Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Царство, которое на небесах, подобно земному царству

В предыдущих главах мы обсудили в какой-то мере вопрос о величии святости Торы; в этой главе поговорим о величии обязанности, возложенной на каждого еврея, имеющего представление об этой святости: укреплять основы Торы и страха перед Б-гом, чтобы не дать им исчезнуть, не дай Б-г. И вот что я намереваюсь сказать по этому поводу. Известно сказанное в Тана де-вей Элияу раба, гл 11: «Быть может, ты спросишь: двадцать пять тысяч, которые были убиты в Гивъат-Биньямине[1], — почему они погибли? Потому, что членам Большого Сангедрина (то есть величайшим мудрецам Израиля), основанного Моше, Йеошуа и Пинхасом, следовало бы подпоясаться, подобрать повыше полы одежды и обходить снова и снова все города Израиля: в один день прийти в Лахиш, в другой — в Бейт Эль, потом — в Хеврон, потом — в Иерусалим, и повсюду обучать народ… А они не делали этого. Вместо этого, когда народ вошел в землю Израиля, каждый из тех мудрецов удалился в свой виноградник, к своему вину, к своему полю, говоря себе: “Да будет покой душе моей!” Они не хотели слишком утруждать себя… А когда в колене Биньямина началось беззаконие и Б-г вознамерился разрушить из-за этого весь мир, Он сказал так: “Я дал им эту землю только для того, чтобы они изучали письменную и устную Тору, занимались каждой темой в ней в свой час и изучали бы дерех эрец (пути и правила достойного поведения)”. И вот — из-за пренебрежения Торой и дерех эрец в Гивъат-Биньямине (многие жители там погрязли в самых страшных грехах, и остальные колена) пошли на них войной, в которой погибли (в общей сложности) семьдесят тысяч человек. Кто же убил их всех? Я бы ответил: никто другой, как члены Большого Сангедрина, который основали Моше, Йеошуа и Пинхас бен Элазар!»

Из этого мы можем понять, какая большая ответственность возлагается на каждого еврея, который может тем или иным образом принести своей Торой пользу народу Израиля, и насколько обязан он не допускать себе в этом поблажек. Это — часть заповеди Торы (Дварим, 6:5): ואהבת את ה' אלקיך — (И люби Г-спода, Б-га твоего). Не сказано: תאהב את ה' (что может означать только «люби — ты сам»), а сказано именно: ואהבת את ה' (и это можно толковать иначе): побуждай других, чтобы они тоже любили Г-спода, как сказано в Сифри (гл. Ваэтханан, п. 32): «ואהבת את ה' אלקיך — делай так, чтобы его любили люди, как это делал наш праотец Авраам». Ведь именно занятия Торой приводят человека к любви к Г-споду, как уже говорилось об этом в гл. 12.

И потому — пусть не говорит человек: «Кто я такой — охранять ограду Торы, чтобы она не пошатнулась?» Во-первых, известно сказанное нашими мудрецами: «Всякий, кто может протестовать против (недостойных) дел своих домочадцев, но не делает этого — несет ответственность за их грехи. Тот, кто может протестовать против дел жителей своего города, но не делает этого — несет ответственность за грехи жителей своего города» (Шабат, 54б). Если жители города в состоянии содержать ешиву или талмуд-тору, но не делают этого, то они совершают огромный грех, как сказали наши мудрецы в трактате Шабат (119б), и об этом также сказано в Шулхан арух, Йоре дэа, 245:7.

То же самое относится и к тому случаю, когда человек в состоянии сам преподавать Тору другим, но ленится это делать. Это — тоже тяжкий грех, как сказали наши мудрецы в Мидраш Мишлей, гл. 11, по поводу стиха: «Есть растрачивающий — а у него прибавляется, а другой воздерживается от доброго дела — и теряет» (Мишлей, 11:24). Вот что они сказали: «Каждого, кто препятствует распространению Торы, не желая преподавать ее, ангелы служения в будущем сделают подобным решету[2]. И это не все — даже зародыш в утробе матери проклинает его, как сказано: “Удерживающего у себя хлеб (намек на Тору) проклинает народ — но благословение на челе продающего"” (Мишлей, 11:26). Сказано: “Встречаются богач и бедняк; Творец их обоих — Г-сподь” (Мишлей, 22:2); мидраш Ваикра раба, гл. Беар (34:4) объясняет: “"Богач” здесь означает “богатый Торой”, а “бедняк” — “бедный Торой”. Сказал тот бедняк богачу: “Обучи меня одной главе Мишны” — а тот отказался, сказав: “Чего ты хочешь: чтобы я обучал тебя главе Машкин или главе Меэйматай коръин эт Шма?[3] Учи это с кем-нибудь таким же, как ты сам!” (На это отвечает ему Писание): “Творец их обоих — Г-сподь!” Это означает: Тот, Кто сделал того богача мудрым в Торе, может сделать его невеждой[4], — и Он же, сделавший бедняка невеждой, может сделать его мудрецом»[5].

Следует задуматься также и о том, что царство, которое на небесах, подобно земному царству. Согласно обычаю, когда царь проезжает какую-нибудь провинцию своей страны, в ее главном городе наместник той провинции сопровождает его и едет впереди его колесницы до границы города. А когда царь проезжает менее крупный город, его подобным же образом сопровождает менее крупный вельможа, который там правит, и оставляет его на границе подчиненной ему области. А когда царь проезжает деревни, его сопровождают совсем мелкие чиновники [ничтожные в сравнении с прежними], и все провожают царя до границы подвластных им владений. А теперь подумаем: разве можно сказать, что кто-то из этих последних так же важен, как наместник провинции, поскольку он тоже сопровождает царя? Истина состоит в том, что каждый из них обязан изо всех сил охранять колесницу царя, пока тот остается в пределах его границ, чтобы с царем не случилось ничего плохого. Точно так же и в нашем деле. Творец создал мир, чтобы он существовал шесть тысяч лет, после чего должен наступить «день, который весь — суббота и покой», то есть мир грядущий, как сказали наши мудрецы (Рош а-шана, 31а). И вот, слава Г-спода проходит в мире перед всеми созданиями на протяжении всех шести тысяч лет — как известно, «полна вся земля Его славой». И каждый, кто знаком хоть немного с Творцом, с тем, что Он Царь всей земли, Который дает существование и жизнь всему, должен оберегать из всех своих сил в течение всей своей жизни колесницу святой славы Его, чтобы не случилось с ней ничего плохого.

В первых поколениях (еврейского народа) были святые пророки, наставлявшие людей оберегать славу Всевышнего; они терпели любую муку и позор ради Его славы, как говорится об этом, например, у пророка Ирмияу в нескольких местах. Наши мудрецы (Сифри, гл Беаалотха, 91) говорят, что в момент, когда Моше и Аарон были назначены руководителями народа, сказал им (Б-г): «Знайте, что вы идете на это, понимая, что вас будут проклинать и (угрожать) побить камнями». Впоследствии (в эпоху Второго Храма) пришло поколение мужей Великого собрания; они тоже много страдали от появившихся в их времена цдуким и бейтусим (отрицавших основы веры). Потом были поколения танаим (мудрецов Мишны), за ними — амораим (мудрецов Гемары), а за теми — савораим (то есть разъясняющие устную Тору) — уже после завершения Талмуда. Потом были поколения первых гаонов (то есть великих в Торе), за ними — поколения р. Альфаси, Рамбама и Роша, и все поколения великих мудрецов, которые были до нас. Все они, стоя на страже, изо всех своих сил оберегали славу святой колесницы Всевышнего — до нынешнего, последнего поколения. Так теперь и мы, «маленькие стражники», сопровождающие колесницу Шхины во все дни нашей жизни, обязаны изо всех сил охранять эту святую колесницу, чтобы не посягнула на нее чужая рука. [Что такое колесница? Это святая и вызывающая трепет Тора Г-спода; на ней пребывает свет Его, как сказано в Тана де-вей Элияу раба (гл. 5), где объясняется стих Писания (Млахим-2, 2:11): «И вот — огненная колесница и огненные кони» — те, которые видит пророк Элиша; они означают письменную и устную Тору соответственно].

«Охрана колесницы» состоит в том, что человек прикладывает все усилия, чтобы поддерживать существование Торы (всеми путями). Это включает распространение знаний Торы преподаванием — если Б-г одарил его способностью к этому, содействие основанию талмуд-торы для детей и ешивы для взрослых, а также поддержку и содержание этих учебных заведений. Все это — основа, необходимая для существования Торы и заповедей, чтобы не забылись они, не дай Б-г, среди народа Израиля. Все это само по себе увеличит славу Г-спода в мире, и Он водворит на земле Свою Шхину посредством света Своей Торы, как сказали наши мудрецы: «Нет у Г-спода в мире Его ничего (истинно важного), кроме четырех амот алахи (места, где изучают закон)» (Брахот, 8а).

Сколь же велика заслуга такого человека! Это имел в виду Раби, говоря о раби Хие (Бава меция, 85б): «Сколь велики дела раби Хии, который прибегал к любым ухищрениям ради того, чтобы не забылась Тора в Израиле в его дни!» Тем более — в наше время, когда, из-за многих наших грехов, расшатаны основы Торы — награда такого человека будет чрезвычайно велика, как сказано об этом в Иерусалимском Талмуде, гл. А-роэ (Брахот, 9:5). [Я поместил этот отрывок в Шмират а-лашон, Шаар а-Тора, гл. 1, см. там][6].

Такие люди называются «полководцами», воинами, ведущими войны Всевышнего. Войны эти Израиль ведет во всех поколениях, когда поднимаются против него во множестве враги, пытающиеся помешать изучению Торы и исполнению заповедей, данных нам Творцом. И те (праведные люди) постоянно укрепляют свою душу, чтобы постоять за свою веру и упрочить свою Тору; это знакомо нам со времен мудрецов Гемары, как и в другие времена. О том же говорится в Пасхальной агаде: «В каждом поколении поднимались против нас», — и так до наших дней, когда мы приближаемся уже к концу этой продолжительной войны. От всей этой столь длинной, нескончаемой войны уже истощились наши силы [другими словами, приходят все более слабые поколения, менее способные укреплять Тору и нашу веру, — оттого, что слишком уж много времени прошло с тех пор, как мы лишились Дома жизни нашей (Храма), и от невзгод, преследующих нас во все времена, и оттого, что мы столь рассеяны по всему миру]… А война против нас, между тем, усиливается — все больше и больше бед обрушиваются на нас, непрестанно сменяя друг друга, — и вот уже почти совсем истощились наши силы и не может уже более рука наша сдерживать натиск врага. Военачальников [наших великих мудрецов Торы, людей веры, закрывающих пролом в ограде, ведущих войну в воротах города] — тоже не стало! Потеряли мы их из-за многих наших грехов, и теперь мы — как заблудившиеся на вершинах гор, и, как сказано: «нет спасения и поддержки» (Дварим, 32:36). Но, при всем этом, не дай нам Б-г проявить слабость в час беды! Мы обязаны собраться с остатками сил и вступить в сражение против наших врагов, намеревающихся пробить брешь в рядах нашего народа — как и всех остальных бедствий, идущих на нас, чтобы оторвать нас от нашей Торы и нашей веры. Ведь мы уже приближаемся к концу войны, и если сейчас не соберемся с силами — окажется, что понапрасну воевали все это долгое время, жертвуя всей душой и всем нашим достоянием, до сегодняшнего дня!

Так сколь же велика заслуга людей, укрепляющих себя в этот час, делающих все возможное, чтобы собрать свои силы и вступить в сражение — наперекор всем бедам нашего времени! Они ищут средства и способы возвеличить Тору и заповеди, чтобы не была забыта Тора в народе Израиля, не дай Б-г, — и с этой целью собирают людей для изучения Торы.

Заслуга их в наши дни гораздо больше, чем в прошлом. Ведь нельзя сравнить заслугу того, кто добровольно берет на себя обязанность возвеличивать славное имя царя в спокойное время, когда войско многочисленное и сильное, с заслугой того, кто вступает в войну в час, когда война усиливается и слуги, помогающие царю, малочисленны, ослабели от тягот войны, и царь попадает в тяжкую беду… Такой человек, несомненно, заслужит великую любовь царя; он будет приближен и удостоится чести стоять перед царем и видеть его лицо — после победы в войне. Точно так — и с нами, как сказано в Писании: «И коаним (священнослужители из колена) левитов, сыны Цадока, которые несли службу в святилище Моем, когда отступили от меня сыны Израиля, — они-то приблизятся ко Мне, чтобы служить Мне, и стоять будут предо Мной, чтобы приносить в жертву тук и кровь, — слово Г-спода Б-га!» (Йехезкель, 44:15). Подобное сказано также о царе Давиде, мир ему; давая завещание сыну Шломо перед своей смертью, он сказал: «А сынам Барзилая Гилъади окажи милость, и пусть они будут среди тех, кто ест за столом твоим, ибо так же и они пришли ко мне, когда я бежал от Авшалома, брата твоего» (Млахим-1, 2:7). [Точно так же верно и обратное: когда кто-то в наши дни проявляет нерадение в том, чтобы укреплять славу Г-спода и Тору Его, грех его гораздо больше, чем в прежние времена: ведь он показывает, что не волнуется за честь Царя в тяжкий для него час, когда слава Его на ущербе, как мы говорили выше. Подобное писал Рош в сборнике ответов на вопросы — о том, что если человек проявляет нерадивость в такой час, грех его гораздо больше: он видит, что Царь в большой беде, но сердце его остается безучастным к этому].

По-видимому, именно на это намекал наш учитель Моше, мир ему, в конце своих слов, обращенных к народу Израиля: «Хорош твой удел, Израиль! Кто подобен тебе, народ, спасаемый Г-сподом, защитником и помощником твоим! Ведь Он — меч славы твоей! Отказываться (от прежней вражды) будут перед тобой враги твои, а ты будешь попирать высоты их» (Дварим, 33:29). И Моше здесь ведет себя как военачальник: в час, когда война стала так тяжела и нет ей конца; когда устали и ослабли воины, не могут уже дальше сражаться, а ядра и стрелы сыплются дождем, — он приходит к ним в минуту короткого отдыха укрепить их сердца, говоря: «Смотрите же, вы сражаетесь за корону царя! Когда вы одолеете врага и царь ваш будет увенчан победной короной — сколько даст он в удел каждому из вас богатства и почета! Ведь вы воевали, не щадя своих жизней, за его корону!» Ясно, что в войне двух обычных царей неизвестно, кто победит в конце, поскольку вторая сторона тоже получает поддержку в тех же самых словах от своих военачальников. Но в войнах Всевышнего, которые мы ведем за укрепление Его Торы, которая не что иное, как корона Царя царей, — хотя война эта и очень жестокая, в конце ее мы обязательно выйдем увенчанные победной короной! Ведь рука Г-спода «облечена мощью; десница Твоя, Г-споди, сокрушит врага!» (Шмот, 15:6).

Таковы были слова великого военачальника, нашего учителя Моше, мир ему, обращавшегося к нам голосом Г-спода, исходившим из горла его, видевшего наперед все, что должно было произойти с нами с его дней и до конца времен. Он как бы говорит (обращаясь и к нам сегодня): «Хорош твой удел, народ Израиля, — вы ведете войну Г-спода [против врагов Торы] и наверняка победите в ней!» — в этом смысл его слов: «Кто подобен тебе, народ, спасаемый Г-сподом!» (Дварим, 33:29). Другими словами, спасение ваше — это спасение, которое придет от Всевышнего (см. комментарий Раши там). Ведь вы действительно наверняка будете спасены — потому так хорошо ваше будущее и так замечателен ваш удел! Можно сказать о людях каждого поколения, в дни которого война была особенно тяжелой, что удел их особенно прекрасен, ибо они сражались за корону Г-спода в час беды и невзгод — за то, чтобы не была осквернена врагом честь Его, не дай Б-г.

И Моше продолжает (там): «…защитником и помощником твоим!» Это означает: в дни той войны, пока еще Всевышний не пожелал, чтобы она закончилась, Он, тем не менее, защищает нас каждый миг, ведь без Его помощи и спасения мы не могли бы устоять так долго. [И об этом говорится в Пасхальной агаде: «Г-сподь спасает нас». Подобное рассказывает и Мидраш Танхума, гл. Толдот, п. 5, — о том, как (римский император-злодей) Адриянус сказал раби Йеошуа бен Ханании: «Велика овца, стоящая меж семидесяти львов», — а тот ответил ему: «Велик пастух, спасающий и охраняющий ее!»]. А в конце Он явится как «меч славы твоей» (далее там); это означает: в тот момент мы выступим как одержавшие полную победу «мечом славы нашей» в той войне [это будет, когда придет царь Машиах] — и тогда все наши ненавистники превратятся в любящих нас и отрекутся от той ненависти, которая была у них к нам прежде[7].

Завершаю мою книгу следующим. Вглядитесь, братья мои, опомнитесь, и примите эти слова близко к сердцу — старайтесь укреплять Тору всем сердцем и всей душой, каждый — в своем городе и в своем месте, по силам своим, изыскивая все возможные способы возвеличить Тору, собирая учеников, основывая ешивы и талмуд-торы, чтобы не забылась Тора в этот тяжкий час! А тот, кто может сам преподавать Тору, будь то письменная Тора, или Мишна, или Гемара, — пусть не ленится делать это, чтобы не быть наказанным, не дай Б-г! Об этом наказании говорит Мидраш Сифри, гл. Шлах, п. 6, по поводу стиха Торы: «Ибо слово Г-спода презрел» (Бемидбар, 15:31); и сказал раби Меир: «Это — о том, кто сам учит Тору, но не обучает ей других». Любовь же Г-спода к тем, кто старается обучать других в наши дни, поистине бесконечна. И еще: чем больше изучают Тору — тем больше предотвращают бедствий, которые несет с собой наше время, и снимают с народа Израиля многие обвинения [ведь все время, пока голос Яакова звучит в Домах молитвы и Домах учения, нет силы у бедствий нашего времени овладеть (народом Израиля)]. И также сказано в Тана де-вей Элияу зута, п. 5, что каждый день выходят ангелы-разрушители, чтобы разрушить весь мир, и если бы всякий раз не находили бы они людей, которые изучают письменную и устную Тору, — сразу же разрушили бы весь мир, как сказано: «Ибо у Г-спода устои земли, и Он утвердил на них вселенную» (Шмуэль-1, 2:8); «устои земли» — это праведники, благодаря заслугам которых существует мир, и без них он был бы разрушен. Именно за это такой праведник получит от Г-спода навеки добрый удел и брит шалом (союз мира), как это было с Пинхасом (Бемидбар, 25:12, 13), с которым Г-сподь заключил брит шалом и сделал его коэном, — за то, что Пинхас отвратил Его гнев и Г-сподь не уничтожил сынов Израиля в ревности Своей (см. в конце недельной главы Балак). Да удостоит нас Г-сподь, в заслугу Торы, увидеть приход нашего Избавителя, и да возвеличится слава Всевышнего и Его Торы в мире — вскоре, в наши дни. Амен!


[1] Речь идет о трагических событиях, описанных в конце книги Шофтим (гл. 19-21), когда многие из колена Биньямина запятнали себя страшными грехами и представители остальных колен пошли на них войной. Потери с обеих сторон были очень велики, и из колена Биньямина пали двадцать пять тысяч воинов (Шофтим, 20:46).

[2] То есть выученная им Тора забудется, «вытечет» из него, как вода из решета.

[3] Глава Машкин — начало трактата Моэд катан, а глава Меэйматай коръин эт Шма — начало трактата Брахот, с которого начинаются все шесть разделов Мишны. «Богач» высокомерно говорит: мне, знатоку Торы, не подобает тратить время на твое обучение.

[4] Из-за его гордыни.

[5] В награду за его стремление к изучению Торы.

[6] Там приведены слова р. Шимона бен Йохая: «Если видишь людей, нерадивых в изучении Торы, — изо всех сил укрепляй себя в учебе сам, и получишь награду за них всех».

[7] В соответствии со сказанным в конце того же стиха: «И отрекаться будут пред тобою (от прежней ненависти) враги твои, а ты будешь попирать высоты их».


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»