Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Важно не изучение философии или психологии, не критика других людей или дурных побуждений, а учение Мусар — то, что человек учит о себе и для себя, чтобы по-настоящему изменить самого себя»Рабби Элияу Элиэзер Деслер
Приняв на себя бремя Торы, человек приобретет расположение в глазах Всевышнего; принятие бремени Торы поможет устранить саму причину наказания — так, чтобы не было у него провинности, влекущей наказание

Отмечу здесь также следующее. Всем известно, насколько велики бедствия нынешнего времени, но мы видим собственными глазами, что даже тех, кто от них спасся, постигают в конце концов с Небес несчастья: болезни, не дай Б-г, или нищета, или что-то еще. Бывает, что все происходит сразу, а иной раз растягивается на годы, но, во всяком случае, мы ясно видим, что находимся в горниле тяжких испытаний. Нет почти никого, даже одного из тысячи, кто сумел бы их избежать; в наши дни невозможно не видеть этого. Когда мы глубоко задумываемся о бедах нашего времени, то видим такое, чего не было в прежних поколениях. Причина же всему этому — в том, что мы сбросили с себя, из-за многих наших грехов, бремя Торы, и из-за этого постигают наше поколение все беды, в соответствии со сказанным в Пиркей Авот (3:5)[1], и о том же говорится в Писании: «Как язык огня съедает солому, и как сено тлеет в пламени, и цвет их поднимется, как пыль, — так корень их станет тленом, ибо отвергли они Тору Г-спода» (Йешаяу, 5:24). Я привел изречение наших мудрецов на эту тему (Ялкут Шимони, Йешаяу, 404) в книге Шмират а-лашон, Шаар а-Тора, гл. 4, см. там.

А вот как объясняют наши мудрецы стих Торы: «Голос, голос Яакова, а руки — руки Эсава» (Берешит, 27:22): «Все время, пока “голос Яакова” звучит в Домах молитвы и в Домах учения, “руки Эсава” не властвуют над ним, а если не звучит — “руки — руки Эсава” (властвуют)» (Берешит раба, 65:20); так осуществляется для нас то, о чем сказали наши мудрецы (Йома, 28б): «Каждый, кто забыл одно слово из выученного им (в Торе), приводит этим к тому, что его сыновья отправляются в изгнание[2], как сказано: “Как забыл ты Тору Б-га твоего — так и Я забуду сынов твоих” (Ошеа, 4:6)». Человек обязан задуматься над этим и понять, что когда к нему приходит какое-то облегчение от бедствий нашего времени, он должен немедленно воспользоваться этим и удалиться в Дом учения на несколько лет, говоря себе: «Будет хорошо и правильно послужить Творцу именно в эти годы, — а что бы было со мной, если бы я был похож на остальных моих товарищей (которые не делают этого)?» И тогда суровость наказания будет смягчена для него с Небес в соответствии с самой сущностью наказаний: после того, как человек принял на себя бремя Торы, на нем теперь нет никакой вины, из-за которой он должен был бы страдать. Более того, он наверняка больше не будет терпеть новых бед — как сказали наши мудрецы (Тана де-вей Элияу раба, гл. 6): «Когда видишь, что беды подстерегают и преследуют тебя, — поторопись в комнаты, где учат Тору, и беды сразу поторопятся покинуть тебя, как сказано: “Иди, народ Мой, войди в комнаты свои, и закрой двери свои за собой… пока не пройдет гнев” (Йешаяу, 26:20)». Но если человек не делает этого и думает, что он теперь избавлен от своих бед и сам собой распоряжается, — он похож на того, кто меняет мешок плохого товара (то есть свои прежние беды) на мешок с каким-то другим товаром и радуется, но через какое-то время обнаруживает, что мешок полон камней… Именно так: с Небес заменяют его прежнее наказание каким-то другим[3].

Чему это можно уподобить? Одного человека оклеветали, будто он делает что-то незаконное с точки зрения властей. Пришел стражник, который должен был отвести его в тюрьму, и он оказался его хорошим приятелем. Тот человек уговорил и умилостивил его, чтобы оставил его в покое; стражник ушел, и тот человек очень обрадовался. Но это была радость глупца: разве у властей мало стражников? Прислали другого, и тот человек оказался в тюрьме! Что же он действительно должен был делать, чтобы избавиться от неприятностей? Обращаться в высшие инстанции и доказывать там свою невиновность — в надежде, что они вынесут по его делу благоприятное решение! Точно так и с нами: все попытки и усилия, которые мы предпринимаем в этом мире, пока они направлены лишь на того или иного человека, — а ведь любой из людей по отношению к Творцу менее важен, чем даже самый ничтожный стражник [как сказал Даниэль (4:32): «А все живущие на земле считаются ничем перед Ним»], — ни к чему не приведут. Разве мало у Всевышнего посланников для исполнения Его воли? Наверняка будут присланы другие, и об этом сказано: «…обрушит Г-сподь удары… и болезни злые и верные» (Дварим, 28:59), — и объясняют наши мудрецы: «болезни “верные” — верные своему предназначению; или придет бедность, не дай Б-г, или что-то еще» (Авода Зара, 55а). Человек должен делать то, за что он приобретет расположение в глазах Всевышнего, и что устранит саму причину наказания — так, чтобы не было у него провинности, влекущей наказание. Этого можно достичь, приняв на себя бремя Торы. Тогда наказание наверняка будет устранено в самой основе, и беды человека «убегут» от него, как говорилось выше.

Если человек должен (в таких обстоятельствах) принять решение о женитьбе, то было бы правильно заранее сообщить своей избраннице и ее родным, что он обязан на какое-то время оставить дом ради изучения Торы. Даже если он не сможет оставить дом на столько лет, сколько нужно, за один раз, он все же должен знать, что в любом случае обязан исполнить свой долг, разделив срок.

Было бы хорошо и правильно, даже обязательно, провести все то время, которое человек желает отдать Всевышнему ради Его Торы, вне своего дома. Ведь только это и есть принятие бремени Торы во всей полноте, и оно засчитывается в заслугу Г-сподом в гораздо большей мере. Об этом сказали наши мудрецы в Шир а-Ширим раба (8:14), трактуя стих: «Эта тысяча — тебе, Шломо, а двести — стерегущим плоды его» (Шир а-ширим, 8:12). Они сказали: «Тысяча — (это награда) изучающим Тору вдали от своего дома, а двести — тем, кто изучает ее, оставаясь дома». Тем не менее, если это невозможно, человек должен приложить все усилия, чтобы, даже оставаясь у себя дома, учиться требуемое число лет, отдавая все время только Торе. Но этот долг нельзя исполнить, лишь выделяя для занятий определенное время в течение дня, поскольку это не называется «принятием бремени Торы»: таковым может быть только полное посвящение себя занятиям Торой.


[1] Там сказано: «Со всякого, кто принимает на себя бремя (изучения) Торы, снимают бремя обязанностей перед властью и бремя заботы о пропитании. А на каждого, кто сбрасывает с себя бремя (изучения) Торы, возлагается бремя обязанностей перед властью и бремя заботы о пропитании». Рабейну Йона объясняет смысл этого так: человека, принимающего бремя Торы, удостаивают особой заботы и охраны с Небес, чтобы дать ему возможность и время заниматься Торой, довольствуясь малым. И наоборот: если человек сбрасывает с себя бремя Торы, его лишают охраны с Небес и отягощают заботами и бедами.

[2] Когда выученное человеком в Торе, то есть его духовное порождение, оставляет его, как бы уходя в изгнание, это приводит к тому, что идут в изгнание сыновья — его физическое порождение (Бен Йеояда).

[3] Это очень напоминает то, что было в Египте, когда одна казнь сменяла другую: по окончании каждой казни фараон и слуги его чувствовали облегчение, думая, что все позади, и не хотели устранить саму причину наказания, отпустив сынов Израиля. А через какое-то время их постигала новая, еще более тяжелая казнь.


Ицхак — сын праотца Авраама и отец Яакова. Он был готов отдать свою жизнь ради воли Творца, будучи связанным и возложенным на жертвенник. Читать дальше

Недельная глава Хаей Сара

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава Хаей Сара

Избранные комментарии на недельную главу Толдот

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Яаков и Эсав были близнецами, но их физическое и духовное строение отличалось. Несмотря на образование, полученное дома у Ицхака и Ривки, братья были диаметрально противоположными друг другу.

Храм — связь миров

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Иерусалим, Сион, Бейт а-Микдаш. Здесь встречаются миры; здесь высший духовный мир перетекает в мир низший, физический. Именно здесь началось Творение, формирование самого пространства, распространившегося до масштабов вселенной, и в этой же точке был создан человек.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваера 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы