Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
При совместной учебе человек более скрупулезно придерживается установленного времени учебы

Суть заповеди изучения Торы такова, что, хотя человек, который учится один, тоже исполняет ее, – все же для лучшего ее исполнения следует как можно больше учиться вместе с другими. Когда много сыновей Израиля собираются вместе для служения Всевышнему, такая учеба больше освящает Его имя. Об этом писал рабейну Йона в книге Шаарей тшува (Шаар 3, 168, см. там). Наши мудрецы пишут (Брахот, 53а), что это же имеется в виду в словах Писания: «Во множестве народа – величие царя» (Мишлей, 14:28).

В трактате Брахот(Брахот, 6а) сказано, что есть отличие между двумя видами учебы. Если человек учится в одиночестве, Б-г устанавливает ему награду – но о его учебе не делается запись в памятной книге. О тех же, кто учатся вместе, сказано в Писании: «Тогда говорили друг с другом боящиеся Г-спода… и написана была перед Ним памятная книга (с именами) боящихся Г-спода и чтущих имя Его» (Малахи, 3:16). И тем более освящается имя Всевышнего, когда учатся вместе десять человек, ибо тогда Шхина опережает их и приходит раньше, чем они соберутся, как сказано: «Б-г присутствует в общине Б-жей» (Теилим, 82:1; см. там в Гемаре). И еще сказали наши мудрецы: «Тора приобретается только при совместной учебе» (Брахот, 63б), – и это – один из сорока восьми путей приобретения Торы, как сказано в Пиркей Авот(6:6): «…в тесном общении с товарищами (по учебе)».  Поскольку мне встречались люди, которые привыкли уклоняться от того, чтобы поучить совместно с другими в Доме учения лист Гемары или главу Мишны, и предпочитают учиться в одиночестве, считая это правильным, я счел нужным поговорить об этом несколько подробнее и показать, что в совместной учебе есть ряд преимуществ.

  1. При совместной учебе человек более скрупулезно придерживается установленного времени учебы. Дурное побуждение, всячески склоняющее человека к тому, чтобы не выдерживать установленное время учебы, в этом случае менее властно над ним, поскольку товарищи по учебе напомнят о времени, и он сам постыдится отделяться от них. К тому же, когда человек учится сам, пропуск того или иного дня учебы не столь уж заметен ему самому; но, посещая постоянный урок в синагоге, он сразу чувствует и помнит, что отстал, видит, что без него уже прошли несколько глав, и старается наверстать. Об этом сказали наши мудрецы: «Зависть (к тем, кто знает больше) умножает мудрость» (Бава батра, 21а).
  2. Очень часто в процессе совместной учебы человек исполняет повелительную заповедь обучать Торе других. Если товарищ по учебе не понимает материал и ему приходится объяснять, то, как сказано в трактате Бава Меция (33а), объясняющий становится его учителем в Торе (см. там).
  3. При совместной учебе человек лучше расширяет круг своих познаний, чем в одиночку, как сказали наши мудрецы в трактате Брахот (63б): «Сказано: "Меч (обрушится) на врагов мудрецов Торы,[1] которые учатся в одиночестве – и глупеют" (Ирмияу, 50:36)». Мало того, такие учащиеся теряют разумение, как сказано у пророка: «глупеют». В трактате Таанит(7а) говорится также: «Почему слова Торы уподобляются огню, как сказано: "Ведь слово Мое подобно огню, – речь Г-спода" (Ирмияу, 23:29)? Чтобы научить тебя следующему: как огонь не может разгореться на одном (куске дерева, а только на нескольких, сложенных вместе), так и слова Торы: тот, кто учится в одиночестве, не может усвоить их надлежащим образом». Сказано также в Шир а-ширим раба (8:16): «Двое товарищей, занимающихся вместе законом, терпеливых и старающихся понять друг друга, – о них говорит Писание: "Тогда נדברוнидберу (говорили друг с другом) боящиеся Г-спода, и внимал Г-сподь, и выслушивал" (Малахи, 3:16), и слово «дибур» [от которого происходит глагольная форма «нидберу»] означает не что иное, как "терпение и старание понять другого", как видно из сказанного в Писании: "ידברядбер (утихомирит) народы под нами" (Теилим, 47:4)». И еще: «если они ошибаются, Всевышний возвращает их на путь истины, как сказано: "И внимал Г-сподь, и выслушал, и написана была перед Ним памятная книга (с именами) боящихся Г-спода и чтущих имя Его" (Малахи, 3:16). Слово וישמעваишма (выслушал) можно перевести также (как драш): "и дал Г-сподь понимание" – им[2]. "Написана была" означает, что Он пишет на сердцах их, как сказано: "И на сердцах их напишу ее [Тору]" (Ирмияу, 31:32). "Памятная книга перед Ним" – Он напоминает им ее [Тору, если они ее забудут]». Воля Всевышнего состоит в том, чтобы человек учился вместе с другими также и по той причине, что при совместной учебе человек лучше расширяет круг своих познаний. Это соответствует толкованию наших мудрецов в трактате Брахот (63б) слов Писания: «הסכת ("аскет", согласно драшу: создавайте группы – для учебы)[3] и "слушай, Израиль" (Дварим, 27:9)», см. там в Гемаре.
  4. При совместной учебе имя Б-га освящается больше (как пишет рабейну Йона, см. выше). Еще сказано в Писании: «Если домогаться станешь ее как денег… тогда постигнешь страх перед Г-сподом» (Мишлей, 2:4- 5). И все мы знаем, что,  если человек стремится заработать и у него есть выбор, какую заключить сделку, притом, что одна из них может принести ему сто зуз (денежная единица), а другая – двести, то он, конечно же, выберет вторую. Точно так же и здесь: все мы знаем сказанное нашими мудрецами (Сифра, Бехукотай, 2:4) [и их слова приводит Раши в недельной главе Бехукотай(Ваикра, 26:8)], что исполнение заповеди многими людьми не идет ни в какое сравнение с исполнением ее немногими. Поэтому несомненно, что лучше и правильнее исполнять заповедь изучения Торы совместно, поскольку в таком случае сила заповеди[4] и заслуга исполняющего гораздо больше.

 

Постараемся теперь понять, насколько любима эта заповедь Всевышним, если в ее заслугу Он проявляет особое, пристрастное отношение к Израилю, столь отличное от Его отношения к другим народам, как говорится об этом в Тана де-вей Элияу зута, гл. 23. Спросила Его мидат а-дин (духовное начало, ответственное за суд в этом мире), почему Он проявляет особое отношение к народу Израиля, тогда как в Торе сказано: «Б-г великий, могучий, грозный, Который не лицеприятствует» (Дварим, 10:17)? И Он отвечает: «Как Я могу не лицеприятствовать Израилю… И еще заслуга их в том, что они преподают (друг другу) Тору, сидят группами и занимаются Торой!» (Это означает: причина Моего особого отношения в том, что они занимаются Торой группами, и это гораздо больше, чем требуется от них для минимального исполнения повелительной заповеди изучения Торы; а делают они это ради того, чтобы еще больше возвеличить славу Мою. Поэтому Я Сам тоже не обращаюсь с ними строго по букве закона [как с другими народами])*1. Еще говорится в Тана де-вей Элияу зута, гл. 14, что после всех страданий и бедствий, которые претерпит Израиль в изгнании, он удостоится избавления именно в заслугу совместного изучения Торы, как сказано там: «Не удостоится Израиль избавления ни за муки, ни за порабощение, ни за скитания, ни за терзания, ни за лишения, ни за то, что не будет у них пропитания, – а только в заслугу десяти, сидящих вместе, и каждый изучает Тору письменную и устную с товарищем своим, и голоса их слышны» (см. там). После того, как мы убедились, сколь велики достоинства совместной учебы, каждому из нас следовало бы прикладывать самые большие усилия для организации такой учебы и поощрять других не бросать ее. Благодаря этому будет имя Г-спода любимо нам еще более, и хорош будет удел каждого из нас и в этом мире, и в грядущем.

*1 Все сказанное здесь относится к тому, кто может учиться в одиночку, – даже в этом случае для него великая заповедь – позаботиться о группе для совместной учебы. Тем более это относится к людям, которые не могут учиться сами и не имеют возможности нанять, каждый для себя, отдельного учителя – насколько же велика их обязанность объединиться, создать группу и нанять для нее учителя, который будет указывать им путь Всевышнего, которым надо идти, и дела, которые им надлежит исполнять! Так они осуществят сказанное нашими мудрецами в Пиркей Авот (1:6): «"Сделай" себе рава (то есть сделай так, чтобы у тебя был рав) и приобрети себе товарища». Не нужно много говорить о том, насколько это важное дело, – ведь без этого каждый останется и без устной Торы, и без письменной, и без знания законов! И что он сможет ответить, когда его спросят обо всем этом на Небесном суде? Об этом сказано в Торе: «Ибо Он – жизнь твоя и долгоденствие твое» (Дварим, 30:20), – ведь жизненная сила человеческой души создается посредством Торы – для вечного пребывания этой души в будущем мире, как я уже подробно говорил в предыдущих главах нашей книги.

Главным в учебе людей (которые не могут учиться самостоятельно) будет изучение законов, чтобы они могли исполнять заповеди Творца; без этого они наверняка будут нарушать многие предписания Торы, как сказали об этом наши мудрецы: «Велико значение учебы, приводящей к практическим действиям» (Кидушин, 40б). Вместе с тем, они должны установить также время для изучения основополагающих книг в области мусара (нравственного учения) и совершенствования душевных качеств. Это поможет им приучить себя к страху перед Б-гом и к тому, чтобы идти прямыми и честными путями во взаимоотношениях с другими людьми и не осквернять, не дай Б-г, Его святого имени. Ведь если у людей, приближающихся к Торе, окажутся дурные душевные качества [склонность к конфликтам и ссорам, нескромность и т. п.], то это само по себе будет большим осквернением имени Всевышнего. Если же они, наоборот, приучат себя идти прямыми и верными путями, то они освятят этим имя Г-спода – поскольку все будут говорить, что Тора Всевышнего помогла им приобрести хорошие качества. Все это мы находим в трактате Йома(Йома, 86а), где наши мудрецы обсуждают стих Торы: «И люби Г-спода, Б-га твоего…» (Дварим, 6:5). Там говорится: «Человек должен быть таким, чтобы благодаря ему люди приобретали любовь к Всевышнему. Он должен учить устную и письменную Тору, быть в тесном общении с мудрецами Торы, вести свои дела с другими людьми честно и достойно. Что же тогда все будут говорить о нем? "Счастлив отец, обучавший его Торе! Счастлив учитель его, обучавший его Торе! Горе тем, которые не учили Тору! Такой-то учил Тору – и вот, смотрите, сколь прекрасны пути его и сколь безупречны дела его!" О нем говорит Писание: "И сказал мне (Б-г): ты – Мой раб, Израиль, в котором прославлюсь" (Йешаяу, 49:3). Но если человек учит устную и письменную Тору, тесно общается с мудрецами Торы, но не ведет своих дел прямо, честно, и не разговаривает с людьми сдержанно и уважительно – что говорят о нем? "Горе такому-то, учившему Тору! Горе его отцу, обучавшему его Торе! Горе учителю его, обучавшему его Торе! Такой-то учил Тору – и вот, смотрите, сколь негодны его дела и сколь неприглядны пути его!» Известно, что грех осквернения Имени Всевышнего – очень страшный грех. Сказано в трактате Йома(там), что грех этот не искупается ни раскаянием, ни Йом Кипуром, ни страданиями; все эти средства только отодвигают наказание за него, и лишь смерть становится расплатой. Так что человек должен чрезвычайно остерегаться (чтобы не стать причиной осквернения имени Всевышнего) – и, несомненно, Г-сподь удостоит его за это великой чести, как сказано: «Ибо чтящих Меня почитать буду» (Шмуэль-1, 2:30).

Во многих городах есть богобоязненные евреи, желающие помочь другим в приобретении заслуги изучения Торы; эти евреи собирают людей со слабыми познаниями в Торе, молодежь и взрослых, и преподают им Писание, Мишну, законы и Агаду (сказания). Прекрасна их доля! Пусть даже то, что они делают, и не столь великое дело, как основание ешивы или талмуд-торы, – то есть то главное, что нужно, чтобы не забывалась Тора в Израиле, поскольку, как говорят, «если нет малых козлят, то нет и взрослых козлов», – но и то, что они делают, в высшей степени важно и свято, и они приумножают этим славу Г-спода. Так как в нашей среде не обращают должного внимания на величие и святость этого дела, я намереваюсь поговорить об этом вкратце на основании сказанного нашими мудрецами. Моя цель – дать возможность многим людям укрепить свой дух, особенно в наше время, когда духовный уровень еврейского народа упал и слава Г-спода на земле уменьшается.

Прежде всего, кроме исполнения повелительной заповеди изучения Торы многими людьми, таким изучением, как известно, буквально «приобретают души». Берут сухие кости и «вдувают» в них дух жизни – потому, что посредством изучения Торы люди достигают страха перед Г-сподом и становятся на прямые пути, приобретая хорошие качества и исполняя на этой основе должным образом заповеди, пока не становятся совершенно другими людьми. Об этом сказали наши мудрецы в трактате Брахот (16а): «Почему упомянуты рядом "шатры" и "потоки вод"?  [В стихах: "Как хороши шатры твои, Яаков, жилища твои, Израиль!  Как ручьи растекаются они" (Бемидбар, 24:5, 6; см. Тосафот там)]. Чтобы научить тебя следующему: как ручьи вод возвышают человека, делая нечистого чистым[5], – точно так и шатры (под которыми имеются в виду Дома учения) возвышают человека, очищая его от грехов и даруя оправдание (на Высшем суде)». Раби Меир, мудрец Мишны, в трактате Пиркей авот (6:1) говорит о том, что все святые качества, такие, как скромность, страх перед Б-гом, любовь к Нему и к людям – все это человек приобретает путем изучения Торы. Также в ее заслугу человек удостаивается вечной жизни – и получить это он может только таким путем, как сказано: «Не думайте, что для вас это пустое дело, – это жизнь ваша» (Дварим, 32:47). И в нашей книге объясняется (в другом месте) на основании стихов Торы и изречений мудрецов, что лишь в этом и состоит жизнь души. С помощью изучения Торы человек также удостаивается в будущем оживления из мертвых. Ведь оживает лишь тот, в ком есть свет Торы, как сказали наши мудрецы в трактате Ктубот (111б), объясняя стих Писания: «"Роса (сияющая) светом (Торы) – роса (животворная) Твоя" (Йешаяу, 26:19); это означает: каждого, в ком есть свет Торы, этот свет оживляет».

Насколько же любимы Г-сподом эти люди, заботящиеся об изучении Торы их братьями, – именно за то, что они обучают Торе народ Израиля, то есть тех, которые называются «Его сыновьями» (Дварим, 14:1), приводя их к жизни в мире грядущем! Об этом сказано в Тана де-вей Элияу раба, гл. 14, по поводу сути Торы – в ответ на вопрос одного человека, спросившего пророка Элияу: почему Всевышний любит Тору больше, чем всех обитателей мира? Элияу ответил: «Сын мой! Потому, что слова Торы приводят людей к оправданию на суде, приучают их к исполнению заповедей и приводят их к жизни в мире грядущем!» Совершенно то же самое относится к тому, кто стремится преподавать Тору сынам Всевышнего, – он тоже любим Творцом больше всех прочих обитатели мира! Ведь Тора сегодня многими людьми заброшена, и, если не найдется того, кто будет стараться преподавать ее сынам Всевышнего, они так и останутся без нее – и без заповедей… А если это так – значит, обучающий сыновей Творца Торе решает их судьбу, готовит их к соблюдению заповедей и приводит их к жизни в грядущем мире – посредством Торы, которую он учит с ними. Сказано в Писании: «Да пребудет слава Г-спода вовеки; возрадуется Г-сподь вовеки» (Теилим, 104:31) – и когда же у Него есть радость от Его дел? Когда сыны Его знают Тору и идут прямыми путями, и Его великое имя становится благодаря им любимым и святым, как сказали наши мудрецы в трактате Йома(86а; см. выше). Если же, не дай Б-г, они будут невеждами в Торе и пойдут кривыми путями – какая радость от них Г-споду? Только печаль [особенно, если Ему приходится наказывать их за грехи, как сказали наши мудрецы в трактате Сангедрин(46а): «Когда человек страдает – что говорит Шхина? (Подобно страдающему человеку, она говорит): "Тяжела мне голова моя; тяжела мне рука моя"»]. И потому – насколько же любим Г-сподом человек, который обучает Его сынов, чтобы они знали Его Тору и творили добро и справедливость пред Ним! Благодаря тому человеку Г-сподь получает радость от сыновей своих, – и сколько радости и наслаждения получит он сам за свои дела, и притом – радости вечной! Люди, помогающие другим приумножить свои заслуги, удостаиваются за это сыновей, великих в Торе, которые тоже помогают народу Израиля приумножить заслуги в Торе и заповедях, как говорится в Тана де-вей Элияу раба, гл. 8. Там рассказывается об Элькане (отце пророка Шмуэля, см. в начале книги Шмуэль-1), который старался приумножить заслуги Израиля, побуждая людей совершать паломничество на праздники (как заповедано – в Песах, Шавуот, Суккот) в Мишкан. «Ты помог Израилю, – сказал ему Всевышний, – чтобы его заслуги превзошли провинности; ты приучал его к исполнению заповедей, и многие приумножили благодаря тебе свои заслуги. Клянусь – Я произведу от тебя сына, который сделает так, что заслуги всего Израиля превзойдут провинности его, твой сын будет приучать весь Израиль к исполнению заповедей, и многие приумножат свои заслуги благодаря ему!»

Да не покажется все это дело незначительным большим мудрецам Торы: пусть, мол, обучением малосведущих занимаются другие, а я не должен наносить ущерба своим занятиям Торой ради них. Это неверно! Действительно, там, где нет больших мудрецов, пусть каждый, кто боится Б-га и дорожит словом Его, поторопится исполнять это святое дело, и ему помогут с Небес; но, если этим займется большой мудрец Торы – результат будет гораздо лучшим. Ведь послушать его придут очень многие, и он будет обучать их верным путям и делам, которые им надлежит делать. А об ущербе для собственных занятий Торой он может совершенно не беспокоиться: ведь сказано в Тана де-вей Элияу раба, гл. 13, что в заслугу преподавания Торы многим людям Всевышний открывает преподающему глаза, добавляет ему мудрости и разумения: «Если мудрец Торы преподает ее многим людям в народе  Израиля ради имени Г-спода, не разбирая богатых и бедных, и обучает всех одинаково, как устной Торе, так и письменной, то Б-г являет ему Свое милосердие и дает ему мудрость и знание, разумение и постижение, и дает ему удел вместе с Авраамом, Ицхаком и Яаковом. И о нем говорит пророк: "За труды души своей увидит (добро), насытится. Мудростью своей оправдает праведника раб Мой перед многими" (Йешаяу, 53:11)».

О самой необходимости собираться в группы для такой учебы, особенно в субботу, Всевышний предупреждал еще Моше, как говорит Мидраш Танхума, гл. Ваякъэль (Ялкут Шимони, начало гл. Ваякъэль). [Я приводил это выше, в 6-й главе]. Сказано в Торе: «И собрал Моше все общество сынов Израиля» (Шмот, 35:1); говорит об этом Мидраш: «Сказал Святой творец Моше: созывай большие собрания и разъясняй там народу законы субботы, чтобы будущие поколения научились у тебя созывать общину каждую субботу и собираться в Домах учения – обучать Израиль и разъяснять, что запрещено и что разрешено по закону Торы, чтобы Мое великое имя прославлялось среди сынов Моих». Хотя сама по себе обязанность изучать Тору существует каждый день – в субботу она больше, поскольку суббота для того и предназначена, и весь народ свободен в этот день от работы. У занимающихся такой учебой есть большая заслуга, поскольку она предотвращает нарушение закона.

Саму же учебу следует вести так, чтобы все члены группы повторяли друг с другом каждую мишну, каждую тему и каждый закон, который они проходили  со своим учителем,  и  только  после  этого  он  начинал  бы  с  ними  следующую мишну, тему или закон. Такая система имеет несколько преимуществ. Прежде всего, повторение позволяет запомнить изучаемый материал, как говорится в трактате Эрувин, гл. Кейцад меарвин(52а). И сказано в Шулхан Арух(Йоре дэа, Илхот талмуд Тора 246:22), что тот, кто проговаривает устами изучаемое, не скоро его забывает. Еще там упомянуто о том, что сказал Шмуэль раву Йеуде: «Открой уста свои и учи (буквально – "повторяй устами"), как сказано: "Ведь жизнь они (слова Торы) для למוצאיהםлемоцъэйем (нашедших) их" (Мишлей, 4:22) – и это можно трактовать как למוציאיהם – лемоциэйем (произносящих) их устами». Также все исполняют при этом повелительную заповедь Торы: «И обучайте им сыновей своих, говоря о них… (то есть обсуждая вслух слова Торы)» (Дварим, 11:19) [поскольку здесь идет речь именно о повелительной заповеди изучения Торы, как сказано в Кидушин, 29б], основа которой – произнесение устами. Кроме того, тем, что вся группа учится вместе, оказывается большое уважение Творцу. Я уже писал выше о том, насколько велико и любимо Им совместное изучение Торы – настолько, что за это Он совершенно по-особому относится к народу Израиля. И окончание нашего изгнания наступит только в заслугу такой учебы – когда читают Писание и учат Мишну друг с другом вместе [здесь тоже имеется в виду, что главное – чтобы учащиеся проговаривали изучаемое своими устами].

Говоря о том, чему учить недостаточно подготовленных людей, я уже упоминал в примечаниях к этой главе (начиная со слов «И главным в учебе таких людей…»), что основное для них – законы; очень важно сообщать им о законах, установленных Б-гом, и Его указаниях, а также назначать время для занятий, исправляющих душу человека, чтобы наставлять его на прямой путь, которым следует идти, совершенствуя свои душевные качества. Подобное этому находим у нашего учителя Моше, мир ему, который сказал своему зятю Итро, что будет сообщать народу о законах Б-га и Его учениях (см. Шмот, 18:16), а Итро ответил ему, что также и другому (добрым качествам и т. д.) нужно обучать народ, как сказано: «И сообщишь им о пути, которым им надлежит идти, и дела, которые им следует делать» (там, 18:20), – и наши мудрецы объясняют (Бава меция, 30б), что в этом стихе имеются в виду душевные качества: «"Путь" – это проявление качества хесед; "которые им следует делать" – (поступать в отношениях между людьми) милосерднее, чем следует согласно букве закона» – чтобы уже в начале своей учебы учащиеся, идя прямыми путями, помогали приумножать в мире любовь к Творцу; от этого зависит приумножение заслуг многих людей (ведь, хотя сама Тора тоже приводит человека ко всем хорошим качествам, ее изучение делает это лишь спустя значительное время, после того, как будет выучено очень многое)[6].

Хотя все это было важно и в прежних поколениях, и есть много высказываний наших мудрецов о том, как преподавать Тору другим, тем более – большому числу людей, сегодня все это стало еще более важным и актуальным. Ведь известно, что человек без Торы подобен слепому, который ощупывает путь перед собой во тьме и каждую минуту может упасть, свернув с прямой дороги, из-за многочисленных ям и препятствий, как сказано: «Светильник для ноги моей слова Твои, и свет для тропы моей» (Теилим, 119:105), и также сказано: «Заповедь Г-спода ясна, просветляет очи» (Теилим, 19:9). Ведь без света Торы человек, даже не желая того, будет нарушать запреты и встречать на пути большие препятствия из-за своего сильного дурного побуждения, ибо он подобен слепому, который не в состоянии остерегаться сам. Хотя слепой иногда может уберечься самостоятельно на знакомой и привычной дороге, зная, что она пряма и нет на ней препятствий, и может одолеть ее неспешно и благополучно, – но если приведут его в незнакомые места, где дороги ему неведомы, и они действительно запутаны и полны препятствий, то он будет в великой опасности, если будет ходить там сам. Точно так и в нашем деле: если раньше евреи жили на своих насиженных местах и человек, лишенный света Торы, благополучно шел верным путем в течение всей своей жизни, ибо шел он путями отцов по указаниям мудрецов, освещавших путь всей общине, – то теперь, когда евреи разбросаны повсюду, скитаются по всем концам земли, попадают на новые места и должны идти новыми путями, запутанными и полными препятствий, – в такое время лишь тот, чьи глаза озарены светом Торы, может надеяться, что не споткнется.


[1] Сказано «на врагов мудрецов Торы», а не на самих мудрецов, поскольку существует обычай «переносить» проклятия с Израиля на его врагов.

[2]Драш основан здесь на том, что глагол с корнем שמעшма – означает также "понимание"; Б-г даст им понимание, чтобы они увидели и исправили свою ошибку.

[3] Для целей драша слово аскет делится на два: ас-кет. Ас трактуется по созвучию как асу – «делайте, создавайте», а кет трактуется как кат – «группа».

[4] Например, способность Торы исправлять того, кто ею занимается, ограждать его от греха, и даже более того – исправлять окружающих, весь еврейский народ и даже весь мир, о чем наши мудрецы говорят во многих местах.

[5] Когда в них окунаются, как при окунании в микву.

[6] Очень важно также, чтобы преподаватель нес ученикам свет Торы, чтобы учеба была интересной и захватывающей – так, чтобы сегодняшние ученики привели завтра новых (примеч. редактора).