между работодателем и работниками. А в посредничающей фирме говорят: мы себе никого не нанимали. Еврейский закон призывает, во избежание таких ситуаций, составлять и подписывать договор, где будут прописаны все условия.

А если нечем платить? [↑]

Может случиться, что в день, когда назначена выдача зарплаты или оплата за съем, у человека не оказывается денег. Поэтому рекомендуется заранее внести в соглашение пункт: «Без обязательства заплатить в назначенный день». Понятно, что подобная оговорка допустима лишь с согласия другой стороны.

Хозяин нарушает запреты: «…не будет ночевать…» и: «…не взойдет над ней солнце…» только в случае, если рабочий требует с него плату, а у того есть деньги, чтобы заплатить; если же рабочий не требует платы, или если он требует, а у хозяина нет денег, он не нарушает запрета. Тем не менее, «Шулхан Арух» говорит, что праведному человеку не стоит оправдывать себя тем, что у него сейчас нет денег, и следует одолжить денег и заплатить рабочему вовремя — ведь он беден, и, возможно, его семье просто нечего будет есть.

О грабеже и удержании долга [↑]

Талмуд (Бава Меция 112) говорит: тот, кто, имея деньги, не платит работнику в день окончания работы, нарушает не одну, а сразу шесть заповедей Торы: запрет удерживать долг (Ваикра, гл. 19, ст. 13); запрет на грабеж (там же); запрет задерживать зарплату (Дварим, гл. 24, ст. 14); повеление оплатить законченную работу до утра (Ваикра, гл. 19, ст. 13), требование заплатить в тот же день (Дварим, гл. 24, ст. 15), закон, по которому работодатель обязан оплатить работу до восхода солнца (там же).

Талмуд выдвигает вопрос: какая разница между удержанием долга (зарплаты) и грабежом? И отвечает: каждый день обещать работнику — «приди завтра, и я заплачу» — это удержание долга. Если же он скажет: «деньги у меня есть, но пока я не хочу их отдавать» — это грабеж.

Абайе (великий амора четвертого поколения) дает иное определение: тот, кто скажет работнику — «я никогда тебя не нанимал», удерживает выплату; тот, кто говорит: «я тебе уже заплатил», грабит работника.

Но работодатель не нарушает ни одного из упомянутых законов Торы, если в день выплаты он направил работника в банк. Даже если банк не выдаст ему деньги (скажем, платежи клиентам приостановлены), работодатель ответственности за это не несет. Естественно, Талмуд подчеркивает, что работодатель остается должен работнику — речь идет только о том, что именно эти законы Торы он не нарушает.

Сколько платить за работу? [↑]

Договорную цену, на которую согласились обе стороны, необходимо строго соблюдать. То же самое относится к оплате труда на основе предварительного соглашения.

Надо знать, что, даже если покупатель (или заказчик работы) считает, что, выплатив часть, он заплатил продавцу (или работнику) «больше, чем следует», это не дает ему права удерживать даже малую часть суммы, установленной их соглашением, и он в любом случае обязан выплатить всю сумму.

Некоторые виды оплат предполагают автоматическую скидку. Но о ней надо договариваться заранее.

Если покупатель, получив товар, платит меньшую сумму, мотивируя свой поступок тем, что он расплачивается своевременно, но предварительной договоренности об этом у него с продавцом не было, то такое действие оправдано только там, где так принято поступать. Иначе будет считаться, что удержаны деньги, причитающиеся второй стороне. Данное положение сохраняется, даже если вторая сторона в принципе не возражает против скидки. Так бывает, когда человек, например, не хочет ссориться с покупателем или работодателем, хотя предпочел бы получить всю сумму без удержания.

Если работа выполнена без предварительной оценки, правильной оплатой будет считаться общепринятая сумма. Но если эта сумма, как часто бывает, неизвестна (поскольку разные торговцы устанавливают разные цены), то остается заплатить столько, сколько запросил продавец или наемный работник. И даже если после спора он согласится, в конце концов, взять меньше, чем требовал вначале, такое соглашение нельзя считать до конца справедливым. Поэтому еврейский мудрец и законоучитель Хафец-Хаим подчеркивал, что во всех случаях настоятельно рекомендуется предварительно договариваться о цене за товар или плате за труд, — за исключением тех случаев, когда покупатель (работодатель) готов заплатить сумму, которую с него запросят.

В Талмуде, например, разбирается случай, когда работодатель нанял работника и не оговорил с ним время начала и конца рабочего дня.

В этой ситуации работник должен придерживаться графика, общепринятого для данного рода деятельности в его городе или стране. Если в том городе большинство подобных ему рабочих начинают трудовой день около восьми утра, работодатель и после заключения контракта может потребовать, чтобы нанятый им работник приходил на работу, скажем, в 7:45, но — не в 6 утра.

То же правило действует и в отношении наемного работника. Если работник сделал для заказчика проект, не обговорив заранее цену, он не может потом требовать, чтобы ему заплатили больше средней цены за такой заказ, принятой в этой области деятельности, плюс шестая часть. То есть если подобный проект на рынке в среднем обходится в 600 долларов, тогда можно попросить 700, но — не больше.

Уважение и справедливость [↑]

Договариваясь об оплате и часах работы, работодатель обязан помнить, что работник — это, прежде всего, человек, а не «рабочие руки». В основе Торы — не «концепция человека», как в коммунизме, а «человек как подобие Б-га». Однако человек обретает свой возвышенный статус лишь в том случае, если в нем видят создание Б-га. Правильно сказано, что любовь к Б-гу находит свое отражение и в том, как оплачивает работодатель труд своих работников и сколько часов он заставляет их работать.

Договариваясь с рабочими, сын раби Йоханана бен Матья сказал им, что, кроме платы, отец будет давать им и еду. Узнав об этом, раби Йоханан возмутился:

— Как?! Ты сказал «еду» и не сказал — какую? Но ведь они могут понять это как им угодно! В конце концов, они дети Авраама, Ицхака и Яакова!

Он велел сыну догнать работников и сказать им, пока они не приступили к работе, что отец имел в виду хлеб и овощи (обычную еду), и спросить, согласны ли они работать на этих условиях. (По агаде из Мишны, трактат Бава мециа 7:1).

Согласно Торе, рабочие имеют право организовать союз, чтобы коллективно защищать свои права, и могут прервать работу, если обстоятельства вынуждают их сделать это.

Талмуд (Бава Меция 112) сообщает об удивительном Законе. Это — особое Установление (такана) раввинов-Учителей, принятое для облегчения реализации стремления к справедливости.

Обычно, если истец требует деньги у ответчика, он должен привести доказательства и получит деньги, либо, когда доказательства не абсолютны, ответчику предоставляют возможность согласиться с иском или дать клятву, подтверждающую его правоту и освобождающую его от уплаты денег.

В вопросах, касающихся оплаты труда, дело обстоит иначе. Если работник утверждает, что работодатель ему не заплатил, а работодатель уверяет, что деньги им отданы, в данном случае не работодатель, а именно — истец (работник) приносит клятву и получает свои деньги.

Почему это так? Талмуд объясняет: между работодателем и работником нет равенства. Работник, как правило, ничего не имеет, кроме своей работы, и оплата его труда для него — средство существования. Работодатель же владеет бизнесом.

Хозяину бизнеса легко забыть, заплатил он кому-то или нет. Труженик, живущий на деньги от своего труда, вряд ли забудет, что деньги за работу он уже получил. Поэтому в порядке исключения, во имя достижения справедливости Учителя разрешили давать клятву и добиваться своего не работодателю, а работнику.

И даже если работник проявляет нечестность, у работодателя есть надежный способ себя защитить. При выплате зарплаты он может всякий раз брать с работника расписку о получении денег.

Обязанности работника [↑]

Тора предъявляет строгие требования не только к работодателю, но и к работнику: и если первый обязан обеспечить соответствующие условия труда и справедливую его оплату, то второй должен работать честно и добросовестно. Тот, кто в рабочее время ведет частные разговоры по телефону без согласия на то хозяина, — тот крадет его время. Ничем, кроме работы, в рабочее время заниматься нельзя. Если человек занят интеллектуальным трудом, он обязан приходить на работу бодрым и выспавшимся. Если это труд физический, надо беречь силы: не работать сверх положенного и есть как следует.

Выводить материалы